Новый проспект
Статьи

Турбизнес движется на север

Прочитано: 3237

Каждый год с сентября по март сотни туристов направляются на край света: в Мурманск, Тромсё, Рейкьявик. Летят через страны и континенты с одной лишь целью — хоть на минутку поймать северное сияние. Эксперты говорят, что 2024 год и начало следующего — отличное время для наблюдения: солнечная активность приближается к пику, и небесные свечения будут мощнее и чаще.

…Началось свечение? Это оно? Я с надеждой вглядываюсь в темное небо, и мне мерещится какое-то просветление. Хорошо, что сижу в теплом номере отеля, а не на морозе. Неужели деньги на ветер? Гид поручился, что этой ночью мы увидим свечение, а если нет, он раздаст нам очки виртуальной реальности. Пошутил, наверное.

И тут небо заполыхало разноцветными неоновыми полосами: зелеными, розовыми, фиолетовыми. Из соседних номеров повыскакивали туристы в объемных пуховиках. Небо засверкало, замигало, и я забыла о томительном ожидании и зарплате, которая ушла на покупку тура.

Такого огненного шоу я не видела никогда. Сполохи раньше я наблюдала под Петербургом. Но здесь огни настолько яркие, что можно снимать на телефон, и даже фильтры не нужны.

Идеальное место

Северное сияние — природное оптическое шоу, которое возникает, когда волны заряженных частиц солнца, называемые солнечными ветрами, сталкиваются с магнитосферой Земли. Это явление приводит к потрясающему отображению цветов, танцующих по небу, включая зеленый (самый распространенный), розовый, темно-синий, фиолетовый и красный. Бывают и белые сполохи — редкий вид свечения.

Сияния обычно видны в местах выше 60 градусов северной широты. Большая часть России как раз и лежит на таких широтах. У туристов особенно популярен Кольский полуостров: Мурманск, Териберка, Хибины. Здесь работают десятки турфирм, которые организуют туры для групп или индивидуальных путешественников.

Сезон начинается в сентябре и длится до конца марта, хотя лучшее время всё же зима. Добираться несложно: всего 2,5 часа на самолете от Москвы. Испытывать себя на прочность тоже не придется: температура зимой в основном держится в районе минус 10 °C, что объясняется близостью морского течения Гольфстрим.

Кроме отечественных туристов, большой интерес проявляют жители Китая, Ирана, стран Ближнего Востока, Турции — для них это «полная экзотика». Для таких поездок многие даже специально покупают теплую одежду или берут ее напрокат.

Поймать за хвост

Иногда сияние длится несколько часов, в другой раз — лишь пару минут. Но небо нередко остается черным. Туристов как раз и привлекает азарт погони: огни трудно предсказать, что только усиливает желание испытать судьбу.

Компании разрабатывают разные варианты туров. Можно поселиться в отеле или на турбазе, расположенной в отдаленном месте, где не мешает свет, и дожидаться свечения прямо в теплой постели. Или остановиться в городе, а за сиянием отправиться вечером с гидом. Владельцы бизнеса говорят, что в этом случае успех зависит от трех компонентов: погоды, везения и харизматичного гида, который «знает небо». Сейчас, правда, помогают различные приложения с кр-индексом — показателем геомагнитной активности: чем он больше, тем выше вероятность увидеть северное сияние. Но гида они не заменят. Он должен обладать интуицией и хорошо знать местность, чтобы быстро перебросить группу в другую точку на 5, 10, 50 километров — это может увеличить шанс поймать «жар-птицу». Опытный гид сделает незабываемой саму погоню: даже если она не увенчается успехом, у гостей останутся незабываемые впечатления.

Японцы были первыми

Бум на полярные туры сейчас наблюдается во всем мире. Уже трудно представить, что еще полвека века назад только отдельные чудаки привозили туристов на север. А местные жители не могли взять в толк, зачем они летят к ним за тридевять земель и что такого необычного высматривают на небе.

На Аляске (США) и в Норвегии первые фирмы, специализирующиеся на таких турах, появились около 40 лет назад. Первопроходцами в основном были туристы из Японии. Местные повара даже освоили кухню этой далекой страны, по тем временам совершенно экзотическую. Японцы были в восторге, и всё новые и новые группы осваивали северное направление.

Постепенно фирм становилось больше и больше: в России, Финляндии, Швеции, Исландии, Канаде и США. Гренландия тоже не осталась в стороне, но туры сюда всегда были очень дорогими.

Круг туристов тоже разрастался. Вначале ездили в основном мужчины или семейные пары, сейчас — от годовалых малышей и их родителей до пенсионеров в солидном возрасте. Туриндустрия стремительно подстраивалась под их потребности. Кто-то из прибывающих довольствовался хостелом на 20 коек в комнате, а кто-то желал уединения и минимума активности — для них в ледяных пустынях строили теплые домики на двоих со стеклянной крышей.

Финский опыт

Вывезти бизнес из узкой туристической ниши на мировой рынок было непросто. В Финляндии для этого потребовались совместные усилия государства, муниципалитетов, авиакомпаний, отелей и турбизнеса. Так, авиакомпании на 20-30% увеличивали зимой количество рейсов на север и активно их рекламировали. Туркомпании разрабатывали туры, в которые включали катание на собачьих упряжках, знакомство с оленями и поездки на снегоходах. А власти активно помогали с продвижением в наиболее перспективных странах: привозили оттуда журналистов и представителей туриндустрии, снимали ролики и переводили буклеты.

Неожиданно бизнесу помогли и производители гаджетов. Телефоны научились делать классные фотографии полыхающего неба, и туристы стали массово выкладывать их в соцсети. В результате всё больше людей соблазнялись невиданными красотами и покупали туры, в том числе в Финляндию.

Так темная полярная ночь стала плюсом, а не минусом. Выручка отелей в финской Лапландии с 2017 по 2019 год выросла с € 32 тыс. до € 73,6 тыс. — почти на 130%. В глухих краях появились рабочие места: в турфирмах, ресторанах, отелях и на турбазах. Потом, правда, пришел ковид и внес коррективы. Всё замерло на несколько лет. Сейчас поток восстановился, и владельцы бизнеса снова повеселели.

А в этом году и вовсе отличное время для бизнеса. Рост солнечной активности происходит каждые 11 лет, и сейчас мы приближаемся к максимуму. Это идеальное время, чтобы насладиться полярным сиянием, потом активность солнца медленно пойдет на спад.

Ирина Блюменталь, руководитель отдела продаж туристического комплекса Tundra House (Мурманская область):

— Интерес к путешествиям с целью увидеть северное сияние растет с каждым годом. В основном к нам приезжают гости из Москвы, а также мы можем с уверенностью отметить, что чаще стали приезжать гости из Казани, Хабаровска, Красноярска и других городов нашей страны. Длительность путешествий не превышает 3–4 дней. Наша локация привлекает туристов не только возможностью насладиться этим уникальным природным явлением. Туры на Кольский полуостров — это еще и уникальные зимние приключения: сафари на снегоходах по бескрайним просторам заснеженной тундры и берегу незамерзающего Баренцева моря, морские прогулки и встреча с китами, вкуснейшие местные деликатесы. Это возможность скрыться от городской суеты и полностью перезагрузиться на краю Земли.

Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин»:

— Туристы едут в Мурманск на экскурсионную программу, а сияние — ее часть, и всегда есть прогноз появления сияния, и можно выбрать более вероятные дни для поездки и даже места. Но всё же его не всегда можно поймать: туристы понимают, что оно не гарантировано. Однако поездка всё равно будет интересной: они ведь посмотрят и сам Мурманск, и Териберку.

Елена Ожегова, исполнительный директор туроператора «Север для Вас»:

— Мы являемся туроператором по Кольскому полуострову, все наши экскурсии начинаются в Мурманске и там же заканчиваются: Мурманск находится на равноудаленном расстоянии от всех точек, где можно посмотреть северное сияние. И туры «за северным сиянием» являются сегодня одним из самых популярных направлений, хотя в погоне за ним за ночь можно проехать до 500 км. Но, как правило, так долго ехать не приходится, обычно «погоня» ограничивается 50–100 км. При этом с каждым годом туристическая активность в нашем регионе растет всё сильнее, и в этом сезоне мы приняли в 3 раза больше туристов, чем в прошлом. Помимо наших граждан, к нам едут и зарубежные гости: китайцы, тайцы, арабы.

Конечно, северное сияние — явление природное, и из-за облаков его может быть не видно. Чтобы повысить шансы его увидеть, наши туры формируются на 3 ночи, и 95% выездов у нас успешные, хотя мы всё равно предупреждаем гостей, что может быть иначе: в этом случае у них есть повод приехать к нам еще раз.

Владимир Онацкий, гид-экскурсовод, директор туристической компании «Мурмания»:

— Охота за северным сиянием очень популярна, особенно в последний год. Лет семь-восемь назад это не было туристической услугой: на нее не было спроса и, соответственно, не было предложения. И изначально всё было случайно: мы или наши коллеги показываем туристам красоты Териберки, и вдруг над нами начинает полыхать северное сияние. Что, разумеется, вызывает восторг, делаются фотографии, которые разлетаются по соцсетям, а потом к нам приходят запросы: «Хотим тоже это увидеть!»

Тогда мы и начали интересоваться, как можно показывать северное сияние, сделав это туристической услугой. Лет пять-шесть назад она становится востребованной. И если раньше зимой и летом у нас было примерно одинаковое количество туристов, то сейчас около 70% приезжают зимой, а летом — около 30%. И бронировать отели в Мурманске на январь и февраль сейчас нужно за полгода, летом: потом номеров не будет.

Российских и иностранных туристов примерно поровну. Из иностранцев к нам приезжают китайцы, в последнее время стало много иранцев, индусов, тайцев, сингапурцев, тайваньцев: в январе и феврале они суммарно составляли около 50% потока.

Конечно, мы предварительно оговариваем, что они покупают именно охоту за северным сиянием, а не его просмотр. Алгоритм у каждой туристической компании в этом отношении свой. Нашим преимуществом является доступ к фотографиям Мурманской области из космоса в режиме реального времени. Поэтому мы смотрим, когда и куда можно ехать, чтобы начать охоту за сиянием, и в большинстве случаев мы его видим.

Если же небо совсем затянуто, то за северным сиянием нужно много ездить, останавливаться, сверять данные спутников, данные снимков из космоса, созваниваться с коллегами. Мы собираем огромное количество информации! Всё это происходит на глазах у туристов, вызывает большой азарт, и когда наконец сияние «поймано», восторгу нет предела. Но если всё же поймать его не получается, несмотря ни на что, то этот азарт во время охоты, нервы, переживания компенсируют всё, и у людей в любом случае остается ощущение погони и душевного подъема. Турист становится экспертом по северному сиянию, даже его не увидев.

Кирилл Шубин, гид-экскурсовод, член ассоциации «Арктические гиды», турагентство Arctic Safari:

— Туры с охотой на северное сияние уже довольно давно популярны у гостей из разных стран, мы занимаемся этим с 2014 года. Интерес наших соотечественников к наблюдению этого природного явления в Мурманской области ощутимо вырос с 2020 года и с каждым годом растет. Приезжая в наш регион, гости чаще всего останавливаются в Мурманске, Териберке и Кировске. Для повышения вероятности наблюдения сияния мы рекомендуем первый вариант, так как расположение города позволяет выехать на охоту в четырех различных направлениях, а не ограничиваться одной локацией. При этом каждая дополнительная ночь, проведенная в Мурманске, существенно повышает шансы, и мы советуем закладывать минимум две-три ночи.

Северное сияние — это природное явление, гарантировать появление которого невозможно. Бывает и такое, что гостям за всё время пребывания так и не удается его поймать. Мы делаем всё возможное, чтобы наши гости встретили Аврору: отслеживаем погоду и геомагнитную активность, порой уезжаем на другой конец области за ясным небом, но конечное слово в этом вопросе всё равно остается за природой. Поэтому мы всегда рекомендуем не ехать лишь за северным сиянием, а наполнять свою дневную программу активностями и экскурсиями: Териберка, Хибины, Кандалакша, поездка в гости к коренным народам и знакомство с северными оленями и хаски — природа Кольского полуострова уникальна и всегда оставляет массу впечатлений. А северное сияние — это отличный бонус к путешествию и возможность проверить свою удачу.

Ксения Рубцова, руководитель направления сборных туров туристической компании RussiaDiscovery:

— Туры с возможностью увидеть северное сияние пользуются спросом и вызывают интерес. У нас самое популярное направление — Кольский полуостров, куда есть маршруты выходного дня. Вообще, сияние можно увидеть с начала сентября по конец марта, и прогноз обычно более точный за 3 дня. Но это тоже не гарантия, так как всё зависит от многих природных факторов. Поэтому днем у нас проходит активная часть маршрута с экскурсиями и разными активностями в зависимости от сезона, а вечером начинаются поиски сияния. С другой стороны, когда оно есть, во многих наших турах достаточно просто выйти на улицу и увидеть его, так как мы предлагаем загородное проживание. Однако всё равно мы предупреждаем туристов, что сияние — природное явление и гарантировать его на 100% никто не может. Тогда остается повод повторить свое путешествие!

туризм путешествия природа
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Гостиничный рынок набирает обороты: по показателям загрузки и выручки он возвращается к результатам доковидного 2019 года. Но гость-24 отличается от гостя-19. Как именно изменились постояльцы отелей и чего они ждут от современных гостиниц, разбирался «Новый проспект».
Президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор ООО «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков рассказал о том, какую роль конгрессно-выставочная отрасль играет в перестройке экономики России, о форуме «Российский промышленник — 2024» и о динамике импортозамещения.
Владелец и генеральный директор отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал, почему он сегодня стремится занять сегмент люкс на гостиничном рынке Петербурга, как в этом помогает персонализация гостя и какие проблемы создает оторванность России от глобальной системы бронирования.

В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки