Уборка в Ташкенте. Холдинг Becar вышел на рынок Узбекистана
Becar Asset Management вышел на рынок Узбекистана. Компания уже занялась в Ташкенте клинингом и ищет партнера для создания отеля We & I и коливинга You & Co. Конкуренция в этих сегментах в стране невысока, что снижает риски для инвестора, но в работе на территории СНГ есть подводные камни, говорят эксперты.
Becar Asset Management совместно с компанией Dako начали работать на рынке клининговых услуг Узбекистана. Об этом рассказал «Новому проспекту» президент Becar Asset Management Александр Шарапов. Решение было принято в связи с активным развитием этой страны, пояснил он.
«Ташкент — это город, в котором ночью 3 млн населения, а днем — 5 млн за счет приезжающих на работу. Экономика Узбекистана растет на 6% ежегодно, цены на недвижимость последние 3 года в долларах увеличивались на 20% ежегодно. Недавно был представлен проект строительства нового Ташкента, согласно которому население города в ближайшие годы вырастет на 1 млн человек, и новые территории принесут экономике $ 1 млрд. Так что Ташкент сейчас — точка мощнейшего роста», — сказал Александр Шарапов.
По его словам, Becar Asset Management сейчас обслуживает на новом рынке офисы «Яндекса», а также коворкинги. Всего в портфеле насчитывается 10 объектов, сейчас ведутся переговоры о его расширении за счет торговой недвижимости и отелей. Современных клининговых компаний в Узбекистане фактически нет, дополняет он.
«Мы также присматриваемся к Казахстану, Туркменистану, Киргизии, но сначала хотим закрепиться в Ташкенте. В следующем году будем смотреть, куда двигаться дальше», — добавил Александр Шарапов.
Апарты в массы
Помимо клинингового бизнеса Becar Asset Management собирается запустить в Узбекистане проекты в сфере недвижимости. С крупнейшими девелоперами страны уже обсуждается возможность открытия отеля We & I и коливинга You & Co, которые после ввода компания возьмет в управление. Оба формата могут быть реализованы в разных зданиях или в одном. Предполагается, что объект будет рассчитан на 300-500 номеров, а его общая площадь составит 10-15 тыс. м2. Сроки реализации проекта — 2-3 года.
«В Узбекистане, как и в России, инвесторов, желающих покупать уже готовые отели, практически нет. Поэтому мы смотрим на кондо-формат, чтобы построить объект и продать его частным компаниям», — поделился Александр Шарапов.
Как говорил Александр Шарапов в интервью «Новому проспекту», Becar Asset Management уже не запускает новые проекты в России и сокращает штат, вкладывая силы и средства только в то, что является стратегически важным. А за пределами родной страны, напротив, компания развивается бурными темпами.
Becar Asset Management основана в 1992 году Александром Шараповым. Компания оказывает консалтинговые услуги на рынке недвижимости, занимается девелоперской, управленческой и клининговой деятельностью. Работает под брендами Vertical Hospitality, You & Co, We & I и Vertical Boutique, Grow Up во всех отраслях рынка недвижимости. Под ее управлением находятся объекты в России общей площадью более 8 млн м2, а также недвижимость в ОАЭ, на Кипре, в Великобритании, США и Португалии. Имеет офисы в Москве и Петербурге, Лондоне. В штате — 5 тыс. человек. Финансовые показатели не раскрываются.
Местная специфика
Во время работы в странах ближнего зарубежья инвестор может наткнуться на подводные камни, объясняет генеральный директор компании по обслуживанию недвижимости Premium Life Group Роман Гнеушев. Одно из препятствий — сложности с подбором персонала.
«Мы, например, ведем переговоры с Туркменистаном по обслуживанию апарт-отелей, но конкретики всё еще нет, потому что упираемся в ценообразование. Граждане, приезжающие на заработки в Россию, кардинально отличаются от местного населения. Так же, как и россияне, они просят за услуги уборщиков или дворников баснословные деньги», — рассказал он.
К тому же у компании в другой стране могут возникнуть проблемы с закупкой расходных материалов, дополняет Роман Гнеушев. Качественные моющие средства, по его словам, там отсутствуют.
Между тем рынок клининговых услуг в России не растет. По оценке СРО «Ассоциация клининговых и фасилити операторов», в 2023 году его оборот составил 500 млрд рублей, что сопоставимо с результатами предыдущего года.
Рынок ждет
Управляющие апарт-отелями компании из Петербурга несколько лет назад начали продавать свои компетенции в виде франшиз в регионы России. «Это оправдано из-за развития рынка сервисных апартаментов. Выход в ближнее зарубежье можно рассматривать как продолжение этого процесса», — прокомментировал коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов.
«Основная причина роста популярности сервисных апартаментов в Узбекистане заключается в том, что там сейчас этот формат не представлен», — отмечает директор по развитию сети апарт-отелей YE’S Антон Агапов. В стране есть классические гостиницы и жилые дома, но для инвесторов в недвижимость профессиональные инструменты отсутствуют, говорит эксперт.
«По информации девелоперов Узбекистана, до 30% квартир у них приобретают с целью сдавать и получать доход. То есть спрос на инвестиционную недвижимость есть, а сервисные апартаменты или коливинги приносят бо́льший доход и не требуют участия собственника. В итоге интересы застройщиков и управляющих компаний пересеклись: первые хотят привлечь экспертизу, которая помогла бы правильно реализовать данный продукт, а вторые — ищут возможности для экспансии на новых территориях», — объяснил Антон Агапов.
В пользу выхода российских инвесторов на новые рынки говорит и устойчивый спрос на зарубежную недвижимость со стороны соотечественников. «Однако часто они опасаются вкладывать деньги в проекты с незнакомыми им компаниями, поскольку есть вопросы по поводу своевременной реализации проекта и обещанного уровня доходности», — продолжает Антон Агапов. При этом проверенный российский игрок вызывает больше доверия. В том числе по этой причине YE’S ранее вышел в Казахстан, а сейчас рассматривает для развития и другие страны, сказал он.
В целом же рынок гостиничной недвижимости Узбекистана демонстрирует устойчивые тенденции к росту, дополняет партнер NF Group Ольга Широкова. «Его положительную динамику обеспечивает стабильный рост туристического потока, который, с одной стороны, возможен благодаря богатому историческому и культурному наследию страны, ее природным достопримечательностям, а с другой — высокой деловой активности», — сказала Ольга Широкова.