Тысяча и один котик

Фото: Susann Schuster / unsplash.com

Экономисты в Японии подсчитывают доходы от индустрии для котиков и вокруг котиков. «Котономика» — это не только корма, подстилки и домики, но и сувениры, котокафе и турпоездки. На этом растущем рынке на пятки Стране восходящего солнца наступает Китай. С подробностями из поездки по Японии Анастасия Кузнецова.

По данным Японской ассоциации кормов для домашних животных, популярность кошек в стране растет уже более двух десятилетий. Сейчас в стране около 9 млн усатых-полосатых. Было бы значительно больше, если бы не малогабаритные квартиры японцев, где и людям бывает тесно. Но даже те, у кого нет домашних животных, вносят вклад в котономику: покупают наклейки с котиками, ходят в тематические кафе и посещают острова, где они компактно проживают. Только в Токио 40 кафе, где можно попить чай в обнимку с трехцветным или полосатым котиком и несколько магазинов, специализирующихся на сувенирах с усами и хвостами.

В этом году «котономика» принесет Японии более 2,49 трлн иен (около $ 16,5 млрд). Это немногим меньше, чем сумма, потраченная на организацию самых дорогих в истории Олимпийских игр в Токио-2020 — они оцениваются в $ 20 млрд. Профессор Университета Кансай Кацухиро Миямото, который ввел в обиход термин nekonomics (котономика), каждый год подсчитывает доходы от бизнеса, так или иначе связанного с этими домашними животными: производства игрушек, кусачек для ногтей, средств для ухода за шерстью, таблеток от глистов, игрушечных мышек и мячиков, лазерных ошейников, лопаток для какашек, мебели и интеллектуальных устройств для кормления. И всё это в дополнение к корму, модной кошачьей одежде, ветеринарным и ритуальным услугам.

На удачу

В город Исэ в префектуре Миэ туристы едут, чтобы посетить синтоистские храмы. Но прежде, чем зайти в дзиндзя, нужно пройти по древней торговой улице. И там вполне можно застрять надолго — не в магазинах с кимоно и не в суши-баре, а в небольшой лавке с сувенирными котиками. В подобных магазинах я была в разных странах, но такого изобилия продукции не видела никогда. К некоторым полкам было не протолкнуться: и местные жители, и многочисленные туристы надолго залипали у стеллажей с тысячами фигурок и изображений кошек.

Больше всего в магазинчике, конечно, белых фигурок манэки-нэко — знаменитых «приглашающих» или «денежных кошек». Их обычно изображают с поднятой лапкой: если поднята левая, это к финансовому успеху, правая — на счастье и удачу. В последние годы стали встречаться манэки-нэко, у которых обе лапки подняты, но это новодел, не факт, что работает на успех. Самые маленькие денежные котики — с ноготок, более солидные экземпляры — в рост человека — стоят прямо при входе.

Скульптурки, сулящие удачу, раньше вырезали из дерева и камня, делали из фарфора и папье-маше, а сейчас всё больше из пластика и керамики. В Японии они повсюду: в магазинах, ресторанах, барах, казино, гостиницах, ночных клубах — там их обычно ставят поближе к входу. Некоторые манэки-нэко оснащены механической лапой, которая медленно двигается вверх-вниз — такие работают от сети или от батарейки. Из магазина мало кто уходит с пустыми руками: увозят с собой если не скульптурку, то открытку, календарь или леденец с ушками.

Фото: Susann Schuster / unsplash.com

Мяукающий маркетинг

Формула японского успеха, похоже, простая: надо к бизнесу добавить кошку — это увеличит доход. Работает безотказно. Классический пример — железнодорожная станция Киши в Вакаяме, которая в начале нашего века была на грани закрытия. Спасла крошечную станцию не реконструкция и не финансовые вливания, а трехцветная кошка по имени Тама. Она прошла путь от бродяги, которая подбирала крошки на заднем дворе, до официального начальника этой станции. В качестве зарплаты Тама получала кошачий корм и много приятных плюшек, например дизайнерский головной убор.

Дела на станции пошли в гору. Компания даже спроектировала поезд «Тама», а со временем перестроила здание вокзала, чтобы оно стало похожим на кошачью морду. Через пару лет Тама стала операционным директором (и самой высокопоставленной женщиной) в Wakayama Electric Rail — небольшой компании, которая управляет поездами и 14 станциями. По оценкам экономистов, Тама внесла в местную экономику более 1 млрд иен ($ 10 млн). Кошка умерла в 2015 году, мемориальная доска и бронзовая статуя Тамы расположены в небольшом синтоистском храме рядом со станцией. А должность начальника станции теперь занимает Нитама, ее портрет украшает главную страницу официального сайта компании.

Это классический пример, есть и другие. В префектуре Оита назначили начальником станции полосатого Ния, что означает «мяу», и теперь довольно потирают руки — пассажиров прибавилось. В Токио книжный магазин, находящийся на грани краха, добавил в ассортименту товары на кошачью тематику. Когда черные дни для бизнеса миновали, владелец сказал: «Кот — мой спаситель».

Простая математика

Любопытно, что именно котики — беспроигрышный вариант. Песики не так помогают: даже календари с ними расходятся в 2 раза хуже, чем с кошками. Формула работает везде: в производстве продуктов питания и одежды, полиграфической продукции, индустрии развлечений, в турбизнесе. В гостиницах та же математика — нужно завести кота.

Дело поставлено почти на научную основу: ежегодно проводится общеяпонский рейтинг котиков — талисманов гостиниц. Опрос стартовал в 2015 году, а проводит его наисерьезнейшая компания — сервис по бронированию путешествий и отелей Rakuten Travel, на котором зарегистрировано 40 тыс. объектов размещения. В этом году в конкурсе приняли участие 34 гостиничных кошки со всей Японии.

Талисманом №1 во второй раз стал кот Омоти из гостиницы на курорте с горячими источниками Беппу. «У Омоти дружелюбный характер, он умеет встречать и провожать гостей. За последний год кот освоил новый навык и научился открывать двери в комнаты», — сообщает сайт. Постояльцы отеля в восторге: «Он осознает, что является котом-талисманом!» Помимо Омоти, в гостинице проживают около 80 кошек. Видео с ними крутят в интернете, поэтому гости, покинув отель, могут следить за своими любимчиками.

Наступают на пятки

Не стоит думать, что страсть к котам — удел одной лишь Японии. «Котономика» с невероятной скоростью распространяется на соседние страны. И больше всех вовлечен Китай, где кошки также считаются символами удачи. Недавно страна вышла на второе место в мире после США по количеству домашних кошек. 53 млн пушистых питомцев породили индустрию, которая растет как на дрожжах.

Иметь в доме кошку стало невероятно престижно, и породистые питомцы выросли в цене. Стоимость некоторых пород доходит до десятков тысяч юаней (10 тыс. юаней — $ 1,4 тыс.). Большинство владельцев домашних животных в Китае — это молодые люди с доходом выше среднего и качественным образованием. Им важен статусный образ жизни, который включает шопинг, моду, развлечения и… котиков. Своим питомцам они покупают трехэтажные домики, деликатесы и красивые ошейники — производители довольны ростом продаж. На любви к котикам богатеют и блогеры, которые снимают умильные видео: у самых популярных несколько десятков миллионов подписчиков, и они зарабатывают серьезные деньги от рекламы кототоваров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня