Траулеры, ледоколы и ЧП. Чем запомнился 2021 год в судостроении
Новый проспект
Статьи

Траулеры, ледоколы и ЧП. Чем запомнился 2021 год в судостроении

Прочитано: 593

Судостроители города весь год успешно достраивали и сдавали ледоколы и рыболовецкие суда, а также военные объекты — тральщики. А запомнится год двумя глобальными ЧП: во-первых, аварией на заводе «Пелла», последовавшим за этим ухудшением финансового состояния предприятия и слухами о его скорой продаже, во-вторых, недавним пожаром на корвете, который для Минобороны строили на Северной верфи.

1. Трагедия и перспективы «Пеллы»

У областного завода «Пелла» Герберта Цатурова в этом году явно начались финансовые проблемы.

Весной на предприятии завалился на бок строящийся для группы «ФЭСТ» траулер стоимостью € 33 млн. Погибли два человека. Заказчик заявил, что откажется от перевернувшегося траулера. Затем «Пелла», которая работала с прибылью последние 5 лет, не смогла исполнить финансовые обязательства перед акционерами. У компании не нашлось денег на выплату дивидендов за I квартал 2021 года в размере 240 млн рублей.

Фото: скриншот YouTube

Потом подняли головы кредиторы. Машиностроительный завод «Арсенал» пытался с помощью заявления о банкротстве получить от «Пеллы» выплаты за проделанную работу.

Осенью на рынке появились слухи о том, что часть активов «Пеллы» хочет приобрести рыбопромысловый холдинг «Норебо». О планируемой сделке сообщают несколько участников рынка, в то время как в «Норебо» после ряда запросов от журналистов пока не удосужились прокомментировать ситуацию.

2. Пожар на Северной верфи

Вторым плохим событием года стал пожар 17 декабря на корвете серии 20385 «Проворный», который строили на Северной верфи. При пожаре пострадали трое спасателей, двоих из них госпитализировали. Из-за возгорания серьезно повреждены надстройка и главное антенно-мачтовое устройство корабля.

Причиной пожара, по предварительной информации, могло стать нарушение техники безопасности. Корпус корабля не пострадал, но выгорела композитная надстройка из нескольких ярусов, изготовленная на Средне-Невском судостроительном заводе. С ним ведутся переговоры о строительстве новой надстройки. При этом отраслевые эксперты удивляются, почему надстройка согрела, ведь она была выполнена из негорючих материалов.

Фото: vk.com/spb_today

Ущерб от пожара составил более 22 млрд рублей. Ранее предполагалось, что второй серийный корвет «Проворный» войдет в состав ВМФ в конце 2022 года, теперь срок сдачи сдвинут на 2026 год.

Последствия пожара могут быть для Северной верфи и более серьезными. Так, 23 декабря ТАСС со ссылкой на свой источник сообщил, что заказы Минобороны на строительство боевых судов могут быть переданы заводу «Янтарь» и Амурскому судостроительному заводу. Причиной этого называют пожар на корвете «Проворный».

3. О хорошем и о войне

А теперь о хорошем. Положительные примеры работы верфей Петербурга и Ленобласти в этом году тоже есть. Если говорить о военных заказах, то Средне-Невский судостроительный завод летом этого года заложил девятый тральщик серии 12700 «Афанасий Иванников». Во время закладки главком ВМФ Николай Евменов заявил, что серия будет расширена с нынешних 10 до 20 кораблей.

Фото: СНСЗ

Кроме того, Адмиралтейские верфи в декабре приступили к первому этапу заводских ходовых испытаний первой серийной подлодки проекта 677 «Кронштадт». Стоит отметить, что «Кронштадт» — долгострой отечественного судостроения. Закладка прошла в июле 2005 года. Потом в 2009 году по решению Минобороны РФ строительство заказа было приостановлено и возобновлено только в 2013 году. Задержку в строительстве объясняют внесением изменений в проект уже в процессе строительства, а также проблемами с одним из поставщиков оборудования.

Фото: Адмиралтейские верфи

4. Долгие гражданские заказы

Верфи также активно занимаются и гражданскими судами. Например, первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220, построенный на Балтийском заводе, прошел заводские ходовые испытания и вернулся на предприятие. Ожидается, что он войдет в состав флота заказчика, ФГУП «Атомфлот», уже в начале января.

Звучит хорошо, однако если вспомнить историю строительства ледоколов данной серии, картина становится уже не такой радужной. Первоначально срок сдачи головного ледокола «Арктика» был намечен на 2017 год, но в итоге это произошло лишь в конце 2020 года. Первый и второй серийные ледоколы «Сибирь» и «Урал» планировалось сдать в 2019 и 2020 годах соответственно. В итоге «Сибирь» была сдана заказчику только в декабре 2021 года, а сроки по «Уралу» перенесены на август 2022 года.

Фото: Балтийский завод

Между тем в Петербурге и Ленобласти строятся не только атомные ледоколы: в этом году Выборгский судостроительный завод выиграл конкурс «Росморпорта» на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 за 10,5 млрд рублей. Это судно будет вторым в серии из двух ледоколов проекта 21900 М². Они предназначены для работы в морских портах Северо-Западного бассейна.

5. Траулеры и ярусоловы

Другими крупными гражданскими заказами для верфей стали рыболовецкие суда. В этом сегменте активно работает, в частности, Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). «В этом году мы сдали первый серийный траулер», — делится генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев.

Строительством рыболовецких судов также занимаются Северная верфь и Адмиралтейские верфи. В декабре Северная верфь сообщила, что на головном траулере проекта 170701 «Капитан Соколов» начаты швартовные испытания. Всего серия траулеров проекта, которую Северная верфь строит для «Норебо», состоит из десяти судов. Судостроительный завод также строит ярусоловы для «Норебо», компании «Вирма» и ООО «Глобус».

Фото: Северная верфь

Получили заказ на 10 траулеров проекта СТ-192 от Русской рыбопромышленной компании и Адмиралтейские верфи. Первый траулер в этой серии, «Капитан Вдовиченко», в декабре текущего года успешно прошел первый этап заводских ходовых испытаний.

Фото: ОСК

Участники рынка констатируют: хорошо, что верфи активно диверсифицируются и расширяют портфель гражданских заказов, однако выполняются эти заказы, как правило, с задержкой сроков. «Виной тому высокая загрузка верфей, отсутствие их модернизации и дефицит квалифицированных кадров. Стоит отметить и недостаточную адаптацию многих проектов в гражданском сегменте к российским требованиям, особенно в сфере рыбопромыслового флота», — комментирует руководитель отдела аналитики ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

Сейчас фактически речь идет о том, что российские верфи восстанавливают давно утраченные компетенции в строительстве рыболовецких судов, и для этого им требуется время.

Александр Соловьев, генеральный директор Выборгского судостроительного завода:

— В этом году мы наконец выкарабкиваемся из финансовой ямы, которая преследовала нас последние годы. В этом нам очень помогла ОСК, которая провела докапитализацию предприятия на 1,3 млрд рублей. И еще 2 млрд рублей ОСК выделила нам в течение осени 2020 — весны 2021 года. В результате финансовая ситуация на предприятии немного улучшилась, что не может не радовать. Из других положительных событий могу отметить то, что предприятие успешно занялось работой в сфере гособоронзаказа. При этом мы планомерно занимаемся гражданским строительством: в этом году сдали первый серийный траулер для Архангельского тралового флота.

судостроение итоги года
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Российские машиностроители осваивают выпуск комплектующих для судоремонта. У этого рынка хороший потенциал для роста, однако для того чтобы его реализовать, нужна модернизация действующих заводов и строительство новых доков.
Впервые в истории Большого порта Санкт-Петербург его основным грузом стали не контейнеры и не нефтепродукты, а минеральные удобрения. «Новый проспект» подводит итоги работы основного транспортного объекта Северной столицы за 2023 год.
Главной тенденцией 2023 года на российском рынке IT стала осознанная миграция на отечественные решения. Хаос и неразбериха после ухода многих западных вендоров привели к активному внедрению российских разработок.

ТГК-1 по итогам 2023 года получила убыток в 800 млн рублей
29.02.2024
Самой богатой бизнес-леди России третий год подряд стала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук
29.02.2024
Число жертв войны в секторе Газа превысило 30 тыс. человек
29.02.2024
Еще два российских бизнесмена из списка Forbes отказались от российского гражданства
29.02.2024
Сразу два инвестора планируют начать в Петербурге выпуск туристических автобусов
29.02.2024
В Москве сегодня задержали главреда "Новой газеты" Сергея Соколова
29.02.2024
Экспорт бензина запретили до 31 августа
29.02.2024
Тихвинский ферросплавный завод в Ленобласти уходит в простой до 1 апреля
29.02.2024
На юго-западе Петербурга открылся коворкинг PARK-PAGE
29.02.2024
Петербургский жилой комплекс стал серебряным призером премии "Топ ЖК-2024"
29.02.2024
Доля апарт-отелей в Петербурге стремительно догоняет "классические" гостиницы
29.02.2024
Льготные программы лизинга не привлекают бизнес, сетуют в ФРП Петербурга
29.02.2024
Путин анонсировал переход к дифференциальной шкале налогообложения
29.02.2024
Владимир Путин предложил списать российским регионам две трети долгов
29.02.2024
В России программу льготной семейной ипотеки продлят до 2030 года
29.02.2024
Росгидромет откажется от данных с зарубежных метеоспутников
29.02.2024
Два десятка социальных объектов строит крупнейший петербургский застройщик
29.02.2024
В Петербурге и Ленобласти за год выросли объемы промышленного производства
29.02.2024
Ученые ВШЭ выяснили, почему большинство детей в стране рождается летом
29.02.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки