В Африке акулы, в Африке гориллы… и российские айтишники
Российский IT-бизнес нашел для себя новое направление экспорта — это Африка, и чем южнее, тем лучше. В частности, потенциал африканской агроиндустрии оценило сообщество AgroCode Hub, объединяющее специалистов по современным технологиям в сельском хозяйстве. По их мнению, в РФ есть готовые решения, которые нужны этому континенту.
Возможность работы в африканском регионе рассматривают 82% российских специалистов, специализирующихся на IT-сопровождении аграрного сектора. Таковы данные опроса Россельхозбанка. Среди стран, в которых был бы востребован их опыт, айтишники называют ЮАР, Мали, Алжир, Зимбабве, Мозамбик, Танзанию, Нигерию, Кению, Уганду и Гану. 41% респондентов отмечают, что российские разработки однозначно применимы в сельском хозяйстве Африки. Среди приоритетного региона эксперты называют Южную Африку (она упоминается в 40% ответов).
По мнению экспертов, лучше всего помочь бедной Африке с агротехнологиями можно, экспортируя, например, системы управления фермами, беспилотники, сенсоры и IoT (сети устройств, которые подключены к другим устройствам и службам через интернет и обмениваются с ними данными. — Прим. «НП»), технологии селекции и т. д.
«Сельское хозяйство имеет все шансы стать одним из крупнейших направлений взаимодействия между Россией и африканскими странами, во многом это связано с повышенным спросом на эффективный АПК в условиях роста населения. И Россия может как наращивать поставки непосредственно продовольствия, так и стать лидером в экспорте технологических решений в Африку. Отечественный агротех вышел на высокий уровень, и его достижения будут пользоваться спросом. Страны Африки оценят его по достоинству», — уверена директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова, об этом она сообщила на форуме «Россия — Африка».
Эксперты банка отмечают, что агросектор России в сегменте технологических инноваций насчитывает более 220 стартапов, имеющих решение хотя бы на уровне работающего прототипа. В прошлом году число агротех-стартапов выросло на 30%.
55 государствам — российский ИИ
В сторону Африки, где расположено более 50 государств, смотрят и другие игроки российского IT-рынка. «В ситуации, когда рынки США и Европы оказались закрыты для российских IT-компаний, особой привлекательностью теперь обладают азиатское и африканское направления, — подтверждает директор по развитию бизнеса компании Vinteo (поставщик решений для видеоконференцсвязи) в регионе MENA (Middle East and North Africa, географический регион, объединяющий страны Магриба и Ближнего Востока. — Прим. «НП») Дмитрий Ролдугин. — Причины — значительное участие государства в крупном бизнесе, большие инвестиции в цифровизацию на основе существующей «железной» инфраструктуры, умеренная конкуренция в ключевых странах. Наша компания начала развивать направление экспорта в эти страны».
По мнению президента объединения разработчиков программного обеспечения «Руссофт» Валентина Макарова, Африке крайне важно развивать технологии искусственного интеллекта, интернет вещей, виртуальную реальность, блокчейн, также страны континента готовы внедрять киберфизические системы.
«Африканский континент является перспективным рынком для продвижения отечественных IT-продуктов, решений и услуг, — утверждает Валентин Макаров. — Этот второй по численности населения континент мира с наибольшими темпами прироста населения. Африка быстро развивается и интегрируется в глобальную экономику, обладая значительной долей мировых природных ресурсов и имея огромный потенциал для цифровой трансформации своей экономики и социальной жизни».
«Сегодня довольно сильный акцент делается на противопоставление дружественных и недружественных стран. Но слово «дружественный» совсем не означает, что в каком-то конкретном государстве нас ждут заказчики и партнеры, которые уже готовы к сотрудничеству, покупке и в целом позитивно настроены, — предупреждает генеральный директор «СёрчИнформ» Сергей Ожегов. — Рынки дружественных стран такие же конкурентные, как и везде в мире. То есть все те же компании, с которыми приходится конкурировать, к примеру, в Европе или США, давно и успешно присутствуют и в дружественных для России странах».
Президент «Руссофта» признает, что сложности работы в Африке есть, но, по его мнению, заключаются они в крайне неравномерном развитии африканских стран, «что приводит к серьезным рискам безопасности для бизнеса и для людей, приезжающих в ряд стран Африки, а также к отсутствию в большом числе стран Африки платежеспособного спроса на IT-решения». Однако, обнадеживает Валентин Макаров, в Кении, Нигерии, Египте, Марокко, ЮАР и ряде других стран уже сложились или складываются условия для значимых продаж.
Цифровизировать и цифровизировать
По итогам 2022 года очевидных признаков переориентации российской индустрии разработки ПО на рынки дружественных стран пока нет, так как при резком росте привлекательности внутреннего рынка бизнес посчитал неоправданным тратить ресурсы для выхода на внешние связи. Тем не менее международная экспансия всё же предстоит, и африканское направление выглядит перспективнее прочих.
Эксперты «Руссофта» считают, что при обеспечении цифрового суверенитета в странах Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Азии (с Океанией) приходится решать примерно те же проблемы, что и в России. «Африканским странам интересно взаимодействие с российскими компаниями, и нам есть что предложить африканскому рынку: решения для электронного правительства, здравоохранения, банкинга и других отраслей. Мы обязательно должны быть там среди первых и использовать историческое преимущество доброго отношения к России, оставшееся от СССР», — уверен Валентин Макаров.
В России работает около 4,5 тыс. компаний — разработчиков ПО. Ежегодно их количество увеличивается примерно на 2,5-4%. И если в 2021 году IT-разработчики из РФ активнее всего работали в США, Европе и на Ближнем Востоке, то в 2022 году — в ближнем зарубежье, Южной и Восточной Азии и, опять же, на Ближнем Востоке. Теперь к ним добавляется и Африка.