Торговые сети попросили передышки

Закон «О торговле» — enfant terrible отечественного законодательства. Принятый в 2009 году, этот документ, задуманный как некий «договор согласия» между ретейлерами и производителями, лишь усугубил разногласия сторон и заставил участников рынка действовать в обход установленных правил. Вот почему уже в 2012 году началась интенсивная работа над его улучшением. Еще через четыре года Госдума внесла в закон поправки. Они в первую очередь касались размера вознаграждения, которое ретейлер получал от поставщика — так называемый ретро-бонус стал составлять не более 5% от цены против 10% в первоначальном варианте закона. По словам народных избранников, эти изменения должны были защитить отечественного производителя от поборов со стороны торговых сетей.

Увы, не защитили. Ретейлеры, чтобы не оказаться в убытке, стали принуждать поставщиков снижать отпускные цены. Производители в ответ пролоббировали запрет на возврат поставщику нереализованных скоропортящихся продуктов, срок годности которых не превышает 30 дней. Ретейлеры, чтобы не остаться в долгу, внесли в Минпромторг предложение увеличить порог доминирования торговых сетей в регионах России с нынешних 25% до 30%. Казалось, что война между торговцами и производителями может продолжаться вечно, до полного уничтожения противника. Но разум, похоже, все же возобладал над гневом, и одна из враждующих сторон пошла на перемирие.

Невозможно нормально работать

В конце ноября представители крупных торговых сетей на встрече с заместителем главы правительства РФ Дмитрием Козаком предложили ввести мораторий на изменение закона о торговле, объясняя это тем, что бизнес не может нормально работать в условиях постоянно меняющихся правил.

Как сказала в интервью агентству РБК глава «Магнита» Ольга Наумова, введение моратория позволит отрасли «адаптироваться к уже введенным изменениям и более комплексно и эффективно проработать возможные дальнейшие изменения».

В том числе ретейлеры рассчитывают подкорректировать запрет на возврат скоропортящихся продуктов. Как пояснил «Новому проспекту» источник в руководстве Х5 Retail Group, речь идет о том, что проверкой годности скоропортящихся товаров теперь должны заниматься не сотрудники магазинов, а представители поставщиков. По его словам, в петербургских магазинах «Пятерочки» к этой практике уже перешли. Теперь, например, за тем, просрочено ли мясо, произведенное на предприятиях «Мираторга», или нет, наблюдают сотрудники этой компании.

Генеральный директор петербургской ГК «Реал» Александр Мышинский голосует за введение моратория обеими руками. «Ввести мораторий — хорошее желание. Мы уже два года выступаем за подобную меру. Постоянные изменения в законе о торговле лишь мешают работе. Надеюсь, что инициатива торговых сетей найдет поддержку», — уверен Александр.

Идея крупных ретейлеров уже нашла поддержку в Минпромторге. В частности, замглавы этого ведомства Виктор Евтухов 28 ноября заявил: «Министерство согласно с позицией бизнеса, что необходимо взять паузу в дальнейшем ужесточении закона о торговле в части торговых сетей». Чиновник добавил, что «надо вдумчиво и обстоятельно оценить результаты уже принятых в 2016 году изменений».

Редкое единодушие

Многие поставщики с введением моратория согласны. Так, представитель агропромышленной корпорации «Стойленская Нива» (в нее входят предприятия, которые перерабатывают зерно и занимаются хлебопечением) Сергей Тарасов считает, что «мораторий позволит наконец-то свободно вздохнуть обеим сторонам и спокойно заняться улаживанием тех противоречий, что сегодня существуют между торговлей и поставщиками».

Особое мнение у генерального директора ТПК «Вилон» (поставляет в магазины продукцию под торговыми марками «Сытоедов», «Чебуречье», «Обожамс!» и «Добрые съести») Сергея Кузьмичева. «Считаю, что мораторий необходим. Ведь любое ужесточение со стороны государства означает увеличение рисков ведения бизнеса, и за эти риски в конечном счете платит покупатель. В вопросах торговли и взаимоотношений между ретейлерами и поставщиками есть еще много вопросов: возвраты продукции, наценки, ретро-бонусы, прозрачность процедур листинга, тендеров и многое другое. Однако ждать «у моря погоды» — навязанных государственных инициатив — было бы недальновидно Введение согласованных правил игры — в наших руках», — говорит он.

Соучредитель ГК «Лосево» Александр Маурер согласен, что постоянные изменения не идут на пользу и производителям, и ретейлерам, но разделяет далеко не все предложения последних. «Мы полностью согласны с необходимостью создания стабильных условий для развития рынка Что касается саморегулирования отрасли (об этом тоже заявили представители торговых сетей — Ред.), нам кажется это неправильным. Это может привести к большей монополизации федеральных игроков и снижению активности локальных сетей и традиционной розницы, ведь их представителей редко приглашают к диалогу. Также нам сложно согласиться и с планируемыми поправками, связанными с ретро-бонусами и возвратами. Все это ложится на наши плечи, что в свою очередь приводит к существенному увеличению стоимости продукции. Крупные ретейлеры и производители на данный момент находятся в неравных экономических условиях, поэтому, на наш взгляд, рыночного регулирования отрасли недостаточно для стабилизации ситуации».

Иными словами, скептики уверены, что предложение сетевиков о моратории — ни что иное, как попытка передохнуть перед главным боем, цель которого — превратить поставщиков из равноправных партнеров в вассалов.

Как полагают участники рынка, вопрос о моратории может быть решен в течение ближайших двух-трех месяцев.

Актуально сегодня