Цифровые мозги в дефиците. IТ-отрасль остро нуждается в кадрах

Российской экономике остро не хватает IТ-специалистов. Несмотря на все усилия, в том числе на старт подготовки специалистов еще на школьной скамье, предложение кадров в отрасли отстает от спроса рынка минимум на 3 года. Зарплаты айтишников в столицах и регионах почти сравнялись. Но еще лет десять охота работодателей за светлыми цифровыми головами будет очень азартной.

По данным Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), общая численность IТ-специалистов, работающих в российской цифровой экономике, составляет 1,45 млн человек. Плюс специалисты в области телекоммуникаций и связи — 350 тыс. человек. Это 2,4% от экономически активного населения страны, и это очень мало. Для сравнения: аналогичный показатель в среднем по Европе составляет 3,9%, в Финляндии — 7%, в Великобритании — 5%, в Норвегии — 4,5%, в Чехии, Франции, Германии — 4%, в Польше — 3%.

Директор департамента координации программ и проектов Минцифры Татьяна Трубникова считает, что российскому бизнесу сегодня требуется около 1 млн IТ-специалистов.

В прошлом году на бюджетные места в вузы на IТ-специальности поступило более 62 тыс. человек. В этом году количество бюджетных мест в вузах увеличено до 80 тыс., а в 2024 году достигнет 120 тыс., обещает регулятор. Однако именно цифры как раз показывают острый дефицит специалистов этой профессии.

Ничто не предвещало, и вот опять

По результатам аналитического исследования университета «Иннополис», примерно 50% от общего числа востребованных IТ-кадров — это специалисты, которые принимают участие в непосредственной разработке ПО, например программисты, fullstack-разработчики, разработчики и аналитики компьютерных систем, разработчики программного обеспечения и приложений, системные аналитики.

«Востребованность IТ-специалистов будет только расти в ближайшие 5–10 лет до момента насыщения рынка», — прогнозирует директор Института дополнительного образования «Иннополиса» Мария Образцова. По оценке экспертов «Ростелекома», отставание подготовки специалистов от запросов рынка в среднем составляет около 3 лет.

Директор департамента по реализации digital-проектов компании «Ростелеком» Иван Фролов вспоминает, что рост востребованности IТ-экспертов был очень резким и внезапным. «Когда 20 лет назад абитуриенты поступали в вузы, они выбирали в основном специальности экономистов и юристов. О том, что уже через 10 лет рынку понадобятся специалисты с естественнонаучной базой, тогда мало кто мог подумать. А сегодня IТ-кадры нужны во всех областях: промышленность, медицина, сельское хозяйство, — перечисляет Иван Фролов. — К такому объему образовательные системы во всём мире не были готовы — нет такого количества технических вузов, и все сейчас ищут способы максимально быстро адаптироваться к новой реальности».

Один из вариантов решения проблемы кадров — внедрение практических кейсов игроков рынка в систему обучения. Например, «Ростелеком» постоянно берет студентов на стажировки, тимлиды, и сеньор-специалисты преподают на 4–5 курсах институтов.

Недавно о сотрудничестве в области искусственного интеллекта и больших данных сообщили «ВымпелКом» и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. «Наша задача — выявить студентов, которые после окончания университета будут двигать науку, осуществлять технологические прорывы. И без промышленных коммерческих партнеров это трудно сделать», — говорит первый проректор СПбПУ Виталий Сергеев.

Длань государственная

Татьяна Трубникова видит решение проблемы дефицита кадров в поддержке интереса абитуриентов к IТ-профессиям. Для этого нужно предлагать актуальные курсы повышения квалификации, чтобы специалисты могли совершенствовать свои навыки. В дополнение к основным вузовским программам недавно стартовал госпроект «Цифровые профессии», в рамках которого Минцифры обещает дать дополнительное профессиональное образование.

Программы для обучения подготовили GeekBrains, корпоративный университет Сбербанка, ИТМО, «Иннополис», Санкт-Петербургский политехнический университет, Финансовый университет при правительстве РФ и еще более 20 образовательных организаций. Вузы обещают, что за 250 академических часов студенты научатся программировать, а также получат знания по 24 перспективным направлениям, среди которых искусственный интеллект, блокчейн, кибербезопасность, разработка мобильных приложений и компьютерных игр. По планам цифровые компетенции освоят не менее 25 тыс. россиян. Обучение платное, но половину оплачивает государство.

Подготовка IТ-кадров и повышение квалификации специалистов, в принципе, записаны отдельной строкой в национальной программе «Цифровая экономика» до 2030 года. Поэтому попытки готовить кадры начинаются уже на школьной скамье. В апреле 2021 года информационные программы, позволяющие школьникам узнать о получении высшего образования по IТ-специальностям, были разработаны в 40 российских регионах. «Школьники должны понимать, что изучение физико-математических дисциплин может стать основой для престижной и высокооплачиваемой работы, востребованной во всем мире», — напоминает профильный зампредседателя правительства Дмитрий Чернышенко.

При этом, считают в «Иннополисе», не всегда есть необходимость готовить бакалавров и магистров для каждой отрасли. «IТ-индустрия — подвижный, динамично развивающийся сегмент, который состоит из множества узких специальностей. От высшего образования требуется формировать знания, которые необходимы в реальном секторе экономики», — уверена Мария Образцова.

Дмитрий Чернышенко мыслит широко: «Задача государства — подготовить IТ-специалистов международного уровня и создать условия комфортной жизни в России, чтобы не допустить оттока кадров».

Капризы компьютерщиков

Впрочем, IТ-специалисты, как показывает практика, довольно лояльны и легки на подъем при смене работы. По данным SuperJob.ru, «айтишники» готовы менять работу 1 раз в 3 года и даже чаще. Они же чаще представителей других профессий говорят, что можно переходить с места на место хоть ежегодно.

В «Иннополисе» подсчитали, что средняя зарплата разработчика в России на середину 2021 года составляет 113 тыс. рублей, для начинающих специалистов (категории Junior) доход значительно меньше — 68 тыс. рублей в месяц. Разница средних доходов объясняется зарплатами в отрасли. Наиболее высокие зарплаты для разработчиков предлагаются в финансовой сфере — в среднем 73,5 тыс. рублей. Отрасль обрабатывающей промышленности в среднем предлагает junior-разработчикам 70 тыс. рублей, строительства — 67 тыc. рублей. Из числа приоритетных отраслей меньше всего предлагают в сфере образования (в среднем 64 тыс. рублей) и транспорта (56 тыс. рублей).

При этом, отмечают в Benchmark Executive, если раньше разница между зарплатами IТ-специалистов Москвы и Петербурга по сравнению с регионами составляла около 30–40%, то к первой четверти 2021 года суммы почти сравнялись.

«IT-рынок перегрет, потребность в сильных специалистах высокая. Основная конкуренция выражается уже не в гонке зарплат, а в соответствии миссии компании ценностным ориентирам кандидатов», — уверен Иван Фролов. Как правило, в IТ, по его словам, все начинают с тестирования или аналитики. Тестировщики затем дорастают до автотестировщиков. «Тестирование — одна из самых востребованных специальностей, даже молодых специалистов охотно берут на работу», — заключил он.


Актуально сегодня