Удаленные сотрудники соскучились по тимбилдингам

Еvent-индустрия — одна из наиболее пострадавших от эпидемии отраслей. Владельцы и генеральные директора небольших компаний (конечно, по большому секрету) признаются, что теперь подрабатывают курьерами или мерчендайзерами. Тем временем, как свидетельствуют результаты опроса компании Hays, из каждых 10 россиян, переведенных в удаленный режим работы, трое испытывают тревогу, а один – сильнейший и разрушительный стресс, для выхода из которого необходима помощь специалистов. Люди нервничают из-за новостей о заболеваемости коронавирусной инфекцией в России и мире, испытывают страх за здоровье свое и близких, страдают из-за отсутствия физической активности. Неожиданным для исследователей общественного мнения стало признание, что четверть респондентов не в силах трудиться удаленно: офисные работники не могут сосредоточиться на рабочих вопросах, их отвлекают дети, домашние вопросы и необъяснимая прокрастинация. Почти столько же опрошенных заявили, что в режиме самоизоляции упала продуктивность работы всей команды.

«У клиентов (я имею в виду бизнесменов и владельцев предприятий) в последнее время появился запрос на вдохновляющие онлайн-продукты, — констатирует Денис Цыганков, генеральный директор «Посольство Праздника». — Так называемые президентские каникулы и тотальная самоизоляция показали, что в таком режиме сотрудник предприятия испытывает дискомфорт: он все больше ощущает нехватку эмоциональной подпитки и, как следствие, мотивации. И страдает не только он, но и вся команда. Поэтому к нам обращаются руководители предприятий за эмоциональными продуктами, которые могли бы поднять боевой дух коллектива». 

Откликаясь на этот спрос, специалисты event-индустрии весь последний месяц разрабатывали и апробировали на клиентах продукты, поднимающие командный дух. Причем, как выяснилось, все наработки прежних лет, предусматривающие тимбилдинг в режиме офлайн, оказались ненужными. В онлайне, как признается Цыганков, рынок до карантина не нуждался. Теперь специалисты event-индустрии разрабатывают и запускают новые проекты «с колес».

«Мы для наших клиентов уже организовали онлайн-концерт музыкальной группы. У клиентов появился интерес к мюзиклам, сказкам и даже различным ток-шоу, — рассказывает Екатерина Ошерович, генеральный директор режиссерского центра «На высоте». — Также организовываем внутрикорпоративные флешмобы: например, можем написать песню, ее исполнят сотрудники самостоятельно у себя дома, а мы уже полученное любительское видео обрабатываем и готовим к эфиру. Востребованность таких продуктов растет». 

«Мы международная компания, наши студии находятся в Сингапуре, Бухаресте, Варшаве, Москве и Санкт-Петербурге. Самоизоляция полностью изменила формат наших мероприятий: мы полностью перешли в онлайн. Это был единственный способ остаться на рынке. Сохранить в онлайн-режиме удалось четыре мероприятия: это арт-вечеринка, интеллектуальная игра, винная дегустация и кулинарное шоу, которое мы запустили в первую неделю карантина, — комментирует Ирина Добрянская, специалист по маркетингу компании CulinaryOn. — На прошлой неделе состоялась онлайн-трансляция, в которой одновременно участвовали 700 человек, живущие в 60 городах России. За 3 недели карантина спрос на любые мероприятия, в которых можно участвовать всем сотрудникам и их семьям, вырос значительно». 

Как признаются участники рынка, потребитель сейчас нуждается не только в мастер-классах и совместных концертах. Зафиксирован всплеск спроса на онлайн-трансляции. 

«Наши главные клиенты — это B2B сектор. Например, медики: фарм-бренды ведут трансляции и консилиумы для врачей, дантисты и косметологи проводят мастер-классы. Есть запрос на интервью с лидерами мнений. Большой спрос на онлайн-трансляции и телемосты, объединяющие спикеров, находящихся в разных городах. Самоизоляция и карантин увеличили спрос на организацию онлайн-трансляций раз в десять. Для сравнения, в начале общероссийских каникул у нас было два клиента в день, сейчас график работы обеих студий расписан с 8 утра до 10 вечера, и очередь из желающих только растет, — рассказывает Александр Иванов, учредитель студии вебинаров и онлайн-трансляций Business Stream. — Мы движемся за потребительским запросом: в современном мире клиенты хотят не просто онлайн-трансляцию или вебинар — сформировался запрос на высококачественный и высокотехнологичный продукт с оформлением эфира. Просят графику, съемки разными планами, крупным и общим, объединить в единый эфир. Мы в режиме реального времени выгружаем видео сразу на несколько платформ: YouTube, Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена), ВКонтакте, Одноклассники и другие подобные. Кроме того, в один кадр мы можем одновременно вывести до восьми человек, которые находятся у себя дома. Мы теперь предлагаем клиенту за единую цену целый пакет: две камеры, телесуфлер, хромакей (зеленый фон), каждый эфир у нас сопровождают операторы и режиссер онлайн-трансляции». 

Растущий спрос на онлайн-сервисы дает шанс на выживание представителям event-индустрия, которая переживает один из тяжелейших периодов: все мероприятия, запланированные на лето и два последних месяца весны, были или перенесены на осень, или полностью отменены.  Государство до сих пор не разработало меры поддержки отрасли: президент в своем первом обращении по поводу ввода карантина только предложил на полгода освободить малый и средний бизнес, к которому относятся и event-агентства, от уплаты всех налогов, кроме НДС. Но, по словам участников рынка, эта поблажка со стороны властей не спасет их от краха. Экономия на страховых взносах — теперь они платят 15 % вместо 30% — не позволяет в нынешних условиях даже удержаться на плаву, не то что заработать. 

Совместное исследование Фонда «Росконгресс», научно-исследовательского центра R&C и Национального конгресс-бюро показывает, что еще минимум полгода event-индустрия будет работать в минус. 

«Сможем ли мы жить в таких условиях — еще месяц почти добровольной самоизоляции? Мы, конечно, можем громко заявить, что не готовы и хотим денег, но кто нас спрашивает? Карантин, понятно, не закончится через месяц. Он к нам пришел всерьез и надолго, — признается Денис Цыганков, генеральный директор «Посольство Праздника». — Мы должны существовать в новой реальности, в которой мы пока еще не умеем жить. Концерты, массовые мероприятия ушли из жизни россиян. По самым оптимистичным прогнозам, до осени. А потом? Я ставлю себя на место клиента и понимаю, что мало кто согласится рисковать здоровьем своей семьи и своих сотрудников. Ведь сотрудники могут заразиться даже на закрытой вечеринке: вирус могут подцепить от технического персонала и официанта. И мы пока не можем гарантировать уровень безопасности, на который я бы на месте клиента согласился. Я понимаю, что вся индустрия развлечений переходит в онлайн. Горизонта планирования нам никто не дает: у нас нет этапов по выходу из карантина, мы не знаем, как и на каких условиях начнут работать театры и кафе. Мы живем и строим планы максимум на месяц». 

«Безусловно, онлайн не сможет нам заменить нашей повседневной жизни, он не даст нам столько эмоций, — продолжает Екатерина Ошерович, генеральный директор режиссерского центра «На высоте». — Но реальность такова, что этой эмоциональности мы не увидим довольно долго. К сожалению, участники рынка еvent-индустрии даже не верят, что самоизоляция и борьба с пандемией закончится в мае или в июне. По ощущениям участников рынка, первое массовое мероприятие года произойдёт на новогодние праздники. Хотя, признаться, даже этого никто не может гарантировать. Потому что мы еще не знаем, какие в связи с карантином будут предъявляться участникам рынка требования безопасности: у нас еще не разработаны санитарные нормы и правила для жизни в новых постпандемийных условиях».

Читайте на эту тему:

Удаленные перспективы. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку​

Эпидемия цифровизации. Бизнес выбирает удаленные рабочие места

Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины

Актуально сегодня