Траулеры, ледоколы и ЧП. Чем запомнился 2021 год в судостроении
Новый проспект
Статьи

Траулеры, ледоколы и ЧП. Чем запомнился 2021 год в судостроении

Прочитано: 251

Судостроители города весь год успешно достраивали и сдавали ледоколы и рыболовецкие суда, а также военные объекты — тральщики. А запомнится год двумя глобальными ЧП: во-первых, аварией на заводе «Пелла», последовавшим за этим ухудшением финансового состояния предприятия и слухами о его скорой продаже, во-вторых, недавним пожаром на корвете, который для Минобороны строили на Северной верфи.

1. Трагедия и перспективы «Пеллы»

У областного завода «Пелла» Герберта Цатурова в этом году явно начались финансовые проблемы.

Весной на предприятии завалился на бок строящийся для группы «ФЭСТ» траулер стоимостью € 33 млн. Погибли два человека. Заказчик заявил, что откажется от перевернувшегося траулера. Затем «Пелла», которая работала с прибылью последние 5 лет, не смогла исполнить финансовые обязательства перед акционерами. У компании не нашлось денег на выплату дивидендов за I квартал 2021 года в размере 240 млн рублей.

Фото: скриншот YouTube

Потом подняли головы кредиторы. Машиностроительный завод «Арсенал» пытался с помощью заявления о банкротстве получить от «Пеллы» выплаты за проделанную работу.

Осенью на рынке появились слухи о том, что часть активов «Пеллы» хочет приобрести рыбопромысловый холдинг «Норебо». О планируемой сделке сообщают несколько участников рынка, в то время как в «Норебо» после ряда запросов от журналистов пока не удосужились прокомментировать ситуацию.

2. Пожар на Северной верфи

Вторым плохим событием года стал пожар 17 декабря на корвете серии 20385 «Проворный», который строили на Северной верфи. При пожаре пострадали трое спасателей, двоих из них госпитализировали. Из-за возгорания серьезно повреждены надстройка и главное антенно-мачтовое устройство корабля.

Причиной пожара, по предварительной информации, могло стать нарушение техники безопасности. Корпус корабля не пострадал, но выгорела композитная надстройка из нескольких ярусов, изготовленная на Средне-Невском судостроительном заводе. С ним ведутся переговоры о строительстве новой надстройки. При этом отраслевые эксперты удивляются, почему надстройка согрела, ведь она была выполнена из негорючих материалов.

Фото: vk.com/spb_today

Ущерб от пожара составил более 22 млрд рублей. Ранее предполагалось, что второй серийный корвет «Проворный» войдет в состав ВМФ в конце 2022 года, теперь срок сдачи сдвинут на 2026 год.

Последствия пожара могут быть для Северной верфи и более серьезными. Так, 23 декабря ТАСС со ссылкой на свой источник сообщил, что заказы Минобороны на строительство боевых судов могут быть переданы заводу «Янтарь» и Амурскому судостроительному заводу. Причиной этого называют пожар на корвете «Проворный».

3. О хорошем и о войне

А теперь о хорошем. Положительные примеры работы верфей Петербурга и Ленобласти в этом году тоже есть. Если говорить о военных заказах, то Средне-Невский судостроительный завод летом этого года заложил девятый тральщик серии 12700 «Афанасий Иванников». Во время закладки главком ВМФ Николай Евменов заявил, что серия будет расширена с нынешних 10 до 20 кораблей.

Фото: СНСЗ

Кроме того, Адмиралтейские верфи в декабре приступили к первому этапу заводских ходовых испытаний первой серийной подлодки проекта 677 «Кронштадт». Стоит отметить, что «Кронштадт» — долгострой отечественного судостроения. Закладка прошла в июле 2005 года. Потом в 2009 году по решению Минобороны РФ строительство заказа было приостановлено и возобновлено только в 2013 году. Задержку в строительстве объясняют внесением изменений в проект уже в процессе строительства, а также проблемами с одним из поставщиков оборудования.

Фото: Адмиралтейские верфи

4. Долгие гражданские заказы

Верфи также активно занимаются и гражданскими судами. Например, первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220, построенный на Балтийском заводе, прошел заводские ходовые испытания и вернулся на предприятие. Ожидается, что он войдет в состав флота заказчика, ФГУП «Атомфлот», уже в начале января.

Звучит хорошо, однако если вспомнить историю строительства ледоколов данной серии, картина становится уже не такой радужной. Первоначально срок сдачи головного ледокола «Арктика» был намечен на 2017 год, но в итоге это произошло лишь в конце 2020 года. Первый и второй серийные ледоколы «Сибирь» и «Урал» планировалось сдать в 2019 и 2020 годах соответственно. В итоге «Сибирь» была сдана заказчику только в декабре 2021 года, а сроки по «Уралу» перенесены на август 2022 года.

Фото: Балтийский завод

Между тем в Петербурге и Ленобласти строятся не только атомные ледоколы: в этом году Выборгский судостроительный завод выиграл конкурс «Росморпорта» на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 за 10,5 млрд рублей. Это судно будет вторым в серии из двух ледоколов проекта 21900 М². Они предназначены для работы в морских портах Северо-Западного бассейна.

5. Траулеры и ярусоловы

Другими крупными гражданскими заказами для верфей стали рыболовецкие суда. В этом сегменте активно работает, в частности, Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). «В этом году мы сдали первый серийный траулер», — делится генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев.

Строительством рыболовецких судов также занимаются Северная верфь и Адмиралтейские верфи. В декабре Северная верфь сообщила, что на головном траулере проекта 170701 «Капитан Соколов» начаты швартовные испытания. Всего серия траулеров проекта, которую Северная верфь строит для «Норебо», состоит из десяти судов. Судостроительный завод также строит ярусоловы для «Норебо», компании «Вирма» и ООО «Глобус».

Фото: Северная верфь

Получили заказ на 10 траулеров проекта СТ-192 от Русской рыбопромышленной компании и Адмиралтейские верфи. Первый траулер в этой серии, «Капитан Вдовиченко», в декабре текущего года успешно прошел первый этап заводских ходовых испытаний.

Фото: ОСК

Участники рынка констатируют: хорошо, что верфи активно диверсифицируются и расширяют портфель гражданских заказов, однако выполняются эти заказы, как правило, с задержкой сроков. «Виной тому высокая загрузка верфей, отсутствие их модернизации и дефицит квалифицированных кадров. Стоит отметить и недостаточную адаптацию многих проектов в гражданском сегменте к российским требованиям, особенно в сфере рыбопромыслового флота», — комментирует руководитель отдела аналитики ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

Сейчас фактически речь идет о том, что российские верфи восстанавливают давно утраченные компетенции в строительстве рыболовецких судов, и для этого им требуется время.

Александр Соловьев, генеральный директор Выборгского судостроительного завода:

— В этом году мы наконец выкарабкиваемся из финансовой ямы, которая преследовала нас последние годы. В этом нам очень помогла ОСК, которая провела докапитализацию предприятия на 1,3 млрд рублей. И еще 2 млрд рублей ОСК выделила нам в течение осени 2020 — весны 2021 года. В результате финансовая ситуация на предприятии немного улучшилась, что не может не радовать. Из других положительных событий могу отметить то, что предприятие успешно занялось работой в сфере гособоронзаказа. При этом мы планомерно занимаемся гражданским строительством: в этом году сдали первый серийный траулер для Архангельского тралового флота.

судостроение итоги года
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев рассказал «Новому проспекту», как будет работать отрасль в ближайшее время и можно ли быстро провести импортозамещение в судостроении.
Военные так увлеклись модернизацией секретного судна, что забыли заплатить верфи, пропустили сроки передачи проекта, но требуют компенсацию за собственные ошибки.
Пандемия не форс-мажор, если про неё пишут газеты. Годовое опоздание первого в России парома на сжиженном природном газе обошлась верфи в 12,2 млн рублей. Она напрасно пеняла на Турцию.

Бывшая глава МИД Австрии, на свадьбе которой танцевал Путин, покинула родину из-за "постоянных угроз"
05.07.2022
Чуть меньше тысячи российских грузовых вагонов арестованы в Финляндии
05.07.2022
В re:Store начали продавать технику Apple, ввезенную по параллельному импорту
05.07.2022
Кудрин ушел из СПбГУ
05.07.2022
Путин дал правительству право запрещать резидентам России зачислять на зарубежные счета дивиденды в валюте
05.07.2022
Владелец KFC и Pizza Hut уходит из России. Сеть KFC, вероятно, будет продана местному оператору
05.07.2022
Volkswagen закрывает производство в Нижнем Новгороде
05.07.2022
Коммерсант: ЦИК России займется обучением сотрудников избирательных комиссий ДНР и ЛНР
05.07.2022
Дума приняла закон об обеспечении армии при зарубежных операциях. Теперь бизнес не сможет отказаться от госконтактров
05.07.2022
К начальнику ГИБДД Петербурга и Ленинградской области пришли с обыском
05.07.2022
В Казахстане «по техническим причинам» резко закрылись все рестораны McDonaldʼs
05.07.2022
"Улыбка радуги" откроет в Петербурге 28 магазинов на месте точек ушедшей Watsons
05.07.2022
Япония ввела эмбарго на импорт российского золота и персональные санкции
05.07.2022
Setl Group заключил договор со Сбербанком на 5,5 млрд рублей для строительства ЖК Univer City
05.07.2022
Сайт IKEA не выдержал старта финальной распродажи товаров в России
05.07.2022
Владелец брендов Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay переписал российский бизнес на компанию из ОАЭ
05.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки