Устойчивый паттерн. Россияне ушли за покупками в онлайн
Новый проспект
Статьи

Устойчивый паттерн. Россияне ушли за покупками в онлайн

Прочитано: 310

За ноябрьские дни распродаж россияне сделали рекордное количество интернет-покупок. «Черная пятница» 2021 показала: пандемийные годы выработали у россиян привычку приобретать различные товары онлайн и сформировали доверие к интернет-торговле. Как новые привычки жителей России меняют российский ретейл, разбирался «Новый проспект».

За 3 дня акции «черная пятница» (26-28 ноября 2021) россияне оформили онлайн-заказов (без учета возвратов) на сумму 85,7 млрд рублей, что в 2,16 раза больше по сравнению с показателями прошлогодней акции (в 2020 году объем заказов в эти дни составил 39,7 млрд рублей), сообщили «Новому проспекту» в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Из онлайн-покупок россиян в этом году 14,8%, или 12,7 млрд рублей, пришлось на зарубежные площадки.

При этом для офлайновых ритейлеров результаты «черной пятницы» 2021 оказались «самыми скромными за последние 4 года»: посещаемость магазинов на 24-35% ниже, чем в допандемийном 2019. В сети Zenden трафик упал более чем на 12% по сравнению с акцией допандемийного 2019. В сети Baon в 2019 прирост трафика в дни «черной пятницы» составлял около 10% по отношению к предшествующей неделе, а в 2021, несмотря на скидки и маркетинговую поддержку акции, прироста трафика и выручки не произошло. Участники рынка считают, что на показатели повлияла неблагоприятная эпидемиологическая обстановка.

«В интернет-торговле покупательская активность гораздо выше, чем до пандемии. Ограничительные меры стали катализатором развития интернет-торговли, какое-то время интернет был единственным каналом продаж практически для всех категорий непродовольственных товаров, и за 2020 и 2021 годы уже сложилась потребительская привычка приобретать товары именно онлайн. Мы говорим об устойчивых паттернах поведения. Для сравнения: в 2019 покупки в интернете совершали 47 млн россиян, сейчас — больше 60 млн, и эта цифра вырастет по итогам 2021 года», — отметил президент АКИТ Артем Соколов. По его словам, можно смело говорить не только об устойчивых привычках россиян приобретать разные товары в интернете, но и об их полном доверии к интернет-торговле и проводимым ею акциям.

Только за первое полугодие 2021 количество предпринимателей, продающих свои товары на маркетплейсах, выросло до 300 тыс., что на 100 тыс. больше по сравнению с 2020 годом, приводит данные АКИТ. Судя по динамике, количество таких предпринимателей по итогам года может увеличиться в разы. Так, только на Wildberries по итогам 11 месяцев текущего года свои товары реализуют около 450 тыс. продавцов.

По словам директора оператора фискальных данных OFD.ru Антона Румянцева, за 11 месяцев 2021 года в e-commerce существенно увеличилось число онлайн-касс: 33 тыс. онлайн-касс у индивидуальных предпринимателей (рост 73% к январю 2021 года), 57 тыс. онлайн-касс — у обществ с ограниченной ответственностью (+29,3% к началу 2021) и 24 тыс. онлайн-касс у юридических лиц других форм организации (+139% к началу 2021).

30 тонн муки и ювелирка

В топ-5 товарных предпочтений россиян, совершавших покупки онлайн на распродажах в ноябре 2021 года, на первом месте оказались одежда и обувь, в то время как в прошлом году лидировали электроника и бытовая техника. По данным аналитиков компании «АТОЛ», на одежду и обувь в этом году пришлись 30% от общих трат в интернет-магазинах. На втором месте в 2021 оказались товары для дома и дачи, на третьем — электроника и бытовая техника, на четвертом — продукты питания. Замыкают топ-5 покупок товары для детей.

В эту «черную пятницу» в 3 раза увеличился интерес россиян к покупке одежды, обуви и продуктов питания. На Ozon всего за 1 час «черной пятницы» россияне купили 30 тонн муки — столько реализует за день крупная сеть производственных магазинов. Самой дорогой покупкой на Ozon стал холодильник за 444 тыс. рублей, который приобрел клиент из Санкт-Петербурга. Абсолютными лидерами продаж «черной пятницы» Ozona стали: кофе в зернах, арахисовая паста, протеиновое низкокалорийное печенье, зубная паста для защиты эмали, тушь с эффектом накладных ресниц.

На Wildberries россияне активно скупали платья, книги, кремы, чехлы для телефонов, ботинки, гирлянды, куртки, чай, сухой корм для животных и сумки. Наиболее активными участниками «черной пятницы» стали жители Московского региона (рост числа заказов — +147% год к году), они чаще всего заказывали платья и книги, а также петербуржцы (+165%), самыми популярными покупками у которых стали различные товары для рукоделия и косметические кремы, рассказали «Новому проспекту» в Wildberries. Акция «черная пятница» на Wildberries проходила c 22 по 28 ноября, и за этот период общая сумма заказов превысила 43 млрд рублей, что в 2,6 раза больше показателей аналогичного периода 2020 года. Число заказов увеличилось в 2,7 раза. В 2019 году акция была более продолжительной и проходила в другие даты, поэтому корректно сравнить допандемийные показатели с 2021 годом не получится, отметили в Wildberries.

Ozon раскрыл только оборот от продаж в главный день «черной пятницы», 26 ноября 2021. Он составил 5 млрд рублей, что в 4 раза больше по сравнению с 2020. Также в Ozone сообщили, что за время ноябрьских распродаж к ним пришло более 700 тыс. новых покупателей.

Активный покупательский спрос в категории «Ювелирные изделия» отметили члены АКИТ (Ozon.ru, Wildberries, Lamoda, «Яндекс.Маркет», «Сбермаркет» и др.): на некоторых площадках продажи украшений увеличились в 5-6 раз. Самая дорогая онлайн-покупка в этом сегменте — кольцо из комбинированного золота с бриллиантами за 214 тыс. рублей. «Ювелирка — довольно новая категория для интернет-торговли. Фактически она была разрешена только в конце 2019 года, когда АКИТ удалось снять правовые коллизии, запрещающие онлайн-продажи с доставкой. Те ретейлеры, кто сумел быстро перенастроить бизнес и наладить этот канал продаж, сегодня получили огромную покупательскую аудиторию: в монобрендовых магазинах на такие покупки в общей структуре продаж приходится до 30%», — говорит президент АКИТ Артём Соколов.

Помимо муки и бриллиантов россияне активно приобретали онлайн обучающие курсы, подарочные сертификаты, билеты на концерты и в театр, на спортивные мероприятия и в кинотеатры, подписки на литературные издания, СМИ, онлайн-сервисы. Сумма таких покупок во время «черной пятницы» 2021, по данным компании «АТОЛ», составила 33,5 млрд рублей.

А как у них?

На родине «черной пятницы», в США, в 2021 году продажи, которые начинаются со Дня благодарения (25 ноября в 2021) и заканчиваются «киберпонедельником» (29 ноября в 2021) побили результаты не только 2020, но и допандемийного 2019 года. По данным Adobe Analytics, за одну только «черную пятницу» был практически повторен допандемийный рекорд онлайн-продаж: сумма покупок — $ 8,9 млрд в 2021 против $ 9 млрд в 2019. По словам Стива Садове, старшего советника Mastercard, уже к трём часам дня общий объем розничных продаж вырос почти на 30% по сравнению с прошлым годом, при этом лидируют продажи одежды и универмагов. В День благодарения интернет-продажи составили $ 5,1 млрд, что на 21,5% больше, чем годом ранее. Всего за первые 2 дня распродаж американцы потратили через интернет $ 14,1 млрд.

В Великобритании к 17:00 «черной пятницы» объём покупок с помощью кредитных карт, по данным Barclaycard, на 23% превзошел показатель 2020 года и на 2,4% — показатели допандемийного 2019. По оценке аналитиков PwC, в этот день траты британцев составили £8,7 млрд (против £7,8 млрд в 2019).

В последнее время магазины начинают распродажи как можно раньше и продлевают акции на как можно больший срок. Опросы населения в США подтверждают, что жители предпочитают готовиться к праздникам заранее. Опрос McKinsey показал, что 31% американцев сделали основные покупки покупки ко Дню благодарения и Рождеству в начале октября.

Что касается россиян, они всё чаще приобретают товары в интернет-магазинах благодаря удобной доставке и практически неограниченной торговой полке, а российские предприниматели активно развивают онлайн-продажи и расширяют ассортимент на маркетплейсах.

ретейл продажи e-commerce
Другие статьи автора Читайте также по теме

Рыночную долю лидеров интернет-торговли Wildberries и Ozon Федеральная антимонопольная служба оценила в 80%. Принятое решение призвано защитить как права потребителей, так и зависимых от интернет-агрегаторов поставщиков и пунктов выдачи заказов. Но реализовать его как минимум до конца года вряд ли удастся.

Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».
В 2023 году на первичном рынке Ленобласти было продано 24,4 тыс. квартир. Это рекорд последних 5 лет.
02.02.2024

Минюст объявил Людмилу Улицкую иноагентом
01.03.2024
Из Бельгии в Петербург снова прибыла партия наркотиков в продуктах
01.03.2024
Президент Финляндии заявил о важности сил ядерного сдерживания для страны
01.03.2024
Маск подает в суд на руководство OpenAI
01.03.2024
Франция может разрешить спецназу пересекать границу Украины
01.03.2024
В колонии, где умер Алексей Навальный, наблюдатели не нашли нарушений
01.03.2024
На Адмиралтейских верфях поднят флаг на траулере "Капитан Мартынов"
01.03.2024
Москва простилась с Алексеем Навальным. Его похоронили на Борисовском кладбище столицы
01.03.2024
Товарная биржа СПбМТСБ собирается купить бизнес-центр в Москве
01.03.2024
Компания Bosch продает российскую штаб-квартиру
01.03.2024
Опрос: цены на товары и услуги в этом году поднимут 80% российских фирм
01.03.2024
Алла Пугачева выпустила новый альбом "P.S." с фото украинского продюсера на обложке
01.03.2024
Смольный обещает удвоить парк нового общественного транспорта
01.03.2024
На сегодня в Москве намечено прощание с Алексеем Навальным. Кремль напомнил россиянам об ответственности за "сборища"
01.03.2024
РАД продал промышленную площадку "Метростроя" на Витебском проспекте за 520 млн рублей
01.03.2024
Тоннель для ВСМ построят рядом с метро "Лиговский проспект"
01.03.2024
Лужский комбикормовый завод возобновил работу
01.03.2024
Иноагент Олег Тиньков закрывает в России благотворительный фонд по борьбе с лейкемией
01.03.2024
Группа "Черноголовка" вложила 1 млрд рублей в производство чипсов в Пскове
01.03.2024
Бывшее здание хлебозавода "Арнаут" в Петербурге станет деловым центром
01.03.2024
Setl Group построил восьмой детский сад в "Солнечном городе"
01.03.2024
Кассация согласилась привлечь к субсидиарной ответственности бывших руководителей МБСП супругов Бажановых
01.03.2024
У некоторых россиян выросли пенсии
01.03.2024
В Петербурге появилась онлайн-база городской недвижимости для бизнеса
01.03.2024
В Госдуму внесут законопроект, определяющий понятие "валежник"
01.03.2024
Рыбоводное хозяйство "РОК-1" оценили более чем 60 млн рублей
01.03.2024
Производители товаров из вторсырья начнут получать господдержку
01.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки