"Три крупных саранчи копченых с гарниром из мучных червей"
В мире поднимается волна нового продовольственного кризиса, и вопрос, чем накормить миллионы страждущих, звучит все громче. Ответом на него может стать необычный для западного менталитета рацион — продукты из богатых белком насекомых. Дмитрий Наварра выяснил, что думают на Западе о замене привычных блюд на новые, с азиатским и африканским акцентом, и что уже делают в этом направлении.
Человеческая цивилизация в своем развитии сделала ставку на животноводство (включая и птицеводство) и, кажется, прогадала. Ученые всего мира бьют тревогу: оказывается, традиционное животноводство разрушает климатический баланс планеты. Выражаясь буквально, человечество ест мясо, а мясо «загазовывает» Землю. Но растущая потребность населения в протеиновой пище не позволяет радикально снизить объемы производства мяса. Тем не менее человечество озадачено поиском новых, более экологичных источников питания.
Эта цель даже отражена в программных декларациях ООН. На странице Продовольственной и сельскохозяйственной организации можно увидеть конкретные предложения по смене пищевого рациона жителей Земли. Там говорится, что «в ближайшем будущем разнообразить рацион, улучшить средства к существованию, внести вклад в продовольственную и пищевую безопасность и оказать меньшее воздействие на окружающую среду могут… съедобные насекомые», в связи с чем ООН рекомендует стимулировать коммерческое производство насекомых «в качестве пищи и корма для животных».
На экспертной панели Всемирного экономического форума даже назвали три причины, почему производство съедобных червей, саранчи и пиявок в промышленных масштабах может положительно повлиять на изменения климата. Во-первых, съедобные насекомые могут обеспечивать человечество таким же количеством качественного белка, как и животные. Во-вторых, насекомые требуют меньше заботы и содержания, чем домашний скот. И, в-третьих, они являются частью благотворного экологического цикла.
Согласно новому отчёту об исследовании рынка, озаглавленному «Рынок белков насекомых по продуктам — прогноз до 2030 года», в стоимостном выражении ожидаемый среднегодовой темп роста рынка белков насекомых составит 28,4% в период с 2022 года по 2030 год и достигнет $ 9,46 млрд к 2030 году. «В тоннах рынок будет расти за тот же период в среднем на 31,5% и достигнет 3 млн тонн к 2030 году», — говорится в отчете.
Пресса разносит весть
Идею подхватили и стали активно тиражировать СМИ во всех странах, не только Азиатских. Например издание The Guardian выпустило статью с заголовком «Если мы хотим спасти планету, будущее еды — насекомые».
Издание красиво и аппетитно развивает тему: «Жареные сверчки в школьном меню, молоко из личинок мух и болоньезе из мучного червя на ужин? Это экологически чистые блюда, которые мы с нетерпением ждём. Приятного аппетита!»
Гвардейцам глобального прогресса вторит из США журнал The Time с программной статьей: «Насекомые полезны для здоровья. Они отвечают целям «устойчивого развития». Так почему же люди не едят больше жуков?»
Французская Liberation призывает знатоков высокой кухни не зацикливаться только на виноградной улитке (в прованском масле с травами), но и пощелкать хитином ради высшей цели: «Червячок, саранча, сверчок… Поедание насекомых полезно для окружающей среды и вашей тарелки».
А специализированный портал «Центр продовольственной политики» Хантер Колледжа Городского университета Нью-Йорка даёт возможность ознакомиться с обширным массивом информации о внедрении насекомых в пищу в разных странах в своём обзоре «Съедобные насекомые: почему мы не едим больше жуков?».
Там, в частности, написано, что Европейский союз предпринял шаги по нормализации употребления съедобных насекомых в 2021 году. Управление по безопасности пищевых продуктов ЕС определило, что сушеные мучные черви (личинки жука Tenebrio molitor) безопасны для употребления в пищу человеком. А в ноябре Еврокомиссия одобрила продажи перелетной саранчи (Locusta migratoria) в замороженном, сушёном или порошкообразном виде, отнеся её к категории «новых продуктов питания». Решение Еврокомиссии последовало за принятием закона о пищевых продуктах Швейцарии от 2017 года. Он разрешил продажу мучных червей, кузнечиков (саранчи) и сверчков в продуктовых магазинах.
Весело и вкусно
Бизнес, как известно, накормит публику чем угодно, лишь бы кто-то двигал спрос. Американский ТВ-канал CNBC недавно рассказал об опыте американских продовольственных стартапов, продвигающих насекомоядие ради спасения планеты, ну и немножко ради своей прибыли. Но совсем чуть-чуть. Один из способов, предложенных энтузиастами и освещённый в обзоре «Как предприниматели уговаривают американцев есть протеин насекомых», звучит так: «Делаем поедание жуков веселым». «Весело и вкусно»? Где-то мы это уже слышали.
Другой способ привлечь внимание к теме — сделать ее элитной. Шеф-повар Джозеф Юн, исполнительный директор нью-йоркской правозащитной группы Brooklyn Bugs, стремится повысить признание такой пищи и осведомленность о съедобных насекомых с помощью творческих программ и включения насекомых в свою изысканную кухню. Он говорит, что первым шагом к тому, чтобы побудить американцев использовать насекомых в пищу, является переосмысление общественного восприятия насекомых как вредителей и превращение процесса поедания жуков в удовольствие.
А вот ещё одна точка зрения. Энн Карлсон, генеральный директор и основатель компании Jiminy’s, сказала, что её компания добилась успеха в обращении к молодому поколению, которому нравится идея, что их корм для домашних животных более безвреден для окружающей среды. «Если новый корм понравился вашему четвероногому питомцу, разделите с ним его маленькое удовольствие! И планету заодно спасете», — говорится в маркетинговой программе бренда.
Особенности национального насекомоедения
Традиция использования насекомых в пищу существует с первобытных времён и не прерывалась (правда, в тех регионах, которые веками жили в бедности и на низком уровне социального развития). Сейчас примерами рациона питания этих самых отсталых стран эксперты и пытаются мотивировать прогрессивную и экологически ответственную публику США и Европы.
Вот, например кулинарная зарисовка «Краткая история червей мопане, известного деликатеса из Зимбабве» (правда в соседних Замбии, Намибии это блюдо также считают своим деликатесом, но спор этот в чём-то пустой, поскольку государственные границы в тех краях нарисовали внешние силы, причём не так давно и весьма произвольно):
«Вкусных червей можно есть сухими и хрустящими в качестве закуски, их можно залить соусом или добавить в кашу из кукурузы — основного продукта питания в Зимбабве. Большинство людей предпочитают жарить червей с комбинацией помидоров, чеснока, арахиса, чили и лука. Червей мопане также можно добавлять в рагу, варить, чтобы смягчить их, или просто есть сырыми и свежими с дерева. Когда они свежие, они тяжелее жуются, но их характерный и уникальный вкус не разбавлен другими ингредиентами».
В ход идёт обширный азиатский опыт. Китай предлагает свои «особенности национального насекомоедения»: «Арахисовые черви — популярное кулинарное лакомство на юге Китая, из них часто делают желейные блюда».
Кстати, можно сделать некоторое предположение, что черви как еда оказались безопаснее летучих мышей. Но это не точно.
Если мягкие пышные черви кому-то покажутся скучными, а саранча — жесткой, то редакция The Washington Post может предложить более возбуждающее блюдо — жареных тарантулов по-кхмерски из Камбоджи.
Наиболее продвинутые дамы и господа, увлеченные новизной впечатлений или обременённые грузом экологической ответственности — те, кто видит лично для себя перспективу в подобной замене мясу и курочке, могут ознакомиться с парой коллекций «жучиных» рецептов от уважаемых медиа: от американского журнала Time («20 вкуснейших рецептов жуков от шеф-поваров») и от британской газеты Metro («Попробуйте эти три белковых рецепта, в которых используются насекомые и жуки»).
Мы то, что мы едим
Похоже, в ближайшие годы какому-то количеству населения предстоит пройти через пищевое «переосознание» себя: кому-то через соевую котлету в бургере, а кому-то — через тарелку мучных червей. В Европе, США и Канаде этот процесс уже во всю набирает обороты. Нужно ли остальным торопиться и запрыгивать с разбегу в движущийся вагон с жучками и червячками? Тут каждый решает сам для себя.