Trello ушел и не обещал вернуться
На российском рынке сервисов по управлению проектами наступила золотая лихорадка. К сентябрю в России перестанут работать все продукты австралийской компании Atlassian: Jira, Confluence и Trello — программы, оптимизирующие работу команды. Многим компаниям, от мала до велика, придется искать им замену, и российские разработчики спешат этим воспользоваться.
Разработчик ПО Atlassian работал в России далеко не один год, однако уход из страны для компании не сильно большая потеря. По данным австралийского разработчика, число его клиентов по всему миру составляет 260 тыс. «Если оценивать долю рынка РФ на фоне глобального рынка, то мы получим примерно 12 тыс. клиентов (или около 4,6% от общего числа. — Прим. «НП»)», — отмечает CEO TeamStorm Михаил Устинов.
Хотя количество клиентов Atlassian тоже можно считать по-разному. «По нашей оценке, оно измеряется миллионами человек, — утверждает управляющий партнер Kaiten Артур Нек. — Кто-то использовал сервисы для личных задач, а кто-то является участником организации, где зачастую у программы бывает по 50 тыс. пользователей только в одной компании». Цифру в миллион и даже более называют и в российском сервисе для управления проектами Shtab, и в компании «Ростелеком».
Atlassian недавно отчиталась, что завершила 23-й финансовый год и всего получила более $ 3,5 млрд дохода. По данным Михаила Устинова из TeamStorm, выручка всего Atlassian в РФ составляет около 6 млрд рублей, что в любом случае немного для этого игрока. Однако на российском рынке доля компании была самой большой среди всех систем управления проектами, констатирует Михаил Устинов.
И теперь Atlassian начинает отключать от своих сервисов все учетные записи, зарегистрированные в России и Белоруссии. После получения той или иной компанией соответствующего уведомления доступ к сервисам блокируется в течение 30 дней. Соответственно, российскому бизнесу, откладывавшему переезд на отечественные сервисы, теперь придется в спешке что-то придумывать, говорят игроки рынка.
«Нужно понимать, что с российского рынка ушли не только Jira и Trello. Это уход всей линейки продуктов Atlassian, и оценивать их нужно в совокупности», — уточняет Михаил Устинов. В целом в линейку программ, предлагаемых компанией на российском рынке, входило не менее восьми продуктов, предназначенных для решения различных управленческих задач.
Российские аналоги существуют
СЕО российского сервиса для управления проектами Shtab Александр Стихарев говорит, что сервисов для управления проектами, планировщиков задач и другого аналогичного софта в России насчитывается около двух десятков, от «Битрикса» до более молодых сервисов вроде Shtab или «Яндекс.Трекер». При этом Михаил Устинов отмечает, что до февраля 2022 года на рынке, по сути, работало только три таких системы, остальные появились в течение последнего года. Например, та же TeamStorm вышла на рынок в декабре 2022 года. «Также мы знаем о разработке еще двух аналогов от крупных игроков в РФ», — сообщил Михаил Устинов.
«Если вынести «Битрикс» за скобки, большинство из сервисов — это стартапы, которым 2-3 года», — уточняет Александр Стихарев. Из анонсируемых крупных проектов есть платформа «Яга» от «Ростелекома». Правда, в коммерческую эксплуатацию она будет запущена в 2024 году.
Пока же зрелость уже работающих решений Артур Нек из Kaiten оценивает на три балла из пяти. «В российских аналогах зачастую еще не выстроен User Flow, то есть понимание того, как именно пользователь взаимодействует с программой, какие задачи он хочет с помощью нее решить. Чаще есть просто набор разных функций, которые слабо интегрированы между собой, — поясняет он. — Многие компании хотят охватить сразу всю функциональность, чтобы быть похожими на все зарубежные сервисы одновременно. Кто-то пытается изобрести свои уникальные «фичи». Некоторые просто копируют кнопки, без понимания методологии. В результате клиент получает продукт с большим набором функций, но не способный решить его задачи».
Игроки рынка не отрицают, что за имеющиеся сроки невозможно скопировать эталонные решения или хотя бы догнать по функционалу и уровню поддержки гигантов вроде Atlassian. Однако, как выясняется, такие цели ставят не все. «Например, цель Shtab — помочь бизнесу организовать рабочие процессы, сделать их прозрачными, улучшить планирование и эффективность команд. Мы не хотим превращаться в CRM или приложения, которые пытаются решить сразу все задачи бизнеса, делая массу функций, не доведенных до ума. Это не наш путь», — поясняет Александр Стихарев.
«Мы внедряемся в мелкий и средний бизнес, покрываем большинство потребностей и уже можем предложить альтернативу ушедшим системам, — считает Михаил Устинов. — Если говорить про крупный бизнес, от тысячи лицензий, тут ситуация другая: запросов и ожиданий намного больше, а сам процесс миграции очень трудозатратный». Однако, прогнозирует Михаил Устинов, в 2024 году уже можно будет предоставить полноценную замену ушедшим системам и для крупного бизнеса.
И Франкенштейн станет красавицей
Тем не менее Артур Нек уверен, что лишь единицы из тех, кто создает российские продукты, имеют соответствующее образование и понимание методологии управления процессами. «Чаще же создатели аналогов копируют функции, не углубляясь в философию Agile и особенности Kanban и Scrum, — считает он. — Некоторые таск-трекеры делают на основе уже существующей системы, то есть добавляют функциональность к готовому сервису, например к корпоративному порталу, CRM-системе, системе ведения бюджета и пр. Получается некий Франкенштейн, собранный из разных частей. Это мешает создать эффективный инструмент для полноценного управления задачами и процессами».
Среди минусов российских решений для бизнеса эксперты также называют необходимость импорта данных из привычных программ и обучения команд новому софту. То есть всё снова упирается в отсутствие времени, когда решения приходится и создавать, и использовать в стрессовой ситуации. «Но в покинувших Россию продуктах нет никакой магии, мы сможем быстро их догнать, а со следующего года и перегнать!» — не теряет оптимизма Михаил Устинов.
Одним из главных конкурентных преимуществ российских сервисов их разработчики называют то, что они дешевле зарубежных аналогов. Сейчас многие компании, наращивая пользовательскую базу, предлагают бесплатные тарифы или триал-версии, позволяющие познакомиться с софтом, «пощупать» его возможности перед переходом на платную основу.
«Кто-то только выходит на рынок с сырым продуктом и пытается привлечь клиента низкой ценой, кто-то делает хорошие скидки за переезды с большим числом лицензий. В любом случае перейти на российский продукт и оплачивать его официально в рублях будет выгоднее, чем оставаться на Trello и Jira, используя обходные способы оплаты, которые обойдутся почти в 2 раза дороже», — уверен Артур Нек. А вот в «Ростелекоме» с ним не согласны. «Большинство отечественных решений, которые хотят заменить Atlassian, дороже популярных продуктов», — утверждает директор центра компетенций цифровых продуктов «Ростелекома» Полина Самсонова.
За такие объемы можно побороться
Потенциал рынка таких программ в РФ его игроки оценивают по-разному. «По результатам нашего внутреннего исследования, доступный объем внутреннего рынка таких решений — 7,7 млрд рублей в год», — говорит Полина Самсонова из «Ростелекома». В компании Kaiten оценивают рынок в 8-10 млрд рублей в год, в Shtab — в 10 млрд рублей. А в TeamStorm считают, что общий объем рынка РФ равен 18 млрд рублей, из которых 6 млрд рублей генерируют IT-компании, использующие такие продукты, и еще 12 млрд занимают пользователи, не имеющие отношения к этой отрасли.
Так или иначе, сейчас разработчики сервисов управления проектами наблюдают растущий спрос. «Первая волна наплыва клиентов состоялась еще в марте 2022 года, когда начали вводить санкции, а многие предприниматели решили перенести свои данные на серверы РФ, — вспоминает Александр Стихарев. — Безусловно, есть большой процент людей, которые по-прежнему пользуются сервисами типа Jira, несмотря на невозможность оплачивать их напрямую. С VPN и прочими способами обхода блокировок все давно знакомы. Кроме того, крупные корпорации привыкли использовать сервисы на своих серверах, не обновляют их и, соответственно, не платят на регулярной основе. Но теперь, когда Atlassian решили удалить российские аккаунты, большинство будет вынуждено переносить свои данные в РФ или создавать зарубежные аккаунты».
«Мы сейчас наблюдаем повышенный спрос, сервисом интересуются представители самых разных сфер: от IT до машиностроительных заводов, — говорит Михаил Устинов. — Много запросов на демонстрацию и пилотные проекты, такого не было на протяжении 2022 года. Мы полагаем, что это начало подъема спроса, который закончится к концу 2024 года, когда большинство компаний выберет себе решение на замену продуктов Atlassian».