Три стороны одной медали. Чего бизнес, общество и власть ждут сегодня друг от друга
Новый проспект
Статьи

Три стороны одной медали. Чего бизнес, общество и власть ждут сегодня друг от друга

Прочитано: 354

VIII Международный форум бизнеса и власти «Неделя российского ретейла» в этом году проходил в условиях, когда экономика России находится под значительным давлением санкций. Большинство предпринимателей уже поняли, что изменения в ней будут существенными и структурными, а их скорость зависит лишь от того, насколько быстро сумеют консолидироваться бизнес, общество и власть.

Стеклянные бусы, вид сбоку

По сути, современной экономике России еще не исполнилось и 30 лет. «Мы пока доживаем 30-летие, начавшееся в конце прошлого века, когда были приняты законы о кооперации. Эти 30 лет можно назвать добровольной вестернизацией, которую мы произвели над собой по окончании холодной войны», — метафорически определяет нашу действительность Станислав Наумов, заместитель председателя комитета Государственной думы по экономическим вопросам, добавляя, что было-то, в принципе, неплохо: эта вестернизация могла и 300 лет длиться, «как монголо-татарское иго».

Но теперь бизнесу придется приспосабливаться к новым условиям: «Как человек, находящийся под санкциями 17 стран, могу сказать, что назад уже ничего не вернется никогда и «как раньше» не будет», — подчеркивает Станислав Наумов.

Другими словами, всё прошедшее 30-летие Россия была встроена в западную модель экономики, а сейчас, как отмечает к.э.н., руководитель АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова, строятся совершенно новые связи: и технологические, и финансовые, и логистические. «И это построение новой экономики России пройдет очень нелегко! Оно будет кровавым, тяжелым, со слезами и с потом», — утверждает Наумов. Потому что, по его выражению, в этой вестернизации были лишь декоративные интерьеры: «Нам дали только реквизит: поиграйте, мол, в рыночную экономику, в потребительский рынок, в инновации».

А сейчас, по его же метафоре, мы начинаем понимать, что не все стеклянные бусы, гребешки и расчески нужно закупать за наши нефть и газ. Стремительная переориентация российской экономики в сторону сотрудничества с Китаем и Индией, по его словам, тоже до добра не доведет. «Там будет такая же ловушка, только с другими бусами и другими зеркалами» — делает жесткий вывод Станислав Наумов. Дело в том, что мы не знаем ни Китай, ни Индию. Поэтому сейчас все силы надо бросить на подготовку специалистов для работы в этих непростых регионах. «Сейчас нужно отправлять в магистратуру своего будущего партнера для обучения, и тогда через 2-3 года в компании появится человек, с одной стороны, со знанием китайского языка и, с другой, с пониманием специфики бизнеса. И мы действительно сможем что-то начинать предпринимать с Китаем, всё остальное — это бутафория. Мы до Луны быстрее долетим, чем сейчас с ходу все рванем на Восток», — заключает эксперт.


Пандемия в помощь

И в данных обстоятельствах выяснилось, что неожиданно положительную роль сыграла, как это ни парадоксально, двухгодичная пандемия, которая, во-первых, заставила бизнесменов объединяться для решения проблем, а во-вторых, побудила договариваться друг с другом (например, владельцев ТЦ и арендаторов).

«В московской бьюти-индустрии, к примеру, 18,5 тыс. МСП (малых и средних предприятий. — Прим. «НП»), из них 80% вообще индивидуальные предприниматели, работающие сами на себя. Их никто никогда не мог объединить. А тут за два дня — тысяча человек, потом еще три тысячи, а сейчас это одно из самых мощных отраслевых сообществ в России!» — говорит Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве.

То же самое можно сказать и о Федерации рестораторов и отельеров. Подобные сообщества показывают всем остальным, как нужно работать с государством: сначала объединяться, а потом формулировать повестку и лоббировать ее.

«За последние два года нам действительно удалось выстроить отношения с федеральными органами власти, и мы нашли точки соприкосновения», — подтверждает Иван Бабухадзе, директор Союза независимых сетей России.


Дефицит хуже высоких цен

Пётр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ, сравнивает санкции с ядерным взрывом, у которого есть три поражающих фактора: вспышка, ударная волна и радиация. Под вспышку попали те, кто оказался на «открытом месте», — люди, у которых в зарубежных интернет-магазинах и на международных маркетплейсах застряли оплаченные заказы, которые при возвращении товаров не смогли получить деньги, те, кто где-то за рубежом не смог воспользоваться своими платежными картами, и прочие.

«Мы вступили в контакты с мировыми брендами, оказавшимися должниками перед нашими потребителями, и ни один из них не сказал, что отказывается выполнять свои обязательства, но каждый сослался на невозможность их выполнения в связи с наложенными санкциями», — уточняет Пётр Шелищ.

Продолжая аналогию, он говорит о том, что государство сейчас должно предоставить и потребителям, и предпринимателям максимально возможную защиту от «идущей ударной волны». «Потому что у них общая судьба! — утверждает эксперт. — Не может быть так, чтобы одним было плохо, а другим хорошо: они зависят друг от друга».

Прежде всего, считает эксперт, государство не должно пытаться регулировать цены: если представить, что такие решения будут приняты, то на следующем этапе придется ограничивать цены поставок, потом — обязывать производить определенную номенклатуру продукции, а закончится всё тем, что предприятия, которые сочтут это невыгодным и разорительным и не смогут работать, нужно будет национализировать. «Мы не хотим идти по этому пути, возвращаясь к тому, от чего ушли с такими тяжелыми потерями за эти долгие 30 лет», — добавляет эксперт.

«Поэтому мы считаем, что дефицит хуже высоких цен, но вот что государство точно обязано делать, это гарантировать отсутствие на рынке картельных сговоров, очень жестко наказывая за это, и компенсировать рост цен тем гражданам, которые не в состоянии с этим справиться, прежде всего это семьи с детьми», — считает он.


Ограничение за 300 млрд

Следующее, чего ждут от государства и бизнес, и потребители, — снятия всех неоправданных ограничений для бизнеса. «Это касается прежде всего обязательной цифровой маркировки продовольствия, против чего выступили все бизнес-ассоциации производителей продовольствия», — говорит Пётр Шелищ.

Союз потребителей поддерживает снятие этого ограничения, поскольку, по оценке Союза, цифровая маркировка будет стоить потребителям минимум 300 млрд рублей в год.

Далее — параллельный импорт. «Кто-нибудь помнит, что до 2002 года у нас он был разрешен? В России не было так называемого регионального принципа исчерпания прав на товарный знак — действовал международный принцип», — вспоминает эксперт, объясняя, что в 2002 году региональный принцип ввели сугубо из-за требований мировых брендов, которые готовы были поставить у нас свои заводы только на особых условиях.

«В Соединенных Штатах, Канаде, Японии, Южной Корее, Австралии — почти везде, кроме стран Евросоюза, действует международный принцип исчерпания прав: всё, что вы законно купили в любой стране, можно везти и продавать где угодно», — подчеркивает Пётр Шелищ, задавая вопрос, почему это надо ограничивать у нас.

«Действительно, теперь выяснилось, что каких-либо значимых препятствий для параллельного импорта нет, но зато возникла некая избирательность при формировании перечня товаров для этого импорта», — подтверждает Александр Васильев, руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти компании Ozon. Он выразил пожелание, чтобы при принятии подобных решений государство руководствовалось прозрачными критериями, понятными для бизнеса.


Нам не жить друг без друга

Традиционно бизнес привык к очень осторожному взаимодействию с властью, а власть привыкла просто диктовать свои условия. Уже на исходе первого года пандемии обе стороны поняли, что им не жить друг без друга, и начали пытаться договориться — составлять, как выразилась, Наталья Назарова, актуальную дорожную карту.

«Но вместо такой карты у нас оказался трехслойный пирог, у которого наверху — слой основных законов, посередине — огромное количество постановлений, приказов и распоряжений, а внизу — красивые рекомендации, фактически столь же обязательные, как основной закон», — рисует живописную картину Наталья Назарова. Она напомнила о том, что известно каждому предпринимателю: рекомендации Роспотребнадзора лучше выполнять, а не игнорировать: «Ты вроде перед женой не должен отчитываться, что вечером идешь в бар, но лучше с ней посоветоваться заранее, до которого часа нужно вернуться домой».

А задача сегодняшнего времени — быстро принимать решения в зависимости от меняющихся обстоятельств. «Поэтому хотя в целом модель взаимодействия бизнеса и государства выстроена, впереди много работы: ситуация нестабильна, она меняется постоянно, и бизнес может развиваться только в одной команде с федеральными властями», — заключил Иван Бабухадзе.

По материалам VIII Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла»

ретейл торговля аналитика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки