В рабочий полдень
Ранним утром в первую пятницу марта около 65 сотрудников жилищного комитета Смольного отправились на турбазу «Фрегат» из офиса в центре Петербурга. Накануне глава комитета успешно сдал отчет губернатору, где рассказал про положительную динамику сбора денег с горожан в Фонд капремонта и о выполнении планов. Но реальность отличается от отчетов: на деле у комитета много недоделанных объектов и постоянно возникают сюрпризы в квитанциях петербуржцев.
Выезд чиновников на турбазу на шашлыки в рабочий день не преступление, но это событие может быть понято и оценено по-разному, особенно в ситуации, когда из Кремля регулярно декларируется: «Никакой роскоши у чиновников! Все свободные средства бюджета должны идти на помощь армии, а себе — только для восстановления сил». Между тем только аренда турбазы, по данным «Нового проспекта», могла обойтись чиновникам в несколько сотен тысяч рублей. Участники пикника рассказали, что были накрыты столы с шампанским, состоялась фотосессия. Праздник был недолгим: после 15 часов большинство участников разъехалось по домам, но некоторые остались ночевать на турбазе.
Комментирует юрист, управляющий партнёр в «Солнцев и партнёры» Станислав Солнцев:
— Если сотрудник покинул рабочее место не для исполнения своих обязанностей и это не было санкционированно руководителем, то это будет прогулом, если такое отсутствие будет больше 4 часов или всю смену. Обычно санкционировать отсутствие на рабочем месте может или первый руководитель, или непосредственный начальник. Для этого необходимо смотреть должностную инструкцию и локальные нормативные акты организации. В действительности, если в документах не будет четкого указания, кто имеет право давать такие указания, или будет указано, что непосредственный руководитель вправе направлять работников в командировки, а это имело место, то этого будет достаточно, чтоб считать это выполнением своих служебных обязанностей. Иными словами, губернатор не обязан давать разрешения или направлять в командировку каждого сотрудника органа власти или подведомственной организации. Обычно это решают начальники отделов. Указание не обязательно должно быть письменным. Оно может быть устным или содержаться в переписке мессенджера или по e-mail.
«Новый проспект» обратился с официальными запросами и в администрацию губернатора, и в сам комитет — попытался узнать, было ли у председателя жилищного комитета Олега Зотова разрешение на внеплановый выходной от градоначальника, и если было, то за какие заслуги, ведь даже при беглом взгляде на деятельность комитета и подведомственных ему структур видны проблемы.
Например, в релизах и сообщениях на сайте комитета и Фонда капитального ремонта не удалось найти такой важный показатель эффективности их работы, как остаток средств на счетах. В открытом доступе есть только информация по отдельно взятым домам. Между тем источник «Нового проспекта», знакомый с ситуацией, сообщил, что на счетах фонда лежит уже 9,2 млрд рублей (данные на 31 декабря 2022 года, летом 2021 года было почти на 3 млрд рублей меньше). Это означает, что деньги на счетах структуры копятся быстрее, чем тратятся, то есть финансы с населения чиновники собирают эффективнее, чем вкладывают их в конкретные работы.
Информационной прозрачностью Фонд капремонта не отличается, но работает в этом направлении. Многие петербуржцы знают о существовании фонда благодаря квитанциям и периодическим сюрпризам в них. Последний такой сюрприз появился как раз на прошлой неделе. Теперь в квитанции горожан будет отображаться полный объем пеней — на всю сумму просроченной задолженности. Толком объяснить коллегам из «Фонтанки» (https://www.fontanka.ru/2023/03/05/72105716/), зачем это нужно, в Фонде не смогли, и журналисты сделали вывод, что «всё это нагромождение — верный признак будущих вопросов и возмущенных звонков».
Культура сомнительных пояснений присутствует и в докладах губернатору самого жилищного комитета. Судя по информации слайдов последнего такого доклада, в 2022 году комитет выполнил 1769 видов строительно-монтажных работ на сумму 14 млрд рублей. Но, по-хорошему, на слайдах должны были разместить информацию о не использованных комитетом средствах в размере 35% от общего годового бюджета.
Красивые цифры отчетов в 2023 году в Жилищном комитете, похоже, решили обеспечить проверенным способом — снизив объем запланированных работ. В 2023 году план программы капремонта жилых домов города предусматривает траты в размере 16,3 млрд рублей, то есть на 2 млрд рублей меньше, чем годом ранее. Причем, по данным источников «Нового проспекта», по десяткам домов уже сорваны сроки работ, а 300 объектов вовсе были исключены из программы. Зато в отчетах — 87% выполнения краткосрочного плана и 100% собираемости денег с людей.
Описанные изменения в программе санкционировали и глава жилкома Олег Зотов, и врио гендиректора фонда Дмитрий Шутов (к слову, комитет, вопреки требованиям закона, не проводит конкурс для определения кандидата для замещения вакантной должности гендиректора фонда, что тоже вызывает вопросы. — Прим. «НП»).
«Если взять корректировку прошлогодней программы капремонта домов в Петербурге, то мы увидим, что комитет исключил из нее наиболее сложные объекты с небольшой стоимостью, например находящиеся под охраной КГИОП или те, кровли которых нужно было отремонтировать до начала отопительного периода. Зато в список включили несколько крупных домов в новых районах города с огромной стоимостью работ — по 50-100 млн рублей. На них с большим удовольствием приходят подрядчики: деньги большие, и заработать их можно без особых проблем, поскольку дома не старые. А что остается жильцам тех домов, которые выкинули из плана капремонта? Они пишут жалобы и надеются, что на них рано или поздно тоже обратят внимание», — сетует собеседник «Нового проспекта».