Укололся и поел. Как рестораны будут жить в новой реальности
Посещать места общественного питания в Москве с 28 июня смогут только те, кто привился от COVID-19 не ранее чем за полгода, либо те, у кого отрицательный ПЦР-тест, действующий 3 дня. Такое распоряжение подписал вчера мэр столицы. Что об этом думают рестораторы и грозит ли подобная реальность общепиту Петербурга, выяснял «Новый проспект».
«Как мой ресторан? Был жив до сегодняшнего дня»; «Допускаются ли нецензурные выражения в вашем издании? Если нет, то без комментариев»; «Они что, думают, я у себя открою пункт вакцинации? Укололся — можешь кушать?» — такие комментарии неавторизованно давали сегодня «Новому проспекту» участники московского ресторанного рынка.
Все они сходятся во мнении, что вакцинация провалена, и в попытке наверстать упущенное правительство переложило проблемы вакцинации на плечи бизнеса из сферы услуг.
«Рестораны не смогут объективно работать в таком режиме. Очень много вопросов. Что делать человеку, у которого высокие титры антител, но он переболел полгода назад? Что делать человеку, у которого противопоказания к вакцинации? Что делать иностранцу? Мы реально не знаем, как мы это будем разруливать. Это разорение для рынка», — говорит уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в Москве, ресторатор, владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов. Он как владелец ресторанного бизнеса не против самой вакцинации, но не понимает, как будут выживать рестораторы в условиях, в которые их поставило правительство Москвы.
По данным «Нового проспекта», рестораторы во главе с Сергеем Мироновым готовят петицию — обращение к московскому правительству. О необходимости мер поддержки заявил «Новому проспекту» основатель компании «Теремок» Михаил Гончаров. «Они абсолютно необходимы, и двух мнений быть не может», — подчеркнул он. По его словам, в первую очередь отрасли необходима компенсация МРОТ и освобождение от налогов не только малых и средних, но и крупных предприятий общепита.
Совладелец московской Mari Vanna Андрей Федорин считает, что подобное нововведение — удар по всей цепочке: от поставщиков питания до арендодателей.
«Это дикий удар по бизнесу», — соглашается с ним основатель первой московской сети котокафе «Котики и люди» Владимир Кузин. «Я не понимаю, откуда мы возьмем деньги, чтобы справиться. Бизнес существует на те деньги, которые приносят клиенты. Если мы не будем пускать часть людей, мы будем меньше зарабатывать, а тратить меньше мы не станем. Если бы это сопровождалось мерами поддержки, то это было бы справедливо и целесообразно. Но сейчас мы поставлены в безвыходную ситуацию. А жить-то нам на что? Налоги платить как? Зарплаты? Арендные платежи?» — говорит Владимир Кузин.
Один из бывших рестораторов, чья сеть московских ресторанов, включавшая в себя более пяти точек в пределах Садового кольца, не пережила локдаун, и теперь он занимается только поставкой питания в секторе b2b, считает, что в Москве для ресторанов время сейчас абсолютно неподходящее.
А что Петербург?
Рестораторы Петербурга еще прошлым летом познакомились с QR-кодами. Эти QR-коды содержат информацию о наличии дезинфицирующих средств, плане уборки, обработки, запасе СИЗов и т. д.
Сейчас у петербургских ресторанов другая головная боль — подготовка к празднику выпускников «Алые паруса»: рестораны и кафе, находящиеся на территории проведения торжества, смогут работать исключительно по предварительной записи и по согласованию с комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Для этого им нужно обратиться в центр контроля качества товаров, подведомственного комитету, подтвердить готовность соблюдать стандарты безопасной деятельности, согласовать количество посадочных мест, получить специальные пригласительные для гостей. Если всё пройдет хорошо, точки общепита смогут принимать гостей, но по предварительной записи и по пригласительным.
Разрешение на работу с 25 на 26 июня ожидает ресторан Mari Vanna на Мытнинской набережной, который подготовил и подал весь пакет документов. Его управляющая Ксения Павлова не теряет оптимизма и рассказывает, что ресторан вместе со своим котом Бегемотом, символом Mari Vanna, благополучно пережил локдаун и намерен приспосабливаться ко всем нововведениям. «Иностранцев мало, но они есть, и это радует. Как чемпионат Европы по футболу закончится, догоним Москву по ограничительном мерам», — предполагает она. Ресторан намерен войти в список антиковидных мест питания, поэтому ведет работу с персоналом на предмет всеобщей вакцинации в рамках отдельно взятого ресторана.
Михаил Гончаров не уверен, что Петербург ждет участь столицы, но «гораздо худший путь — это локдаун», считает он. Впрочем, петербургские рестораторы не теряют оптимизма. «С каждым днем новая фишка, готовимся», — говорит другой участник рынка. «Надеюсь, питерцы не последуют нашему примеру, иначе революции не избежать. Как известно, все революции начинаются с Петербурга», — предупреждает Сергей Миронов.
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ