У Бориса Прахина отбирает землю Пушкин
Покупка у холдинга «Ральф» автоцентра на Малой Зелениной улице может обернуться для владельца группы «Балтийская коммерция» Бориса Прахина потерей участка стоимостью 120 млн рублей, на котором он собирался построить элитное жильё. Актив пытается отобрать Сергей Пушкин, бывший партнёр Олега Барабанова по автохолдингу РРТ.
На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти наложил запрет на отчуждение участка площадью 4,3 тыс. м2 по адресу ул. Малая Зеленина, 4А. На участке расположены здания автоцентра Renault (3 тыс. м2) и ремзона (1,8 тыс. м2). На обеспечительных мерах настоял конкурсный управляющий ООО «Ральф арт дивижн» Роман Богун. В 2017 году, ещё до банкротства «Ральф арт дивижн», этот актив приобрёл владелец группы «Балтийская коммерция» Борис Прахин. Он активно застраивает соседний участок (Малая Зеленина, 8) жильём премиум-класса. И на месте автоцентра, который вкупе с землей обошелся ему в 120 млн рублей, Прахин тоже собирался развернуть жилищное строительство, построив 12 тыс. м2 жилья за 2 млрд рублей. Продавцы же автоцентра — владельцы автохолдинга «Ральф» — заявляли на момент сделки, что пустят деньги на погашение долга банку «Санкт-Петербург», а остатки — на пополнение оборотных средств.
Встречная неравноценность
Борис Прахин отказался комментировать иск и не сказал, в какой стадии находится его жилищный проект. По словам участников девелоперского рынка, проект застопорился в 2018 году, когда городской парламент с подачи спикера Вячеслава Макарова внёс в состав зелёной зоны территорию площадью 1,04 га, ограниченную Корпусной, Средней Колтовской, Малой Зелениной и Петергофской улицами. В состав этой зоны входят и участки «Балтийской коммерции». Прахин и его юристы яростно возражали против «озеленения» своих строек на общественных слушаниях по поправкам, но услышаны не были. Бизнесмену пришлось судиться, чтобы добиться разрешения на продолжение застройки. Суды он выиграл, но время было упущено, а сейчас, когда под угрозой оказалось право собственности на участок, начинать стройку стало и вовсе опасно.
Бывшие менеджеры «Ральф арт дивижн» от комментариев также воздержались, заявив, что этим занимается конкурсный управляющий, и экс-владельцы компании-банкрота знают о ситуации не больше, чем написано на сайте суда.
«Цена по спорному договору купли-продажи составила 120 млн рублей, — подтвердил конкурсный управляющий Роман Богун. — А привлечённый по моей инициативе оценщик оценил объект почти в 300 млн рублей. Учитывая, что сделка была совершена в пределах одного года до подачи заявления о банкротстве, по закону этого достаточно, чтобы её оспорить. Суд с моими доводами согласился, потому и наложил запрет на дальнейшее отчуждение актива. Меры обеспечения нужны для того, чтобы ответчик не смог вывести имущество, что сделало бы невозможным возврат его в конкурсную массу».
На языке юристов такое несоответствие цены продажи и рыночной стоимости имущества компании, которая находится в предбанкротном состоянии, называется неравноценное встречное предоставление — его признаки перечислены в статье 61.2. Федерального закона о банкротстве, которая посвящена оспариванию подозрительных сделок должника.
По словам юристов-банкротчиков, оспаривание предбанкротных сделок сегодня — один из самых острых моментов, который создаёт очень серьёзные проблемы для рынка. «Любая сделка, даже абсолютно добросовестная, может попасть под определение неравноценного встречного предоставления, — говорит партнёр CLC Марина Горлачева. — Таких дел сегодня чрезвычайно много, и, с точки зрения кредиторов, эта практика правильна и справедлива, поскольку они-то как раз ждут поступлений в конкурсную массу. Но с точки зрения стабильности делового оборота это острейший вопрос, потому что ты приобретаешь объект, торгуешься с продавцом и платишь деньги, которые с учётом отсутствия отсрочек и рассрочек являются вполне рыночной платой. А продавцы, со своей стороны, понимая, что грядёт банкротство, дают тебе хороший дисконт, чтобы сделать цену привлекательной. Но в итоге абсолютные цифры значения не имеют: в случае банкротства продавца управляющему надо только доказать, что сумма сделки отличается от рыночной в меньшую сторону. Судами рассматривался вариант, чтобы покупатель доплатил разницу и оставил покупку за собой. Но пока верх берёт другой вариант: сделку признают недействительной и проводят реституцию. И покупатель вынужден становиться в реестр кредиторов и ждать своей очереди на погашение долга».
Возвращение к истокам
Между тем, как выяснил «НП», действия конкурсного управляющего Бориса Прахина играют на руку другому весьма предприимчивому и известному в городе бизнесмену — Сергею Пушкину, бывшему партнёру Олега Барабанова по автохолдингу РРТ. Он является владельцем и управляющим ООО «Имса» — компании, которая инициировала банкротство «Ральф Арт Дивижн» по упрощённой процедуре (через ликвидацию) за долг 300 тыс. рублей, выдвинула кандидатуру конкурсного управляющего, которая была принята судом, а затем вошла в реестр кредиторов с крупнейшим требованием в 60 млн рублей.
По данным СПАРКа, Пушкин купил компанию «Имса» у другого экс-совладельца автохолдинга РРТ Константина Селиванова в октябре 2018 года (вскоре после завершения судов Прахина против «зелёных» поправок), а тот её приобрёл в марте того же года у владельцев автохолдинга «Ральф» Валерия Александрова, Андрея Артюшина и Юрия Жевнерчука.
Олег Барабанов отказался комментировать ситуацию, заявив, что он к ней не имеет никакого отношения. Сергей Пушкин сообщил корреспонденту «НП», что компания «Имса» владеет правами требования к автохолдингу «Ральф» по кредиту банка «Санкт-Петербург»: Александров, Артюшин и Жевнерчук, дескать, выкупили эти права у банка на деньги, полученные от сделки с Борисом Прахиным. А затем продали их ему, Пушкину. От других комментариев бизнесмен отказался.
Интересы «Санкт-Петербурга»
Получается, что экс-владельцы «Ральфа» на деньги, полученные от Прахина, не погасили долг перед банком, а выкупили права требования к своей компании на другую свою же компанию. А затем продали эту компанию Сергею Пушкину, который использовал долг для того, чтобы обанкротить «Ральф Арт Дивижн» и попытаться вернуть проданный актив.
По мнению экспертов, за всеми этими действиями ясно просматриваются интересы банка «Санкт-Петербург». «Не следует забывать, что экс-владельцы РРТ сами были должниками этого банка, и благополучное завершение процедур банкротства этого автохолдинга едва ли могло состояться без взаимопонимания с этой кредитной организацией, — комментирует ход дела один из участников автомобильного рынка Петербурга. — Сегодня Олег Барабанов — советник президента банка «Санкт-Петербург» Александра Савельева. И то, что близкие к нему люди оперируют правами требования, выкупленными у этого банка, на мой взгляд, вполне закономерно».
По мнению Владимира Полуянова, партнёра «Апелляционного центра», у Бориса Прахина в данной ситуации есть два варианта действий: доказывать в суде, что сделка была рыночной, или просто погасить все долги «Ральф Арт Дивижн» — пока их в общей сложности около 70 млн рублей. «Конечно, неприятно, когда надо доплатить за купленный актив еще половину его цены, но вопрос лишь в том, стоит ли игра свеч, — говорит эксперт. — Что касается предположений, что вся эта красивая схема, включая действия депутатов Законодательного собрания во главе с Вячеславом Макаровым, была заранее спланирована в недрах упомянутой кредитной организации, то я не сторонник таких конспирологических версий. На мой взгляд, в таких историях чаще речь идет о череде случайностей, которые хваткие участники рынка используют в своих интересах. Хотя, если покупатель актива захочет использовать уголовно-правовой рычаг, он может попытаться некоторые элементы описанной ситуации трактовать через призму, например, статьи 159 УК РФ».
Управляющий с багажом
Если посмотреть послужной список конкурсного управляющего Романа Богуна, то станет понятно, что он работал на многих знаковых банкротствах Петербурга. Именно он был конкурсным управляющим в ООО «Электронкомплект», которое участвовало в финансовых операциях обанкротившейся инвесткомпании «Энергокапитал», основанной миллиардером Александром Кашиным. Управлял ООО «АВРО», топливной компанией киришского экс-миллиардера Александра Романова, задолжавшей банку МБСП больше 1 млрд рублей. Банкротил он и подрядчиков Ленэнерго «Энергострой 78» и «Энергомонолит» по искам банка «Таврический». По словам участников рынка, чаще всего Роман Богун сотрудничал с юридическими фирмами Legal Group Татьяны Падалко и Legal to Business Светланы Гузь (сестры зампредседателя совета банка «Санкт-Петербург» Владислава Гузя, который в банке долгое время отвечал за проблемные активы). Татьяна Падалко пока не ответила на звонки корреспондента «НП».