В Финляндию и Эстонию — без помады и машины
Въехать в ЕС на своей машине с российскими номерами теперь нельзя, следует из официального разъяснения Еврокомиссии, опубликованного в минувшую пятницу, 8 сентября. Сидишь ли ты за рулем видавшего виды «фольксвагена» или «лады», собрался в поездку на выходные или на месяц — не имеет значения. Ограничения касаются и других вещей из санкционного списка, в том числе косметики, шампуней, одежды, фотоаппаратов, мобильных телефонов.
В опубликованной официальной трактовке говорится, что любой ввоз автомобиля считается нарушением санкционного законодательства.
«Не имеет значения, используется ли транспортное средство в частных или коммерческих целях, если оно подпадает под таможенные коды, перечисленные в Приложении XXI (в том числе CN code 8703), происходят из России или экспортируются из нее. В большей степени это касается транспортных средств с российскими номерными знаками и зарегистрированных в России. Длительность их возможного пребывания в Европейском союзе и вид таможенной процедуры (например свободное обращение или ввоз на время) также не имеют значения», — говорится в документе.
Разъяснения Еврокомиссии появились по той причине, что именно ввоз личных автомобилей вызывал разночтения у таможенных служб. В Германии с весны этого года у россиян стали арестовывать автомобили с российскими номерами — и на границе, и уже во время пребывания в стране, в том числе и при транзитных поездках. В июле таможня Германии дала разъяснение, что понятие «ввоз» подразумевает любое перемещение товаров через границу. Однако в других странах ЕС автомобили с российскими номерами не арестовывали.
Кроме того, согласно разъяснениям Еврокомиссии, россиянам нельзя провозить с собой для личного пользования вещи, импорт которых из России в страны ЕС запрещен, то есть косметику, шампуни, зубную пасту, чемоданы, сумки, рюкзаки, кошельки, ряд предметов одежды и обуви, ноутбуки, фотоаппараты, мобильные телефоны, изделия из кожи и меха, полудрагоценные и драгоценные камни.
Народ выжидает
«Без губной помады и туалетной бумаги я в ЕС запросто, а вот телефон и авто хотелось бы оставить при себе», — отшучивается народ в соцсетях.
На сайте Посольства РФ в Финляндии в воскресенье уже появилось извещение: «С учетом возможных рисков рекомендуем гражданам России воздержаться от поездок в Финляндию на автомобилях с российскими регистрационными знаками». Посольства РФ в Эстонии, Латвии и Литвы пока таких предупреждений (на утро понедельника) на своих сайтах не вывесили.
Судя по сообщениям тех, кто в минувшие выходные пересекал границы Финляндии и Эстонии, никаких изменений не наблюдалось. Таможенные служащие на вопросы россиян отвечали, что ничего не изменилось. И это правда, поскольку Еврокомиссия разъяснила давно принятый законодательный акт — регламент №833/2014 от 31 июля 2014 года, касающийся ограничений на импорт товаров и услуг из России, который в октябре 2022 года был обновлен с введением восьмого пакета санкций.
Россияне же пока осторожничают. С границы Финляндии народ сообщает, что автомобилей с российскими номерами резко поубавилось. Если обычно автомашин было примерно поровну, то в эти выходные «на 15 машин с финскими номерами приходилась одна с российскими», сообщали в чатах. Видимо, народ решил подождать, когда ситуация прояснится. «Таможня пропустила как обычно. Впрочем, это не означает, что ты не стал нарушителем», — размышляет один из комментаторов, который въехал в Финляндию на своей машине.
Кто пострадает
В первую очередь пострадают люди, которые регулярно пересекают границу на машине. Ни Финляндия, ни прибалтийские страны не дают туристические визы, но для поездок к близким родственникам делается исключение. Доехать на машине до Таллина, Пярну или Котки дешевле, чем на автобусе.
«В августе мы так радовались, что нам с женой дали многоразовые визы, — рассказывает Сергей, житель Петербурга. — Думали, что будем каждый месяц к дочке в Таллин ездить, с внуками сидеть, у нее два малыша. Но если на машине нельзя, то билеты на автобус нам не по карману, мы пенсионеры. Посмотрим, как будет на практике».
В Эстонию можно добраться не только на автобусах, но и на маршрутке до Ивангорода, пешком через КПП и далее на автобусе. Это позволит уложиться примерно в ту же сумму, что и на авто. Тем более уже с начала следующего года в Нарву на машине будет всё равно не доехать: российская сторона планирует на 2 года закрыть ивангородский КПП на ремонт и пускать будет только пешеходов. А вот с финской границей сложнее: там пешком границу пересечь нельзя, а билет на автобус из Санкт-Петербурга до Хельсинки стоит от 5,9 тыс. рублей, до ближайшей к границе остановки у погранпункта Ваалимаа — ненамного дешевле.
По всей видимости, может пострадать и петербургский бизнес по перевозке пассажиров из аэропортов Хельсинки и Лаппеенранты в Петербург. Такими маршрутками пользуются россияне, которые возвращаются на самолетах из стран ЕС или, наоборот, улетают из финских аэропортов в другие страны. Вместимость значительной части такси-микроавтобусов до семи мест, что как раз подпадает под определение Еврокомиссии. Причем в последнее время этот бизнес и так усложнился. Если раньше водители везли людей в аэропорт Финляндии, там высаживали и ждали прилета рейса с другими пассажирами, которых везли в Россию, то теперь они должны приехать в аэропорт, высадить пассажиров, вернуться пустыми на территорию России и въехать снова за новыми пассажирами. Теперь их бизнес и вовсе под вопросом, а туристы могут потерять удобную возможность с ветерком доехать до самолета по более низкой цене, чем на рейсовом автобусе.
Еще одна категория потенциально пострадавших — те, кто возит из России в ЕС разные ходовые товары под видом личных вещей. После того как в Европе значительно выросли цены, а рубль упал, разница в цене стала ощутимой. Так, зубная паста или шампунь стоят в России в 2-4 раза дешевле, чем в Эстонии. Есть разница в цене и на ноутбуки, телефоны и другую технику.