Уголь плюс нефть. Грузооборот портов Балтики восстанавливается
Новый проспект
Статьи

Уголь плюс нефть. Грузооборот портов Балтики восстанавливается

Прочитано: 121

Грузооборот российских морских портов Балтики в 2021 году восстановился после снижения на 6% за 2020 год. По итогам прошлого года через российскую Балтику прошло 252,9 млн т товаров, что на 5% больше, чем годом ранее. Этот рост эксперты связывают с восстановлением мировой экономики после эпидемии коронавируса.

По данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», грузооборот портов Балтики вырос за 2021 год на 5%, до 252,9 млн т. При этом большинство портов показало положительную динамику. Увеличение грузопотока связано в основном с ростом перевалки наливных грузов, угля и минеральных удобрений.

«Фактически грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна в 2021 году восстановился после снижения на 6% годом ранее из-за замедления мировой экономики, связанного с пандемией коронавируса», — отмечают эксперты «Фридом Финанс».

Шесть портов одной Балтики

В частности, в порту Санкт-Петербург было обработано 62 млн т, это на 4% больше, чем за 2020 год. Перевалка наливных грузов увеличилась на 1%, до 11,48 млн т, навалочных грузов — на 9%, до 8,97 млн т. Обработка генгрузов выросла на 13%, до 13,49 млн т.

Грузооборот порта Усть-Луга вырос за год на 7%, до 109,3 млн т. При этом объем перевалки навалочных грузов увеличился на 10% и составил 50,7 млн т. Перевалка угля и кокса выросла на 11%, до 42 млн т. Обработка наливных грузов увеличилась на 4%, до 56 млн т, в том числе нефти — на 5%, до 23,2 млн т. Перевалка генеральных грузов выросла на 12%, до 781 тыс. т.

В порту Приморска грузооборот также увеличился на 7%, до 52,9 млн т. В частности, перевалка нефти в объеме 36 млн т показала положительную динамику в 9%. Объем перевалки нефтепродуктов составил 16,6 млн т (рост составил 4%).

Наиболее заметно, на 60%, до 1 млн т, увеличил грузооборот порт Выборг. Здесь объемы перевалки навалочных грузов выросли на 66%, до 965,8 тыс. т. В частности, перевалка угля и кокса выросла в 2,6 раза, до 454,6 тыс. т; перевалка минеральных удобрений увеличилась на 17%, до 422,6 тыс. т. «Резкий рост объемов перевалки в порту Выборг объясняется эффектом низкой базы», — поясняет руководитель отдела аналитики ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

В Калининграде грузооборот вырос на 2%, до 10,6 млн т. При этом объем навалочных грузов снизился на 9% и составил 1 млн т, хотя перевалка угля увеличилась на 13%. Контейнерооборот порта увеличился по сравнению с 2020 годом на 55% и составил 437 190 TEU.

Вместе с тем порт Высоцк снизил грузооборот на 9%, до 16,8 млн т, увеличив при этом перевалку наливных грузов на 6%, до 12,5 млн т. В том числе перевалка нефтепродуктов выросла на 5%, до 11,8 млн т, перевалка сжиженного природного газа — на 28%, до 685,3 тыс. т. Заметно, на 37%, до 4,3 млн т, снизилась перевалка угля.

Причины политические и логистические

По словам экспертов, рост перевозки грузов через Балтику ожидался еще в начале 2021 года. «Он был связан в первую очередь с переориентацией грузов из портов Прибалтики на российские в связи с введением новых портовых мощностей на Балтике», — считает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».

На рост грузооборота повлияли и политические причины. «Китай удалил Литву из своей таможенной системы, и китайские грузы пошли в обход Литвы. В то время как напряженные отношения ЕС и Белоруссии, в том числе на границе с Польшей, затруднили перевозку грузов сухопутным маршрутом», — поясняет Артём Тузов.

Всё дело в нефти

Одной из основных тенденций в перевалке грузов на российской Балтике остается рост в сегменте наливных грузов. По словам Артёма Тузова, положительная динамика связана с решением ОПЕК+ в начале года по ускорению восстановления добычи нефти. «Появились новые объемы, которые направили в том числе и в ЕС, что позволило значительно увеличить перегрузку нефти в ноябре 2021 года», — комментирует он.

«Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть в мире резко сократился и Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 40% и 32% соответственно, то в 2021 году мы наблюдали столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это в свою очередь привело и к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты», — поясняет Виталий Чернов.

Уголь в цене

Растет также перевалка угля. «Спрос на уголь может быть связан с ростом цен на энергоносители в мире, который наблюдается уже на протяжении нескольких месяцев. Потребители стремятся создать запасы, пока цены не выросли ещё больше, и увеличивают объём закупки», — полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

О тех же причинах увеличения перевалки угля говорят и другие эксперты. По словам директора по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александра Головизнина, спрос на уголь связан с энергетическим кризисом в Европе и других странах после пережитой эпидемии коронавируса.

«Потребность в разных энергоносителях, в том числе в угле, большая. Цены на него довольно высоки не только для экспорта в Европу, но и для поставок в Китай», — говорит Александр Головизнин.

Этот тренд подтверждает и Виталий Чернов из «Портньюс». «Рост цен на энергоносители в Европе привел и к росту маржинальности поставок угля в западном направлении. Кроме того, грузоотправители оказались лишены возможности провести все необходимые объемы угля в направлении дальневосточных портов из-за дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона», — комментирует он.

Виталий Чернов отмечает, что на российской Балтике перевалка угля выросла в первую очередь за счет некоторых относительно мелких неспециализированных терминалов Усть-Луги, которые, судя по всему, сумели быстро расширить свои мощности под перевалку угля и предложить грузоотправителям конкурентоспособные условия работы.

«Падение по углю наблюдалось не только в Высоцком порту (который, кстати, сокращает работу с углем в пользу перевалки зерна), но и, например, на крупнейшем угольном терминале Балтики «Ростерминалуголь», — констатирует Виталий Чернов.

Вместе с тем Александр Головизнин не считает спрос на уголь долгосрочным трендом, потому что рано или поздно Европа вернется к экологической повестке и будет сокращать его потребление.

Пас от Белоруссии

Аналитики «Фридом Финанс» ожидают, что грузооборот на Балтике в ближайшие годы продолжит рост. «По плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры к 2024 году мощности морских портов России должны увеличиться до 1,3 млрд т, из которых 15,1% составит увеличение мощностей на Балтике. Этому будут способствовать рост добычи нефтепродуктов и спроса на них в 2022 году. Значит, текущий тренд продлится как минимум до 2024 года», — отмечают аналитики «Фридом Финанс».

Темпы роста грузооборота могут дополнительно увеличиться, если белорусские грузы будут переориентированы из Прибалтики в Россию. «В Минтрансе РФ ожидают подобный маневр в ближайшие 2 года. Но разговоры о такой переориентации исходят от белорусских властей уже несколько лет, и еще ни разу не закончились реальными действиями», — комментируют в «Фридом Финанс». По подсчетам компании, экспорт из Белоруссии вместе с прибылью от транзита может составить € 1,91-3,37 млрд.


порты логистика перевозки перевалка статистика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Инфляция замедлилась в пять раз, но еда выросла в цене на 3%.

13.05.2022
Оптовый торговец алкоголем "Тродекс Логистик" решил выйти на рынок складской недвижимости. Компания готовится ввести в эксплуатацию комплекса класса, А в Шушарах и будет сдавать его в аренду. По оценке экспертов, объем вложений в проект составил более 800 млн рублей.
Премьера Михаила Мишустина просят воздержаться от ответных мер РФ по ограничению въезда в страну большегрузного транспорта из Евросоюза.
18.04.2022

Российское юрлицо Google собирается объявить о банкротстве
18.05.2022
На карте с утекшей базой «Яндекс.Еды» появились данные пользователей ВТБ, Avito, «Билайн» и других сервисов
18.05.2022
Setl Group и Сбербанк подписали соглашения о сотрудничестве более чем на 1/5 триллиона
18.05.2022
Фракцию ЛДПР в Госдуме возглавил Леонид Слуцкий
18.05.2022
Генсек НАТО принял заявки Финляндии и Швеции на членство в альянсе
18.05.2022
В Петербурге из-за ветра желтый уровень опасности
18.05.2022
Песков рассказал, что в планах на 2022 год есть и прямая линия Путина, и послание президента, но даты еще не назначены
18.05.2022
Дума Екатеринбурга попросила прокуратуру дать правовую оценку словам Владимира Соловьева. Он назвал город «центром мерзотной либероты»
17.05.2022
Без подушек безопасности и ABS. Правительство России разрешило выпуск автомобилей по нормам начала 1990-х
17.05.2022
Вице-премьер Хуснуллин приехал в Херсон и предсказал вхождение региона в состав РФ
17.05.2022
Госдума рассмотрит предложение правительства выйти из ВТО и ВОЗ
17.05.2022
Финляндия отказалась от оплаты российского газа в рублях
17.05.2022
В Петербурге отменили спектакль с участием «Би-2». Это четвертая отмена их выступления после отказа играть играть на фоне баннера «Zа президента»
17.05.2022
СМИ: В Кремле решили создать детское движение в столетие пионерии
17.05.2022
Парламент Финляндии одобрил подачу заявки на вступление страны в НАТО
17.05.2022
Три топ-менеджера Сбербанка синхронно заявили о своей отставке
17.05.2022
В российском МИДе заявили о приостановке мирных переговоров c Украиной
17.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки