Тёмные волокна. Зачем российские операторы ВОЛС вкладывают миллиарды в модернизацию

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Более миллиона километров оптического кабеля проложено по территории России. Задача этой сети — соединить Китай с Европой. В ближайшие годы глобальную телеком-инфраструктуру ждёт серьезная модернизация: сети быстро устаревают. Строительство линий связи — дело дорогостоящее, поэтому операторы активно придумывают новые виды применения для существующей оптики.

Оптическая разлиновка

Массовое строительство магистральных ВОЛС (волоконно-оптических линий связи) началось в 90-х годах прошлого века. Первопроходцами стали региональные компании «Связьинвеста», позже переформатированные в «Ростелеком». В конце 1990-х — начале 2000-х у них появились первые конкуренты, например «дочка» РЖД, компания «ТрансТелеКом» («ТТК»). В 2007—2009 годах к ним подтянулась «большая тройка»: свои ВОЛС стали тянуть «МТС», «МегаФон» и «Вымпелком». Именно в это время сотовые операторы активно начали региональную экспансию. В 2015—2016 годах кабельных линий добавила программа по устранению цифрового неравенства в сельских районах. На конец 2019 года, включая внутризоновые линии, их общая протяженность превысила 1 млн км.

Требуется замена

Ряд магистралей используется уже более 20 лет, они устарели физически и морально. Поэтому в течение ближайших 10 лет рынок ждет активная модернизация ВОЛС. По оценке J’son & Partners Consulting, в 2020—2030 годах в России предстоит заменить более 400 тыс. км волоконно-оптического кабеля, причём сильнее всего этот процесс затронет сети крупных операторов связи. Однако модернизация кабельной инфраструктуры потребуется и операторам ведомственных сетей железных дорог, энергетики, нефтегазовых отраслей. Модернизация необходима, так как скорости передачи информации, как и объем самого трафика, растут по экспоненте, и старые сети перестали справляться с нагрузками.

В этом году выводится из эксплуатации самая известная трансатлантическая система ВОЛС — ТАТ-14, соединявшая США и Европейский союз (к ней подключены Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия и Дания). Срок ее службы составил 19 лет. Взамен ТАТ-14 в 2021—2022 годах между США и Европой планируется проложить новые волоконно-оптические кабельные системы Dunant и Amitie с общей пропускной способностью каждой соответственно 360 и 448 Тбит/с.

Россия на этом фоне пока выглядит бледно. На сегодняшний день существующие магистральные волоконно-оптические линии в нашей стране могут обеспечить максимальную скорость передачи до 4-8 Тбит/с, однако с внедрением сетей 5G этого будет явно недостаточно.

ВОЛС да ВОЛС кругом

Но у России есть важное географическое преимущество. Наша страна является оптимальным коммуникационным маршрутом между Европой и Азией из-за кратчайшего расстояния и, соответственно, минимальной задержки сигнала. Кроме того, наземные линии ВОЛС позволяют устранять аварии гораздо быстрее, чем на подводных сетях, а также резервировать каналы. Поэтому магистральные операторы России, Европы и Азии не первый год наращивают позиции в строительстве именно этого маршрута.

«Ростелеком» первое соглашение об организации телеком-услуг между Россией и Китаем подписал в 2003 году с китайским оператором China Netcom Group. Первые транзитные каналы были организованы в начале 2004 года. А недавно «Ростелеком» и VEB Ventures создали СП «Атлас» для создания новой магистральной линии «Транзит Европа — Азия нового поколения» (TEA NEXT). ВОЛС будет иметь выходы на границы России с Монголией и Китаем. В периметр проекта также включены сегменты от границ РФ до основных европейских точек обмена трафиком в Европе во Франкфурте и Стокгольме, а также подводная транспортная система от Владивостока (береговая станция Находка) до Пусана, Токио и Гонконга с возможностью подключения к другим точкам региона Юго-Восточной Азии. Стороны, участвующие в проекте, инвестируют в создание этой глобальной инфраструктуры по 6 млрд рублей. Общий объем инвестиций составит около $ 650 млн до конца 2025 года. Уже построен первый этап сети, на участке Москва — Санкт-Петербург — граница России — Латвия.

Масштабные магистрали для организации передачи данных из Китая в Европу есть у «дочки» РЖД «ТТК» и китайской China Telecom. Их сеть проходит вдоль железных дорог, её протяженность насчитывает более 20 тыс. км.

В 2019 году «МегаФон» и финская компания Cinia анонсировали Arctic Connect — строительство ВОЛС между Хельсинки и Токио за $ 0,8-1,2 млрд. Однако в этом году «МегаФон» приостановил реализацию проекта из-за необходимости пересмотра его структуры и экономики.

Еще один магистральный проект, «Полярный экспресс», который должен связать Европу и Азию через арктическую зону России, был запущен в 2020 году. До 2026 года планируется построить девять береговых станций по всей трассе Северного морского пути и Дальневосточного региона РФ протяженностью 12,7 тыс. км. Оператором проекта назначено ФГУП «Морсвязьспутник». Летом этого года к «Полярному экспрессу» в качестве стратегического партнера присоединились «МТС».

Только в рост

По оценке TeleGeography, спрос на глобальную магистральную ёмкость будет расти пропорционально объемам передачи данных — на 40-45% ежегодно в ближайшие 5-7 лет.

«Объёмы трафика через Россию значительно растут. На сегодня, по данным китайских операторов, примерно 40% трафика, передаваемого между Китаем и Европой, проходит через российские сети — это суммарно около 4 терабит, — рассказывает руководитель департамента по работе с операторами связи «ТТК» Сергей Яковлев. — США планируют снизить роль китайских компаний в американском IT и телеком-секторе. Для этого американцы намерены сотрудничать с другими государствами, совместно контролируя подводные кабели по всему миру. Потому мы полагаем, что доля транзита через нашу страну через 3 года вырастет до 60%, составив около 8 терабит».

«Объём экспорта IT-услуг из одного Китая к 2025 году может достигнуть $ 50 млрд, — уверен генеральный директор VEB Ventures Олег Теплов. — Для всего азиатского региона эта цифра будет ещё более существенной, поэтому так важно использовать потенциал России с точки зрения транзита интернет-трафика, прогнозировать спрос на каналы связи и вырабатывать актуальные решения».

«Сегодня ВОЛС является самой эффективной системой для передачи больших объёмов данных с минимальными задержками. Считаем, что в обозримом будущем востребованность этой инфраструктуры не будет снижаться», — считают и в «МегаФоне».

Тёмные волокна

Новыми потребителями услуг межконтинентальных ВОЛС становятся глобальные провайдеры цифрового контента и сервисов. Спрос с их стороны уже превышает возможности операторов на целом ряде межконтинентальных маршрутов.

В связи с этим тот же «Атлас» в рамках TEA NEXT планирует вывести на российский рынок услугу, когда заказчики смогут арендовать не пропускную способность канала, а саму физическую оптоволоконную линию, используя инфраструктуру темных волокон и размещая вдоль маршрута ВОЛС собственное оборудование.

Тёмное волокно (Dark Fiber) — волокна оптического кабеля, ещё не задействованные в передаче данных. Компании, занимающиеся установкой и укладкой ВОЛС, укладывают такие дополнительные волокна в расчёте на будущий рост трафика. В «Ростелекоме» говорят, что на сегодняшний день транзитные операторы не предоставляют такие сервисы в ни в одной из существующих наземных линий, при этом тёмные волокна широко используются в бизнес-моделях морских подводных межконтинентальных линий связи. Им-то и планируется создать конкуренцию за счет модернизации российских наземных линий ВОЛС.

«Сегодня созданы и производятся, в том числе в России, новые типы оптического волокна, предназначенного для применения сверхмощных систем передачи с пропускной способностью до 32-64 Тбит/с на пару волокон для длинных трансконтинентальных маршрутов», — говорит исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов. Именно на таких материалах строится проект TEA NEXT, проектная ёмкость новой ВОЛС составит 96 тёмных волокон. По мнению Сергея Шавкунова, это позволит модернизировать не только национальную инфраструктуру ВОЛС, но и повысить привлекательность наземного транзита между Европой и Азией.

«Некоторое количество потребителей у аренды волокна есть, — более сдержан в оценках аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, — поскольку возможность арендовать сам кабель, а не пропускную способность канала, привлекательна, ведь трафик при этом не идёт через чужое оборудование. Сдавать в аренду кабель может компания, обладающая магистральными линиями, а они строятся с горизонтом 15-20 лет и, разумеется, являются чрезвычайно дорогостоящими проектами. После этого исследуются разные способы заработка на построенных магистралях, в том числе и попытки сдавать в аренду само волокно».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня