Уголь плюс нефть. Грузооборот портов Балтики восстанавливается
Грузооборот российских морских портов Балтики в 2021 году восстановился после снижения на 6% за 2020 год. По итогам прошлого года через российскую Балтику прошло 252,9 млн т товаров, что на 5% больше, чем годом ранее. Этот рост эксперты связывают с восстановлением мировой экономики после эпидемии коронавируса.
По данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», грузооборот портов Балтики вырос за 2021 год на 5%, до 252,9 млн т. При этом большинство портов показало положительную динамику. Увеличение грузопотока связано в основном с ростом перевалки наливных грузов, угля и минеральных удобрений.
«Фактически грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна в 2021 году восстановился после снижения на 6% годом ранее из-за замедления мировой экономики, связанного с пандемией коронавируса», — отмечают эксперты «Фридом Финанс».
Шесть портов одной Балтики
В частности, в порту Санкт-Петербург было обработано 62 млн т, это на 4% больше, чем за 2020 год. Перевалка наливных грузов увеличилась на 1%, до 11,48 млн т, навалочных грузов — на 9%, до 8,97 млн т. Обработка генгрузов выросла на 13%, до 13,49 млн т.
Грузооборот порта Усть-Луга вырос за год на 7%, до 109,3 млн т. При этом объем перевалки навалочных грузов увеличился на 10% и составил 50,7 млн т. Перевалка угля и кокса выросла на 11%, до 42 млн т. Обработка наливных грузов увеличилась на 4%, до 56 млн т, в том числе нефти — на 5%, до 23,2 млн т. Перевалка генеральных грузов выросла на 12%, до 781 тыс. т.
В порту Приморска грузооборот также увеличился на 7%, до 52,9 млн т. В частности, перевалка нефти в объеме 36 млн т показала положительную динамику в 9%. Объем перевалки нефтепродуктов составил 16,6 млн т (рост составил 4%).
Наиболее заметно, на 60%, до 1 млн т, увеличил грузооборот порт Выборг. Здесь объемы перевалки навалочных грузов выросли на 66%, до 965,8 тыс. т. В частности, перевалка угля и кокса выросла в 2,6 раза, до 454,6 тыс. т; перевалка минеральных удобрений увеличилась на 17%, до 422,6 тыс. т. «Резкий рост объемов перевалки в порту Выборг объясняется эффектом низкой базы», — поясняет руководитель отдела аналитики ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.
В Калининграде грузооборот вырос на 2%, до 10,6 млн т. При этом объем навалочных грузов снизился на 9% и составил 1 млн т, хотя перевалка угля увеличилась на 13%. Контейнерооборот порта увеличился по сравнению с 2020 годом на 55% и составил 437 190 TEU.
Вместе с тем порт Высоцк снизил грузооборот на 9%, до 16,8 млн т, увеличив при этом перевалку наливных грузов на 6%, до 12,5 млн т. В том числе перевалка нефтепродуктов выросла на 5%, до 11,8 млн т, перевалка сжиженного природного газа — на 28%, до 685,3 тыс. т. Заметно, на 37%, до 4,3 млн т, снизилась перевалка угля.
Причины политические и логистические
По словам экспертов, рост перевозки грузов через Балтику ожидался еще в начале 2021 года. «Он был связан в первую очередь с переориентацией грузов из портов Прибалтики на российские в связи с введением новых портовых мощностей на Балтике», — считает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».
На рост грузооборота повлияли и политические причины. «Китай удалил Литву из своей таможенной системы, и китайские грузы пошли в обход Литвы. В то время как напряженные отношения ЕС и Белоруссии, в том числе на границе с Польшей, затруднили перевозку грузов сухопутным маршрутом», — поясняет Артём Тузов.
Всё дело в нефти
Одной из основных тенденций в перевалке грузов на российской Балтике остается рост в сегменте наливных грузов. По словам Артёма Тузова, положительная динамика связана с решением ОПЕК+ в начале года по ускорению восстановления добычи нефти. «Появились новые объемы, которые направили в том числе и в ЕС, что позволило значительно увеличить перегрузку нефти в ноябре 2021 года», — комментирует он.
«Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть в мире резко сократился и Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 40% и 32% соответственно, то в 2021 году мы наблюдали столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это в свою очередь привело и к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты», — поясняет Виталий Чернов.
Уголь в цене
Растет также перевалка угля. «Спрос на уголь может быть связан с ростом цен на энергоносители в мире, который наблюдается уже на протяжении нескольких месяцев. Потребители стремятся создать запасы, пока цены не выросли ещё больше, и увеличивают объём закупки», — полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
О тех же причинах увеличения перевалки угля говорят и другие эксперты. По словам директора по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александра Головизнина, спрос на уголь связан с энергетическим кризисом в Европе и других странах после пережитой эпидемии коронавируса.
«Потребность в разных энергоносителях, в том числе в угле, большая. Цены на него довольно высоки не только для экспорта в Европу, но и для поставок в Китай», — говорит Александр Головизнин.
Этот тренд подтверждает и Виталий Чернов из «Портньюс». «Рост цен на энергоносители в Европе привел и к росту маржинальности поставок угля в западном направлении. Кроме того, грузоотправители оказались лишены возможности провести все необходимые объемы угля в направлении дальневосточных портов из-за дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона», — комментирует он.
Виталий Чернов отмечает, что на российской Балтике перевалка угля выросла в первую очередь за счет некоторых относительно мелких неспециализированных терминалов Усть-Луги, которые, судя по всему, сумели быстро расширить свои мощности под перевалку угля и предложить грузоотправителям конкурентоспособные условия работы.
«Падение по углю наблюдалось не только в Высоцком порту (который, кстати, сокращает работу с углем в пользу перевалки зерна), но и, например, на крупнейшем угольном терминале Балтики «Ростерминалуголь», — констатирует Виталий Чернов.
Вместе с тем Александр Головизнин не считает спрос на уголь долгосрочным трендом, потому что рано или поздно Европа вернется к экологической повестке и будет сокращать его потребление.
Пас от Белоруссии
Аналитики «Фридом Финанс» ожидают, что грузооборот на Балтике в ближайшие годы продолжит рост. «По плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры к 2024 году мощности морских портов России должны увеличиться до 1,3 млрд т, из которых 15,1% составит увеличение мощностей на Балтике. Этому будут способствовать рост добычи нефтепродуктов и спроса на них в 2022 году. Значит, текущий тренд продлится как минимум до 2024 года», — отмечают аналитики «Фридом Финанс».
Темпы роста грузооборота могут дополнительно увеличиться, если белорусские грузы будут переориентированы из Прибалтики в Россию. «В Минтрансе РФ ожидают подобный маневр в ближайшие 2 года. Но разговоры о такой переориентации исходят от белорусских властей уже несколько лет, и еще ни разу не закончились реальными действиями», — комментируют в «Фридом Финанс». По подсчетам компании, экспорт из Белоруссии вместе с прибылью от транзита может составить € 1,91-3,37 млрд.