Траектория роста. В чем будущее российской торговли

За прошлый год оборот российской розницы вырос на 8%, достигнув 48,2 млрд рублей, и эта тенденция сохраняется. Как развивается российский ретейл, какие форматы выбирают торговые сети и как маркетплейсы меняют жизнь регионов, узнал «Новый проспект».

Антон Алиханов, министр промышленности и торговли РФ, по итогам 2023 года констатировал возвращение розницы на траекторию роста. «И мы видим, что первый квартал текущего года эту «повышательную» тенденцию сохраняет. Надеемся, что так и будет в дальнейшем», — заявил министр на X Международном форуме бизнеса и власти «Неделя российского ретейла» — 2024, который завершился недавно в Москве.

В 2023 году оборот розничной торговли составил 48,2 млрд рублей, что по сравнению с 2022 годом означает рост на 8% в сопоставимых ценах. Эти цифры назвал статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов. Основной рост, по его данным, традиционно обеспечили непродовольственные товары — 11,5%, продовольствие — 4,4%.

«У нас на 2,5% увеличилось количество магазинов по сравнению с 2022 годом, но традиционно продолжает расти доля торговых сетей, она составляет 40-70% (ранее было порядка 39%)», — отметил Виктор Евтухов. Он напомнил, что в середине 2010-х — в 2013, 2014, 2015 годах — все сильно переживали из-за экспансии крупных сетей, считая, что тем самым возникает угроза развитию малой розницы. «Мы, кстати, в министерстве не так сильно, а наши коллеги из других органов власти переживали по поводу роста торговых сетей. Но это уже далеко в прошлом, потому что именно наличие такой системной торговой отрасли, где хорошо представлены и крупные торговые сети, и региональные, и малая розница, позволило нам весьма качественно и эффективно пережить самые сложные годы для нашей страны. Нам удалось то, что не удалось представителям различных отраслей в других странах, причем с самыми развитыми экономиками», — подчеркнул замминистра.

Стабилизация потребительской уверенности

Представители торговых сетей подтверждают этот постулат. «Для Х5 в целом и «Пятерочек» в частности 2023 год прошел довольно уверенно: мы показали очень хороший рост, и сегодня у нас уже больше, чем 100 магазинов. Мы вышли на Дальний Восток, в Забайкалье, Якутию и Читу, и в этих направлениях видим очень большой потенциал развития», — отмечает Владислав Курбатов, управляющий директор торговой сети «Пятерочка».

«Мы воспользовались уходом одной из компаний, которая торговала спортивными товарами, и в 2023 году разом открыли еще одну спортивную сеть Amazing Red. У нас разом добавилось 110 магазинов, мы формируем бренды — это то, на чем строится наш бизнес», — говорит Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group. Он рассказал о трансформации сети Street Beat и создании собственной торговой марки, благодаря чему группа компаний из монобрендовой превратилась в мультибрендовую. Например, в детских товарах Inventive Retail Group сильно разбавила ассортимент Lego другой продукцией, также создав собственный бренд.

По словам Владислава Курбатова, главное наблюдение последних месяцев — это стабилизация потребительской уверенности. Она проявляется в том, что люди больше тратят, а это, подчеркивает эксперт, означает определенный рост доходов населения.

«При этом цена продолжает оставаться одним из главных факторов, влияющих на выбор магазина. По последним исследованиям, люди в среднем ходят в пять-шесть магазинов разных форматов и разных сетей в месяц: поиск доступного соотношения цена/качество остается в приоритете. Поэтому мы видим сегодня развитие в том числе формата хард дискаунтер (магазины самообслуживания с товарами повседневного спроса по низким ценам. — Прим. «НП»)», — отмечает Владислав Курбатов. Однако, подчеркивает он, сегодня такие дискаунтеры уже не просто предлагают низкие цены, но еще и дают определенные гарантии качества продукта, что означает новый этап в развитии формата. Примеров тому множество: сети «Чижик», «В1 — Первый выбор», Smart, «ДА!» и другие.

И большие, и малые

Пробуют сети сегодня и новые для себя виды торговли. К примеру, «Магнит» осваивает формат киосков — торговых точек, которые максимально близки к покупателям там, где, как объясняет Руслан Исмаилов, директор розничной сети «Магнит», у людей возникает спонтанная эмоциональная потребность и необходимость получить какой-то товар или продукт.

«Мы в Пулково открыли шикарный магазин прямо в зоне прилета. Нам многие говорили, что, это странно: мол, кому в аэропорту нужен продуктовый магазин? А если думать о покупателях, то это очень логично, ведь люди приезжают в командировку или домой после отпуска, и многим как раз необходимо сразу же что-то купить. Продажи этого магазина очень успешны», — рассказывает Руслан Исмаилов.

Он говорит, что сеть, глядя на успех этого магазина, пошла и в другие аэропорты. Впрочем, такой формат, как гипермаркет, также остается актуальным. «Уже лет пять мы слышим, что гипермаркеты должны прекратить свое существование. Но хочу констатировать: к нам приходят 500 тыс. покупателей в месяц. Мы далеки от умирания. Гипермаркеты сегодня — это очень рентабельный бизнес», — отмечает Ася Балабай, коммерческий директор «Ашан ритейл Россия».

Спрос иногда опережает предложение

Эксперты отмечают увеличение доли продаж и оборотов со стороны малых городов. Но это касается не только маркетплейсов. Об увеличении продаж в регионах говорит и Евгений Мовчан, генеральный директор СТД «Петрович», причем не только в DIY-сегменте.

«Мы наблюдаем множество очень хороших факторов с точки зрения роста доходов населения, особенно в регионах. Не только в нашей отрасли, но и в других. Рост продаж в регионах больше, чем в Москве и Петербурге, которые сейчас, можно сказать, испытывают непростые времена», — отмечает Евгений Мовчан. Он считает положительным фактором то, что страна сегодня развивается повсеместно. Но это приводит к тому, что спрос сейчас, по его словам, во многих товарных категориях опережает предложение. «А когда есть дефицит, то растут цены. К сожалению, этот процесс безостановочный. Поэтому сейчас наша задача — спрос погасить и подождать, пока вырастет предложение, сравнявшись со спросом», — говорит эксперт.

Тренд на готовую еду и работу с фермерами

Одна из ярких тенденций сегодня — спрос на готовую еду. «Во-первых, растет поколение, которое в принципе готовить не умеет и не хочет, во-вторых, всё больше возрастает скорость жизни», — объясняет Владислав Курбатов.

«Готовый перекус сегодня стал более доступен. И если изначально это был бизнес общественного питания, то потом готовую еду стали производить в крупных магазинах. И сейчас, например, у нас в 17,5 тыс. магазинов уже представлена такая продукция, — соглашается Руслан Исмаилов, сразу же обозначая проблему производства: — Наших собственных площадок на базе гипер- и супермаркетов уже не хватает. Мы ищем возможности для увеличения мощностей с помощью фабрик-кухонь и каких-то производственных площадок».

Владислав Курбатов отмечает, что дефицит качественного производства готовой еды заметен в первую очередь в регионах. «Там сегодня если и есть какие-то производители, то либо очень сомнительного качества, либо процессы у них недостаточно организованы. Мы одной из задач видим развитие партнерства в регионах с местными производителями. Мне кажется, это очень хороший путь, в том числе для развития экономики регионов», — считает он.

По его рассказу, «Пятерочка» уже развивает агроагрегаторы, которые работают с мелкими фермерами в регионах. Первый опыт такой работы был в Липецкой области, и он показал хороший результат. Сейчас сеть идет и в другие регионы, в различных городах в магазинах появляются выделенные «фермерские острова». «Это упрощает жизнь фермерам. Им не нужно иметь какие-то большие объемы для работы с федеральной сетью: они отдельно, не проходя все наши бюрократические барьеры, поставляют и реализуют свою продукцию в любом объеме в таких фермерских островках», — объясняет Владислав Курбатов.

Развитие бесшовных решений

Параллельно с этим сети наблюдают рост онлайн-продаж. Антон Алиханов привел такие данные: за 5 лет сектор интернет-торговли вырос почти в 5 раз, что составляет более 4 трлн рублей оборота. «Сегодня всё больше покупателей становится омниканальными. Мы это видим и у себя: мы как «Пятерочка» за прошлый год выросли до 20-30%, и этот рост продолжается», — подтверждает Владислав Курбатов.

Причем покупатель требует омниканальных бесшовных решений. «Мы все зависим от покупателя и должны дать то, что он хочет. А он хочет сегодня зайти в магазин, завтра заказать доставку, послезавтра забежать в киоск и так далее. И единственное правильное направление движения — формирование общей модели бесшовных каналов взаимодействия с покупателем», — считает Руслан Исмаилов.

Доступность товаров возрастает

На развитие онлайн-продаж и омниканальности во многом влияют маркетплейсы, которые государство сегодня пытается регулировать. «Маркетплейсы проводят великолепную работу, но периодически у них возникают различные неприятные ситуации, которые не нужны ни нам, ни поставщикам, ни самим маркетплейсам. Пока что в самых простых случаях они получают предостережение. Но в конце концов это может привести к более серьезным последствиям для этих компаний, тем более что никакой жесткости в законодательстве нет, оно лишь сглаживает отношения между игроками», — говорит Виктор Евтухов.

«Мы понимаем, какие обязательства на нас это накладывает, и всегда за то, чтобы быть в диалоге. Мы существуем в рамках законодательства и работаем со всеми службами», — отмечает Татьяна Бакальчук, генеральный директор Wildberries.

«Конечно, мы вполне осознаем, что рынок маркетплейсов требует специального регулирования», — соглашается Сергей Беляков, управляющий директор Ozon. Однако, подчеркивает он, это регулирование должно, во-первых, не сдерживать технологический рост, а во-вторых, не мешать эффективности.

«В том, что ни один житель страны не испытал товарного дефицита в условиях пандемии, в условиях жесткого давления и санкций со стороны недружественных государств, есть большая заслуга маркетплейсов», — считает Сергей Беляков.

Отличительной чертой цифровых платформ он называет то, что цифровизация стирает грани между людьми, лишая их дискриминации по имущественному статусу или по месту жительства: товары доступны для любого человека, вне зависимости от того, где он живет. «И второе следствие этого феномена заключается в том, что мы являемся очень эффективным, как мне кажется, инструментом экономической интеграции и повышения качества жизни в целом, потому что любой малый предприниматель может продать через маркетплейс то, что он произвел, причем продать не только в регионе производства, а на всей территории, где работает цифровая платформа».

С этим согласна Татьяна Бакальчук. «Когда мы проанализировали результаты нашей работы за 2018 год, то неожиданно для себя узнали, что 30% нашего оборота составляли малоизвестные ИП. Тогда мы и поняли, что это и есть будущее нашей компании, поэтому и попросили поддержать нашу инициативу рассказать в регионах об интернет-торговле. Сейчас с нас можно спрашивать за рост валового регионального продукта (ВРП), потому что в тех регионах, где появляются наши логистические центры, ВРП год от года растет на 2%. Мы видим большое количество предпринимателей вокруг нас».

Политика разумного протекционизма

Третьим современным трендом Сергей Беляков называет брендозамещение. Уход иностранных брендов встряхнул рынок, но отечественные компании не только заполнили освободившиеся торговые площади и рыночные ниши, но и в целом демонстрируют значительный рост. «В мировой практике на это уходят многие-многие годы, а мы справились с этим за 1,5-2 года», — говорит Виктор Евтухов.

И сегодня, пояснил замминистра, перед компаниями стоит задача снижать долю импортной продукции, пусть даже из дружественных стран. «Мы не ставим, конечно, задачу производить всё и вся, не надо нам всё замещать. Безусловно, есть мировое разделение труда, и, безусловно, мы будем привозить продукты из других стран. Но всё-таки политику здорового, разумного протекционизма мы продвигать будем, чтобы помогать нашим компаниям представлять потребителям достойный товар, тем более что по многим направлениям мы производим очень хорошую продукцию», — отметил он.

В непродовольственном сегменте, по его данным, доля импорта товаров составляет более 50%, а с учетом локализованных иностранных производителей — 70%. Поэтому сегодня, сказал Виктор Евтухов, будет активно продвигаться проект «Русская полка», касающийся в том числе парфюмерии, косметики, бытовой химии. Как подчеркивает Антон Алиханов, для этого есть все предпосылки: доля отечественных продовольственных товаров в торговых сетях в 2023 году выросла до 80%, а загрузка мощностей на заводах по производству косметики и парфюмерии — от 40% до 60%.

«Мы считаем, что крупная торговля, включая маркетплейсы, должна стать драйвером развития российской промышленности. Мы сами должны взращивать своих производителей и помогать им в этом плане», — подытожил Виктор Евтухов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

О том, по какому пути пойдет рынок ретейла и какие стратегии выбирают сетевые магазины, можно узнать из статьи «Экспертиза и сервис. Как ретейлеры могут конкурировать с маркетплейсами»

По материалам X Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла» — 2024

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня