Ускользающая красота. Основные тенденции на рынке эстетической медицины
Клиники эстетической медицины справились с проблемой дефицита материалов для некоторых услуг. Однако теперь компании отмечают снижение спроса на 10-15%, хотя традиционно осень считается высоким сезоном для проведения эстетических процедур.
Минувшей весной представители индустрии красоты громко заявляли о своих опасениях по поводу возможного дефицита препаратов для инъекций и других расходных материалов. Сегодня многие возникшие проблемы с препаратами и оборудованием удалось решить, хотя не обошлось без потерь. Российский рынок на фоне санкций покинул ирландский концерн Allergan, производящий препараты для инъекций Juvederm и Botox.
«Других существенных изменений не произошло. Многие бренды на рынке остались, а уход одного игрока не отражает ситуацию во всей отрасли», — комментирует Ольга Арбекова, главный врач клиники косметологии «Фейсконтроль».
«Дефицита на рынке инъекционных препаратов не было. Есть запасы препаратов на складах и есть прямые аналоги от местных производителей. В доступе отечественные ботулотоксины, российская гиалуроновая кислота и биоревитализанты», — рассказывает коммерческий директор ГК «Медиэстетик» Александр Стихарев.
Оборудование, как дорогой автомобиль
На фоне спецоперации из России ушли также некоторые производители аппаратов для косметологии из Европы и США, например компания Zeltiq.
«Сейчас выбор оборудования в разы меньше, чем в начале года. Клиники возлагали надежду на корейские фирмы, но с ними не всё однозначно. Китайские поставщики пытаются расширить присутствие на рынке аппаратов, но пока изменения идут в сторону тех же препаратов из Европы, но от менее известных брендов», — отмечают в «Медиэстетик».
Некоторые клиники с проблемами в сегменте оборудования не сталкиваются. Ольга Арбекова говорит, что никаких изменений в этой сфере не заметила. «Сервисные центры на месте, поставки расходников идут по плану», — поясняет она.
Она сообщила, что ее фирма работает с официальными дистрибьюторами оборудования, которое представлено и сертифицировано в России. «Это как покупать и обслуживать дорогой автомобиль у официального дилера. Но если официальные дилеры премиальных автобрендов ушли из России, то с косметологическим оборудованием премиум-класса такого не произошло», — отметила она.
Бронь снимают, клиент уезжает…
Зато все игроки рынка столкнулись с изменением спроса на свои услуги, и не в лучшую сторону: некоторые клиники отмечают резкое уменьшение обращений.
«Число пациентов осенью снизилось и на фоне спецоперации, и из-за мобилизации. Часть клиентов взяла паузу, часть уехала за границу на неопределенный срок», — констатирует пластический хирург клиники GrandMed Александр Шумило.
«Спрос на услуги эстетической медицины снизился, но незначительно, всего на 10-15%», — рассказала Нигина Кузьмина, косметолог-дерматолог сети клиники «Скандинавия». Она отметила, что общая загрузка стала несколько меньше. «Но в целом наши пациенты не перестали ходить к нам и делать те же процедуры, что и ранее», — пояснила эксперт.
По словам Александра Стихарева, начало сентября было отличным и даже подарило надежду на стабильный спрос. Но позже процент отказов от процедур по предварительной записи составил от 30 до 90%. «Только сейчас начинает восстанавливаться привычная для нас сезонная загрузка. Но есть ряд проблем у направлений хирургии, где планирование и результат более длительные, а некая неопределенность смущает пациентов», — комментирует он.
Эксперты говорят, что текущий спрос сложно соотносить с аналогичным периодом прошлого года. «В первом квартале этого года клиникам пришлось несколько раз пересматривать прайс из-за ежегодного повышения цен от поставщиков, скачка курса валют, ухода с рынка части брендов. Затем пациенты стали переезжать из Петербурга. Однако кто-то пришел к нам из других клиник. Год был очень насыщенным, поэтому его невозможно соотносить с привычным сезонным спросом», — пояснила Алена Мургина, бизнес-тренер по клиническим коммуникациям клиники «Фейсконтроль», и подчеркнула, что ожидает итоговых результатов не ниже прошлого послековидного года.
«Было бы лукавством утверждать, что петербургский рынок эстетической медицины остался прежним. Просто в медицинских компаниях, которые давно на рынке, вопрос стоит не так остро, как возможно о нем говорят. Мы видим точечное подорожание расходных материалов и оборудования, но проблем с его поставками у нас нет. Все, в том числе закупки импортных аппаратов, мы проводим через отечественные компании, много лет работаем с надежными поставщиками», — говорит Сергей Пониделко, директор по медицине СМ-Клиники в Санкт-Петербурге. Что касается спроса, то, по его словам, компания недавно исследовала активность направления пластической хирургии. «В сравнении с осенью прошлого года при прочих равных критериях прирост по операциям более 30%. Конечно, весомое значение имеет экономический фактор — пациенты были обеспокоены подорожанием услуг, поэтому быстрее решились на операцию», — заключил он.
Спрос на красоту
Основной запрос в этом году на скорость и максимальный результат надолго «и желательно бесплатно», рассказали в клинике «Медиэстетик». А в «Скандинавии» отметили спрос на работу с качеством кожи, а также на профилактику возрастных изменений.
«Пациентов заботит больше качество кожи, к примеру, а не увеличение скул и губ», — пояснила Нигина Кузьмина. Пациентам также важен комплексный подход к решению проблем. Например, клиенты с нарушением прикуса и запросом на увеличение губ также обращаются к стоматологу-ортодонту.
Серый сегмент
Эксперты считают, что текущая ситуация увеличит рынок серой косметологии, но прогнозы делают разные. Например, в «Скандинавии» полагают, что этот сегмент может вырасти и на фоне снижения доходов, и в связи с увеличением количества контрафактных товаров и удорожания препаратов.
Алена Мургина считает, что серые рынки растут не из-за снижения доходов, а скорее от недостатка осведомленности населения о возможных рисках. Так что многое зависит от уровня образования потребителей.
«Серый рынок не значит дешево: средний чек у серых косметологов давно не ниже, чем в клинике с медицинской лицензией. К сожалению, не все об этом даже задумываются», — заключает она.
«Спрос на серые услуги может даже снизиться, ведь косметология не первоочередная потребность людей в нынешней ситуации», — комментирует Александр Стихарев.