У Кармазиновых скисло молоко
Семья экс-главы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» миллиардера Феликса Кармазинова пытается спасти свой сельскохозяйственный актив, который уже несколько месяцев атакуют кредиторы. Однако сделать это непросто: Сбербанк решил обанкротить предприятие.
Иск о банкротстве ООО «Урожайное» Сбербанк подал в сентябре, указав долг в 42 млн рублей. В Сбере на запрос «Нового проспекта» не ответили. В ООО «Урожайное» сообщили, что с начала года действительно испытывали проблемы с выплатой кредита банку, но сейчас в работу включился новый менеджмент — он подготовил план выхода компании из кризиса, включающий сокращение мясного поголовья и активное развитие молочного направления. На предприятии рассчитывают заключить мировое соглашение с банком уже на первом судебном заседании.
Впрочем, знакомые с ситуацией участники рынка сомневаются в удачном исходе дела и говорят, что компания балансирует на грани банкротства весь последний год.
Финансовые показатели «Урожайного» оставляют желать лучшего. По данным СПАРК, в 2016 году при выручке в 31 млн рублей убыток составил 42 млн рублей; в 2017 году выручка выросла до 42 млн рублей, но и убыток увеличился — до 70 млн рублей. При этом Арбитражный суд завален исками к компании: за год их поступило более десятка на общую сумму около 20 млн рублей.
Не семейное дело
Собственником основной доли (75%) предприятия в конце 2017 года стала Анна Кармазинова, супруга Феликса Кармазинова. А в 2011 году учредителями компании были сам Феликс Кармазинов, который на тот момент возглавлял «Водоканал», его заместитель в то время — Евгений Целиков (сейчас возглавляет «Водоканал»), а также ныне покойный основатель «Водоканалстроя» Владимир Агиян и экс-глава управления доходов «Водоканала» Алексей Ильгач.
«Проблемы начались после ухода Феликса Кармазинова из «Водоканала» в 2016 году (сейчас он выступает координатором стратегических программ в ГУП — Ред.). Инвестиции в развитие предприятия сократились, а бразды правления взяла в руки жена Кармазинова», — говорит собеседник «Нового проспекта» на сельхозрынке.
«Этот бизнес начинался как семейный. Поставки продукции планировались для «своих» и немного на рынок. Штат и зарплаты менеджмента при таком раскладе были раздуты, а управлением занимались непрофессионалы, что в сельском хозяйстве недопустимо. Пока собственники вливали свои средства и получали субсидии от государства, дела шли. Видимо, теперь им проще обанкротиться», — рассуждает другой игрок.
Сейчас на предприятии, в состав которого входит также «Тригорская ферма», содержится 240 молочных коров. Еще в 2015 году у него были масштабные планы на развитие: открылись небольшие заводы по перереботке молочной и мясной продукции, а молочное поголовье составляло 380 коров. При этом в планах было увеличить стадо до 1,5 тыс. коров. Общий объем инвестиций в проект аналитики оценивали в сумму до 1 млрд рублей.
Отдаться в хорошие руки
Один из игроков рынка знает, что сейчас в ООО «Урожайное» подыскивают инвестора, хотя на предприятии это отрицают. «В свое время в это предприятие были вложены серьезные средства, у него есть земля, современные производственные мощности. Думаю, что с поиском инвестора, готового погасить долги, серьезных проблем не будет. Другой вопрос, что в этом году экономика молочных предприятий сильно пострадала из-за падения закупочных цен на сырое молоко, и инвестировать в новые проекты — это риски», — говорит совладелец предприятия «Петродвор» Давид Оболадзе.
«К сожалению, ситуация в сельском хозяйстве непростая, — подтверждает президент концерна «Детскосельский» Юрий Брагинец. — Зерно в этом году подорожало на 30% по сравнению с прошлым годом, на столько же выросла цена на топливо. Я думаю, что любое предприятие сейчас легко обанкротить».