Цифровая симка. Как технология eSim перестраивает сотовый бизнес
С начала года в России в несколько раз выросли продажи смартфонов с поддержкой цифровой SIM-карты (eSIM), использование которой упрощает для потребителя управление гаджетами. Как сотовые операторы перестраивают бизнес-процессы под новую технологию, изучал «Новый проспект».
История одной «цифры»
eSIM (embedded SIM — «встраиваемая сим-карта») — это, по сути, цифровая сим-карта, заменяющая или дополняющая физические сим-карты. Старожилы сотового бизнеса вспоминают, что самые первые симки по размеру напоминали банковские карточки. В последнее время чаще всего используются nano-SIM, чей размер составляет 12,3 мм на 8,8 мм. eSim — это прямоугольник 6 мм на 5 мм. Впрочем, его всё равно не видно — чип встраивается в смартфон в процессе производства.
Если абонент использует eSIM, ему не нужно ничего вынимать и вставлять вручную в смартфон. Данные будут храниться непосредственно в памяти чипа, их можно перезаписывать, например, переходя от одного мобильного оператора к другому. Профилей eSIM может быть несколько, от разных мобильных операторов.
«Цифровые» сим-карты существуют уже довольно давно, но около 10 лет назад их функционал ограничивался промышленными устройствами. Осенью 2017 года Apple стала поддерживать eSIM в некоторых сериях Apple Watch и iPad Pro. Практически одновременно Google представила Pixel 2, в котором также была добавлена поддержка eSIM.
К 2019 году география использования «цифровых» сим-карт значительно расширилась — их использовали мобильные операторы в Австрии, Канаде, Венгрии, Индии, Хорватии, Чехии, Германии, Великобритании и т.д.
Пока поддержка eSIM есть не во всех смартфонах. У Apple eSIM технология есть, начиная с iPhone XS и iPhone XR. У Samsung технологию поддерживают все смартфоны серий Galaxy S20 и Galaxy Note20, а также Samsung Galaxy Z flip. У Huawei eSIM пока можно найти только в Huawei P40 и Huawei P40 Pro.
Российские первопроходцы
В России первым сотовым оператором, который запустил eSIM в тестирование, стал Tele2. Весной 2019 года оператор начал выдавать виртуальные карты в нескольких салонах Москвы, запланировав реализовать около 5 тыс. eSIM. Однако первый блин оказался комом. Уже в мае тестирование досрочно завершило Минцифры. Регулятор потребовал от Tele2 решить вопросы, касающиеся безопасности. По некоторым данным, электронные SIM не понравились ФСБ, так как система может затруднить доступ к переписке и звонкам абонентов.
Само по себе интегрирование в оборудование eSIM не противоречит законам РФ. Так же, как и съемные SIM-карты, «цифровые» чипы сами по себе являются идентификационными модулями, позволяющими опознать абонентское оборудование в беспроводной сети связи.
Однако полноценное использование технологии eSIM в сетях российских операторов связи ограничено правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением правительства РФ №1342. Такие услуги оказываются на основании возмездных договоров, а физическое лицо при заключении договора предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Тем не менее в сентябре 2019 года Минцифры разрешило Tele2 продолжить тестирование, представители ведомства сообщали, что вопрос обеспечения безопасности применения eSIM оператор решил, «полностью обеспечив идентификацию абонентов». Сам эксперимент был расширен до 15 тыс. абонентов.
В конце июля этого года тестировать подключение к eSim начал «Мегафон». Сбор заявок шел через салоны оператора. В сентябре «МегаФон» приостановил распространение виртуальных сим-карт. Причина — высокая востребованность услуги. «МегаФон» не раскрывает количество абонентов, которые уже воспользовались услугой. Известно, что на начало сентября 2020 года в сети компании было зарегистрировано более 1,3 млн устройств с поддержкой eSIM.
Практически одновременно технологию eSIM внедряет в Москве и Петербурге «Билайн». В конце августа к этим городам добавились еще 14 крупных городов. А на днях «Билайн» добавил авторизацию через портал «Госуслуги», позволяющий получать сим-карту удаленно. На смартфон необходимо установить мобильное приложение, выбрать тариф и номер, подтвердить личность с помощью портала «Госуслуги» и загрузить профиль eSIM в смартфон.
Позже других игроков «большой тройки», в начале ноября, eSIM запустил оператор МТС, зато во всех регионах присутствия и сразу с возможностью дистанционного подключения, следуя ковидным трендам по самоизоляции. Личность абонента в этом случае также подтверждается на портале «Госуслуг». По данным МТС, за первые 9 месяцев 2020 года в России куплено в 2,5 раза больше смартфонов с поддержкой eSIM, чем за аналогичный период прошлого года. Всего с января по сентябрь было приобретено 2 млн таких гаджетов на сумму 127 млрд рублей, это 9% российского рынка сотового ретейла.
В «М.Видео — Эльдорадо» посчитали, что с начала 2020 года на российском рынке спрос на eSIM-смартфоны в штуках вырос в 2,8 раза. В «Связном» увидели рост на 178% в натуральном и 158% в денежном выражениях.
Конкурентные MVNO
Серьезными конкурентами традиционным операторам сотовой связи в случае широкого распространения eSIM становятся MVNO — виртуальные операторы сотовой связи. Они используют существующую инфраструктуру другого оператора, но продают услуги под собственным брендом.
Весной этого года абонентов к eSIM стал подключать виртуальный оператор «Тинькофф Мобайл» банка «Тинькофф». Доступна эта функция только действующим абонентам «Тинькофф Мобайл» или клиентам банка, которые уже проходили процедуру идентификации. Однако оформить ее можно удаленно, и потенциал такой клиентской базы много выше, чем у традиционных сотовых компаний, — около 11 млн пользователей.
В ноябре еще один крупный виртуальный оператор, «СберМобайл», входящий в экосистему Сбера, запустил виртуальную сим-карту. Она оформляется через приложение «Сбербанк Онлайн» и также уже имеет идентификацию. Причем, по данным компании, ее могут использовать как абоненты «СберМобайл», так и клиенты других операторов. По данным Сбера, технология уже доступна первым 10 тыс. пользователей в 68 регионах страны. По данным на сентябрь 2019 года, активная аудитория мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», то есть тех, кто может стать потенциальным владельцем виртуальной сим-карты, превысила 50 млн человек.
О планах внедрить eSim заявляет и виртуальный оператор «ВТБ Мобайл», которым владеет банк ВТБ.
По прогнозам информационного оператора «Центр 2М», к 2022 году доля MVNO в России вырастет в 5 раз, до 14–15% в общей абонентской базе. При этом по итогам 2019 года, по данным «ТМТ Консалтинг», MVNO-операторы РФ обслуживали около 4% абонентов. По подсчетам ИАА TelecomDaily, в России по итогам 2019 года насчитывалось 10 млн абонентов MVNO.
По количеству абонентов на конец 2019 года, по разным оценкам, 55–57% рынка занимала Yota, 16–17% было у «Ростелекома» (которому принадлежит Tele2 и его сеть), у «Тинькофф Мобайл» 9%, у МГТС (входит в МТС) 6%, у «Сбермобайла» 5%, еще 7% рынка делят остальные небольшие операторы.
Удачная синергия
Интересно, что исторический лидер этого рынка — Yota — пока не заявлял о планах использовать eSIM. Зато это сделал Tele2, который, в отличие от остальных сотовых операторов, в свое время решил стать еще и «фабрикой MVNO». По данным оператора, в первом полугодии 2020 года число B2B-абонентов MVNO, работающих на сети Tele2, выросло на 85% и превысило 4,2 млн человек. Всего на сети оператора работает более 20 MVNO-проектов. Из них почти половина абонентов — 2 млн человек — являются клиентами банковских MVNO, и за последний год они выросли в 2,2 раза. Крупнейшие из них — как раз «Тинькофф Мобайл» и «Сбербанк Мобайл», активно внедряющие eSIM.
Использование eSIM позволяет оператору экономить деньги на изготовление физической сим-карты, на оплате помещений, где эти сим-карты должны продаваться, на оплате вознаграждения дилерам и т.д. Однако для традиционных сотовых операторов поход абонента в офис — это еще и возможность продать ему дополнительные услуги, оборудование, застраховать, выдать кредит и даже немного заработать на кофе.