У алкоголиков и хулиганов отберут автомобили
Многократные грубые нарушения Правил дорожного движения могут обернуться конфискацией транспортного средства. Первый такой приговор уже вынесен против уличенного в нетрезвом вождении рецидивиста. Потерять четырехколесных друзей ежегодно рискует более 50 тыс. автомобилистов.
Принятые в июле поправки в Уголовный кодекс РФ допускают конфискацию транспортных средств владельцев, нарушающих правила вождения, будучи лишенными водительских прав. В том числе это касается нетрезвых водителей, автомобилистов, превысивших скорость, выехавших на встречку и других нарушителей. Эти карательные меры призваны повысить безопасность дорожного движения.
Проверка на дорогах
Ежемесячно суды рассматривают до 5 тыс. таких дел, но новые санкции пока не применялись. Конституция России исключает придание обратной силы ухудшающему права граждан закону, то есть конфискация грозит только совершившим преступления после 25 июля. В частности, псковские служители Фемиды вернули автомобиль Константину Иванову: «Вменное преступление он совершил в период, когда указанная норма не имела юридической силы», —. А в деле новоалтайца Николая Рузанова суд не усмотрел оснований для конфискации не принадлежащего обвиняемому транспортного средства.
Через 5 дней после вступления новых поправок в силу полиция задержала жителя Красноярского края Андрея Кобыша, тест зафиксировал шестикратное превышение допустимой нормы алкоголя. Еще в 2018 году водитель был осужден как виновник аварии, в которой погиб ехавший на переднем сидении его «Лады» непристегнутый пассажир. А в мае этого года лишенного водительских прав задержали в нетрезвом состоянии. «Андрей Кобыш должных выводов для себя не сделал», — заключил суд, приговаривая обвиняемого к обязательным работам, лишению прав на 2,5 года и конфискации его ВАЗ-2114. Признание вины, положительные характеристики, наличие семьи и детей не исключили применения таких санкций. Приговор вступил в законную силу, приставы уже возбудили исполнительное производство по изъятию транспортного средства в пользу государства.
Конфисковать нельзя оставить
Эксперты неоднозначно оценивают новые меры. Советник Коллегии адвокатов Pen & Paper Алена Гришкова надеется, что они будут способствовать сокращению числа нарушений скоростного режима, случаев выезда на встречную полосу и нетрезвых водителей, что приведет к безопасности на дорогах. Продать или подарить автомобиль обвиняемый вряд ли успеет: по мнению адвоката, сразу после возбуждения уголовного дела транспортное средство, как правило, оперативно изымается или на сделки с ним налагается арест.
Ведущий юрист адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Артем Саркисян полагает, что при наличии формальных оснований — совершения обвиняемым соответствующих преступлений с использованием принадлежащего ему транспортного средства — суд обязан принять решение о конфискации. «Характер и степень общественной опасности, данные о личности виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства при этом не учитываются», — поясняет эксперт. «Транспортное средство может быть конфисковано даже если совершенное преступление не повлекло никаких тяжких последствий, в том числе причинения каких-либо увечий. Такое безмотивное изъятие любых орудий и предметов преступлений напоминает средневековье, когда наказанию подвергались неодушевленные предметы или животные», — говорит Александр Мелешко из Балтийской коллегии адвокатов.
Настороженно к конфискации относится и заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Александр Холодов: «Андрей Кобыш неоднократно попадался пьяным, и забрать автомобиль — наверное, единственный способ пресечь дальнейшие нарушения. Но есть и обратная сторона медали: опасаясь лишиться своего четырехколесного друга, находящийся в нетрезвом состоянии водитель будет убегать от полиции, и такие гонки по улицам городом могут привести к самым тяжким последствиям».
«Бомбилы» и лесники
Действующий уже 9 лет закон допускает конфискацию транспортных средств, используемых для коммерческой перевозки пассажиров без лицензии. Эти санкции могут применяться за повторный проступок владельца в течение года. Хотя ежегодно выявляются тысячи таких административных правонарушений, автомобили «бомбил» изымаются в единичных случаях. Так, автобуса лишился формально не работающий житель Кировской области Сахиб Мирзоев. Его пассажиры свидетельствовали, что неоднократно платили за проезд. Попытка псевдопредпринимателя перерегистрировать автобус на жену не увенчалась успехом. Кассационная инстанция поддержала решение о конфискации.
Еще более жесткие санкции грозят перевозчикам древесины. Согласно Лесному кодексу РФ, для транспортировки бревен, пиломатериалов и даже дров необходимо через Единую государственную информационную систему (ЛесЕГАИС) оформить электронный сопроводительный документ. Исключение касается только древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд или приобретенной в розничной сети объемом до десяти «кубиков». Нарушение этих требований карается многотысячным административным штрафом и конфискацией транспортного средства.
Практика свидетельствует, что служители Фемиды беспощадно применяют карательные санкции даже за порой формальные и незначительные проступки. Так, тамбовский индивидуальный предприниматель Алексей Магомедьянов лишился грузовика «Урал», перевозящего 16 м³ березы и дуба без накладной. «Ссылка Магомедьянова А.Х. в жалобе на то, что постановление является чрезмерно суровым, не нашла своего подтверждения», — заключил суд.
Избежать конфискации чаще всего удается только доказав, что для перевозки использовался чужой автомобиль и непричастность законного владельца. Так, из-за неправильно оформленных индивидуальным предпринимателем Мариной Симонян товаросопроводительных документов суды двух инстанций приняли решение об изъятии используемого ей КамАЗа. Только кассационная коллегия установила, что транспортное средство принадлежало отцу правонарушительницы, а доказательств умысла собственника на осуществление противоправной деятельности надзорный орган не представил.