VIII Международный форум бизнеса и власти «Неделя российского ретейла» в этом году проходил в условиях, когда экономика России находится под значительным давлением санкций. Большинство предпринимателей уже поняли, что изменения в ней будут существенными и структурными, а их скорость зависит лишь от того, насколько быстро сумеют консолидироваться бизнес, общество и власть.
Стеклянные бусы, вид сбоку
По сути, современной экономике России еще не исполнилось и 30 лет. «Мы пока доживаем 30-летие, начавшееся в конце прошлого века, когда были приняты законы о кооперации. Эти 30 лет можно назвать добровольной вестернизацией, которую мы произвели над собой по окончании холодной войны», — метафорически определяет нашу действительность Станислав Наумов, заместитель председателя комитета Государственной думы по экономическим вопросам, добавляя, что было-то, в принципе, неплохо: эта вестернизация могла и 300 лет длиться, «как монголо-татарское иго».
Но теперь бизнесу придется приспосабливаться к новым условиям: «Как человек, находящийся под санкциями 17 стран, могу сказать, что назад уже ничего не вернется никогда и «как раньше» не будет», — подчеркивает Станислав Наумов.
Другими словами, всё прошедшее 30-летие Россия была встроена в западную модель экономики, а сейчас, как отмечает к.э.н., руководитель АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова, строятся совершенно новые связи: и технологические, и финансовые, и логистические. «И это построение новой экономики России пройдет очень нелегко! Оно будет кровавым, тяжелым, со слезами и с потом», — утверждает Наумов. Потому что, по его выражению, в этой вестернизации были лишь декоративные интерьеры: «Нам дали только реквизит: поиграйте, мол, в рыночную экономику, в потребительский рынок, в инновации».
А сейчас, по его же метафоре, мы начинаем понимать, что не все стеклянные бусы, гребешки и расчески нужно закупать за наши нефть и газ. Стремительная переориентация российской экономики в сторону сотрудничества с Китаем и Индией, по его словам, тоже до добра не доведет. «Там будет такая же ловушка, только с другими бусами и другими зеркалами» — делает жесткий вывод Станислав Наумов. Дело в том, что мы не знаем ни Китай, ни Индию. Поэтому сейчас все силы надо бросить на подготовку специалистов для работы в этих непростых регионах. «Сейчас нужно отправлять в магистратуру своего будущего партнера для обучения, и тогда через 2-3 года в компании появится человек, с одной стороны, со знанием китайского языка и, с другой, с пониманием специфики бизнеса. И мы действительно сможем что-то начинать предпринимать с Китаем, всё остальное — это бутафория. Мы до Луны быстрее долетим, чем сейчас с ходу все рванем на Восток», — заключает эксперт.
Пандемия в помощь
И в данных обстоятельствах выяснилось, что неожиданно положительную роль сыграла, как это ни парадоксально, двухгодичная пандемия, которая, во-первых, заставила бизнесменов объединяться для решения проблем, а во-вторых, побудила договариваться друг с другом (например, владельцев ТЦ и арендаторов).
«В московской бьюти-индустрии, к примеру, 18,5 тыс. МСП (малых и средних предприятий. — Прим. «НП»), из них 80% вообще индивидуальные предприниматели, работающие сами на себя. Их никто никогда не мог объединить. А тут за два дня — тысяча человек, потом еще три тысячи, а сейчас это одно из самых мощных отраслевых сообществ в России!» — говорит Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве.
То же самое можно сказать и о Федерации рестораторов и отельеров. Подобные сообщества показывают всем остальным, как нужно работать с государством: сначала объединяться, а потом формулировать повестку и лоббировать ее.
«За последние два года нам действительно удалось выстроить отношения с федеральными органами власти, и мы нашли точки соприкосновения», — подтверждает Иван Бабухадзе, директор Союза независимых сетей России.
Дефицит хуже высоких цен
Пётр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ, сравнивает санкции с ядерным взрывом, у которого есть три поражающих фактора: вспышка, ударная волна и радиация. Под вспышку попали те, кто оказался на «открытом месте», — люди, у которых в зарубежных интернет-магазинах и на международных маркетплейсах застряли оплаченные заказы, которые при возвращении товаров не смогли получить деньги, те, кто где-то за рубежом не смог воспользоваться своими платежными картами, и прочие.
«Мы вступили в контакты с мировыми брендами, оказавшимися должниками перед нашими потребителями, и ни один из них не сказал, что отказывается выполнять свои обязательства, но каждый сослался на невозможность их выполнения в связи с наложенными санкциями», — уточняет Пётр Шелищ.
Продолжая аналогию, он говорит о том, что государство сейчас должно предоставить и потребителям, и предпринимателям максимально возможную защиту от «идущей ударной волны». «Потому что у них общая судьба! — утверждает эксперт. — Не может быть так, чтобы одним было плохо, а другим хорошо: они зависят друг от друга».
Прежде всего, считает эксперт, государство не должно пытаться регулировать цены: если представить, что такие решения будут приняты, то на следующем этапе придется ограничивать цены поставок, потом — обязывать производить определенную номенклатуру продукции, а закончится всё тем, что предприятия, которые сочтут это невыгодным и разорительным и не смогут работать, нужно будет национализировать. «Мы не хотим идти по этому пути, возвращаясь к тому, от чего ушли с такими тяжелыми потерями за эти долгие 30 лет», — добавляет эксперт.
«Поэтому мы считаем, что дефицит хуже высоких цен, но вот что государство точно обязано делать, это гарантировать отсутствие на рынке картельных сговоров, очень жестко наказывая за это, и компенсировать рост цен тем гражданам, которые не в состоянии с этим справиться, прежде всего это семьи с детьми», — считает он.
Ограничение за 300 млрд
Следующее, чего ждут от государства и бизнес, и потребители, — снятия всех неоправданных ограничений для бизнеса. «Это касается прежде всего обязательной цифровой маркировки продовольствия, против чего выступили все бизнес-ассоциации производителей продовольствия», — говорит Пётр Шелищ.
Союз потребителей поддерживает снятие этого ограничения, поскольку, по оценке Союза, цифровая маркировка будет стоить потребителям минимум 300 млрд рублей в год.
Далее — параллельный импорт. «Кто-нибудь помнит, что до 2002 года у нас он был разрешен? В России не было так называемого регионального принципа исчерпания прав на товарный знак — действовал международный принцип», — вспоминает эксперт, объясняя, что в 2002 году региональный принцип ввели сугубо из-за требований мировых брендов, которые готовы были поставить у нас свои заводы только на особых условиях.
«В Соединенных Штатах, Канаде, Японии, Южной Корее, Австралии — почти везде, кроме стран Евросоюза, действует международный принцип исчерпания прав: всё, что вы законно купили в любой стране, можно везти и продавать где угодно», — подчеркивает Пётр Шелищ, задавая вопрос, почему это надо ограничивать у нас.
«Действительно, теперь выяснилось, что каких-либо значимых препятствий для параллельного импорта нет, но зато возникла некая избирательность при формировании перечня товаров для этого импорта», — подтверждает Александр Васильев, руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти компании Ozon. Он выразил пожелание, чтобы при принятии подобных решений государство руководствовалось прозрачными критериями, понятными для бизнеса.
Нам не жить друг без друга
Традиционно бизнес привык к очень осторожному взаимодействию с властью, а власть привыкла просто диктовать свои условия. Уже на исходе первого года пандемии обе стороны поняли, что им не жить друг без друга, и начали пытаться договориться — составлять, как выразилась, Наталья Назарова, актуальную дорожную карту.
«Но вместо такой карты у нас оказался трехслойный пирог, у которого наверху — слой основных законов, посередине — огромное количество постановлений, приказов и распоряжений, а внизу — красивые рекомендации, фактически столь же обязательные, как основной закон», — рисует живописную картину Наталья Назарова. Она напомнила о том, что известно каждому предпринимателю: рекомендации Роспотребнадзора лучше выполнять, а не игнорировать: «Ты вроде перед женой не должен отчитываться, что вечером идешь в бар, но лучше с ней посоветоваться заранее, до которого часа нужно вернуться домой».
А задача сегодняшнего времени — быстро принимать решения в зависимости от меняющихся обстоятельств. «Поэтому хотя в целом модель взаимодействия бизнеса и государства выстроена, впереди много работы: ситуация нестабильна, она меняется постоянно, и бизнес может развиваться только в одной команде с федеральными властями», — заключил Иван Бабухадзе.
По материалам VIII Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла»