«Угличская птицефабрика» возьмёт «Перёпелочку» под крыло
АО «Угличская птицефабрика» выпускает до 220 млн перепелиных яиц и около 570 т мяса. Его продукция под торговой маркой Qegg поставляется в торговые сети 50 городов России и в Казахстан. По данным СПАРК, компания принадлежит бизнесмену Ивану Голубеву, под управлением предприятия находятся производители комбикормов и удобрений. Оборот в 2017 году — 417,4 млн рублей, прибыль — почти 40 млн рублей. Активы находятся в залоге у Сбербанка.
О предстоящей сделке «НП» сообщили источники в птицепроме. По их информации, сейчас идёт процесс оформления бумаг. На «Угличской птицефабрике» эту информацию не опровергли, но от комментариев отказались.
По подсчётам экспертов из агропрома, объединив мощности с «Перепёлочкой», которая была второй в стране по объёмам производства, ярославские перепеловоды смогут занять не менее половины рынка промышленного перепеловодства в России.
Теряя высоту
ООО «Перепёлочка», крупнейшее предприятие перепеловодства в Ленинградской области, входит в птицеводческий холдинг «Леноблптицепром» бизнесмена Юрия Трусова. Вместе с ещё одним (убыточным) перепелиным активом ООО «Птичий двор» производит 53 т мяса и около 80 млн штук перепелиных яиц в год. Выпускает охлаждённые полуфабрикаты, а два года назад запустило цех по производству копчёной продукции. Дозвониться до предприятия «НП» не удалось.
Сейчас головное и подконтрольное предприятия банкротят поставщики комбикормов и энергетики. Общая задолженность «Перепёлочки» перед банками и поставщиками превышает 200 млн рублей.
По данным СПАРК, доходы птицефермы в 2017 году составили 173 млн рублей, чистая прибыль — около 2 млн рублей, валовый убыток — почти 9 млн рублей. За спасение перепеловодческого предприятия с целью вернуть долги хотело взяться ООО «Агроком СПб» (подконтрольно Сергею Силину и его партнёрам), которому «Перепёлочка» задолжала несколько десятков миллионов. Тогда компания поставила руководить задолжавшим партнёром своего топ-менеджера. Однако, как отметили собеседники «НП» на рынке, профильному инвестору будет проще восстановить предприятие.
Трудности у структур Юрия Трусова начались в 2018 году, после того как 80-летний бизнесмен, испытывающий проблемы со здоровьем, переписал активы на свою дочь Елену. По наблюдениям областных хозяйственников, родственникам предпринимателя производство оказалось неинтересно.
Учитывая плачевное состояние «Перепёлочки», стоимость компании фактически нулевая. «Активы не покрывают задолженность, так что всё будет зависеть от того, по какой стоимости удастся реализовать основные средства предприятия, а также от наличия определённых договоренностей или каких-то особых условий между покупателем и продавцом», — считает аналитик ГК «Финам» Алексей Корнеев.
Трудная птица
«Спасение упавшего производства — процесс трудоёмкий и не всегда реализуемый», — говорит директор Шепиловской птицефабрики (Подмосковье) Александр Уляев. По его словам, долги за поставку кормов (которые и так составляют 45% от затрат птичников) удваиваются чуть ли не с момента просрочки: комбикормовые заводы нередко практикуют продажу долгов. Помимо собственных финансовых проблем, затраты на выращивание и содержание перепёлок выросли: почти в четыре раза подорожало топливо для сельхозтехники, а с июля по октябрь 2018 года рост цен на кормовое зерно достиг 25%.
Долю оптимизма внёс зампред правительства Ленинградской области по АПК Олег Малащенко, заверив, что предприятие не закроют. «Мы ищем механизмы поддержки и последние годы активно помогали производству. Нам важно сохранить его как альтернативное птицеводство», — говорит он.
Ёмкость российского рынка перепелиного яйца эксперты оценивают в 2 млрд штук ежегодно, мяса — 1–1,5 тыс. т. Кроме «Угличской птицефабрики» и «Перепёлочки», на отечественном рынке работают «Шепиловская птицефабрика» в Серпуховском районе Подмосковья (42,2 млн яиц в год), ООО «ПерепелКиНы и Жоевъ» в Тверской области, специализирующееся на мясном перепеловодстве (50 т мяса), и другие небольшие предприятия.
Средняя цена 1 кг перепелиного мяса в рознице — около 1 тыс. рублей, упаковка яиц (20 шт.) стоит около 70 рублей. Продукция пользуется ограниченным, но стабильным спросом у любителей здорового образа жизни (яйцо), а мясо закупают рестораны и магазины дорогого сегмента.
Фото: Кристина Кормилицына/Коммерсантъ