Уголь плюс нефть. Грузооборот портов Балтики восстанавливается
Новый проспект
Статьи

Уголь плюс нефть. Грузооборот портов Балтики восстанавливается

Прочитано: 559

Грузооборот российских морских портов Балтики в 2021 году восстановился после снижения на 6% за 2020 год. По итогам прошлого года через российскую Балтику прошло 252,9 млн т товаров, что на 5% больше, чем годом ранее. Этот рост эксперты связывают с восстановлением мировой экономики после эпидемии коронавируса.

По данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», грузооборот портов Балтики вырос за 2021 год на 5%, до 252,9 млн т. При этом большинство портов показало положительную динамику. Увеличение грузопотока связано в основном с ростом перевалки наливных грузов, угля и минеральных удобрений.

«Фактически грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна в 2021 году восстановился после снижения на 6% годом ранее из-за замедления мировой экономики, связанного с пандемией коронавируса», — отмечают эксперты «Фридом Финанс».

Шесть портов одной Балтики

В частности, в порту Санкт-Петербург было обработано 62 млн т, это на 4% больше, чем за 2020 год. Перевалка наливных грузов увеличилась на 1%, до 11,48 млн т, навалочных грузов — на 9%, до 8,97 млн т. Обработка генгрузов выросла на 13%, до 13,49 млн т.

Грузооборот порта Усть-Луга вырос за год на 7%, до 109,3 млн т. При этом объем перевалки навалочных грузов увеличился на 10% и составил 50,7 млн т. Перевалка угля и кокса выросла на 11%, до 42 млн т. Обработка наливных грузов увеличилась на 4%, до 56 млн т, в том числе нефти — на 5%, до 23,2 млн т. Перевалка генеральных грузов выросла на 12%, до 781 тыс. т.

В порту Приморска грузооборот также увеличился на 7%, до 52,9 млн т. В частности, перевалка нефти в объеме 36 млн т показала положительную динамику в 9%. Объем перевалки нефтепродуктов составил 16,6 млн т (рост составил 4%).

Наиболее заметно, на 60%, до 1 млн т, увеличил грузооборот порт Выборг. Здесь объемы перевалки навалочных грузов выросли на 66%, до 965,8 тыс. т. В частности, перевалка угля и кокса выросла в 2,6 раза, до 454,6 тыс. т; перевалка минеральных удобрений увеличилась на 17%, до 422,6 тыс. т. «Резкий рост объемов перевалки в порту Выборг объясняется эффектом низкой базы», — поясняет руководитель отдела аналитики ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

В Калининграде грузооборот вырос на 2%, до 10,6 млн т. При этом объем навалочных грузов снизился на 9% и составил 1 млн т, хотя перевалка угля увеличилась на 13%. Контейнерооборот порта увеличился по сравнению с 2020 годом на 55% и составил 437 190 TEU.

Вместе с тем порт Высоцк снизил грузооборот на 9%, до 16,8 млн т, увеличив при этом перевалку наливных грузов на 6%, до 12,5 млн т. В том числе перевалка нефтепродуктов выросла на 5%, до 11,8 млн т, перевалка сжиженного природного газа — на 28%, до 685,3 тыс. т. Заметно, на 37%, до 4,3 млн т, снизилась перевалка угля.

Причины политические и логистические

По словам экспертов, рост перевозки грузов через Балтику ожидался еще в начале 2021 года. «Он был связан в первую очередь с переориентацией грузов из портов Прибалтики на российские в связи с введением новых портовых мощностей на Балтике», — считает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».

На рост грузооборота повлияли и политические причины. «Китай удалил Литву из своей таможенной системы, и китайские грузы пошли в обход Литвы. В то время как напряженные отношения ЕС и Белоруссии, в том числе на границе с Польшей, затруднили перевозку грузов сухопутным маршрутом», — поясняет Артём Тузов.

Всё дело в нефти

Одной из основных тенденций в перевалке грузов на российской Балтике остается рост в сегменте наливных грузов. По словам Артёма Тузова, положительная динамика связана с решением ОПЕК+ в начале года по ускорению восстановления добычи нефти. «Появились новые объемы, которые направили в том числе и в ЕС, что позволило значительно увеличить перегрузку нефти в ноябре 2021 года», — комментирует он.

«Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть в мире резко сократился и Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 40% и 32% соответственно, то в 2021 году мы наблюдали столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это в свою очередь привело и к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты», — поясняет Виталий Чернов.

Уголь в цене

Растет также перевалка угля. «Спрос на уголь может быть связан с ростом цен на энергоносители в мире, который наблюдается уже на протяжении нескольких месяцев. Потребители стремятся создать запасы, пока цены не выросли ещё больше, и увеличивают объём закупки», — полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

О тех же причинах увеличения перевалки угля говорят и другие эксперты. По словам директора по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александра Головизнина, спрос на уголь связан с энергетическим кризисом в Европе и других странах после пережитой эпидемии коронавируса.

«Потребность в разных энергоносителях, в том числе в угле, большая. Цены на него довольно высоки не только для экспорта в Европу, но и для поставок в Китай», — говорит Александр Головизнин.

Этот тренд подтверждает и Виталий Чернов из «Портньюс». «Рост цен на энергоносители в Европе привел и к росту маржинальности поставок угля в западном направлении. Кроме того, грузоотправители оказались лишены возможности провести все необходимые объемы угля в направлении дальневосточных портов из-за дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона», — комментирует он.

Виталий Чернов отмечает, что на российской Балтике перевалка угля выросла в первую очередь за счет некоторых относительно мелких неспециализированных терминалов Усть-Луги, которые, судя по всему, сумели быстро расширить свои мощности под перевалку угля и предложить грузоотправителям конкурентоспособные условия работы.

«Падение по углю наблюдалось не только в Высоцком порту (который, кстати, сокращает работу с углем в пользу перевалки зерна), но и, например, на крупнейшем угольном терминале Балтики «Ростерминалуголь», — констатирует Виталий Чернов.

Вместе с тем Александр Головизнин не считает спрос на уголь долгосрочным трендом, потому что рано или поздно Европа вернется к экологической повестке и будет сокращать его потребление.

Пас от Белоруссии

Аналитики «Фридом Финанс» ожидают, что грузооборот на Балтике в ближайшие годы продолжит рост. «По плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры к 2024 году мощности морских портов России должны увеличиться до 1,3 млрд т, из которых 15,1% составит увеличение мощностей на Балтике. Этому будут способствовать рост добычи нефтепродуктов и спроса на них в 2022 году. Значит, текущий тренд продлится как минимум до 2024 года», — отмечают аналитики «Фридом Финанс».

Темпы роста грузооборота могут дополнительно увеличиться, если белорусские грузы будут переориентированы из Прибалтики в Россию. «В Минтрансе РФ ожидают подобный маневр в ближайшие 2 года. Но разговоры о такой переориентации исходят от белорусских властей уже несколько лет, и еще ни разу не закончились реальными действиями», — комментируют в «Фридом Финанс». По подсчетам компании, экспорт из Белоруссии вместе с прибылью от транзита может составить € 1,91-3,37 млрд.


порты логистика перевозки перевалка статистика
Другие статьи автора Читайте также по теме
В каких отраслях экономики России самый острый кадровый дефицит, в чём проблема производств, куда не хочет идти молодежь, и как ее решить, рассказывает Ирина Мухина, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.
14 февраля — День всех влюбленных — в последние годы упорно пытаются отменить на государственном уровне как чуждый российским традициям праздник. Однако это не мешает влюбленным дарить друг другу подарки и устраивать романтические вечера, а бизнесу — зарабатывать на этой романтике.
EdTech-рынок в России вырос на треть в 2023 году. Однако уже в IV квартале стало ясно, что темпы роста значительно снижаются. Аналитики считают, что в 2024 году выручка проектов в области образовательных технологий упадет на 10–15%. Вся надежда остается на детский сегмент этого рынка.

ТГК-1 по итогам 2023 года получила убыток в 800 млн рублей
29.02.2024
Самой богатой бизнес-леди России третий год подряд стала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук
29.02.2024
Число жертв войны в секторе Газа превысило 30 тыс. человек
29.02.2024
Еще два российских бизнесмена из списка Forbes отказались от российского гражданства
29.02.2024
Сразу два инвестора планируют начать в Петербурге выпуск туристических автобусов
29.02.2024
В Москве сегодня задержали главреда "Новой газеты" Сергея Соколова
29.02.2024
Экспорт бензина запретили до 31 августа
29.02.2024
Тихвинский ферросплавный завод в Ленобласти уходит в простой до 1 апреля
29.02.2024
На юго-западе Петербурга открылся коворкинг PARK-PAGE
29.02.2024
Петербургский жилой комплекс стал серебряным призером премии "Топ ЖК-2024"
29.02.2024
Доля апарт-отелей в Петербурге стремительно догоняет "классические" гостиницы
29.02.2024
Льготные программы лизинга не привлекают бизнес, сетуют в ФРП Петербурга
29.02.2024
Путин анонсировал переход к дифференциальной шкале налогообложения
29.02.2024
Владимир Путин предложил списать российским регионам две трети долгов
29.02.2024
В России программу льготной семейной ипотеки продлят до 2030 года
29.02.2024
Росгидромет откажется от данных с зарубежных метеоспутников
29.02.2024
Два десятка социальных объектов строит крупнейший петербургский застройщик
29.02.2024
В Петербурге и Ленобласти за год выросли объемы промышленного производства
29.02.2024
Ученые ВШЭ выяснили, почему большинство детей в стране рождается летом
29.02.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки