Торговля в стрессе. Как российские моллы приспосабливаются к рыночным изменениям
Новый проспект
Статьи

Торговля в стрессе. Как российские моллы приспосабливаются к рыночным изменениям

Прочитано: 192

Торговые центры и их арендаторы сегодня пытаются договариваться о взаимодействии в новой экономической ситуации. Не всегда этот диалог оказывается конструктивным. О главных трудностях общения моллов и ретейла в контексте последних событий рассказали участники ежегодной конференции «Ведомостей» «Ретейл в России: перенастройка отрасли».

Договорная ловушка

В конце прошлого года в России насчитывалось около 1 тыс. качественных торговых центров общей площадью примерно 30 млн м2, где работали 10 млн человек. Главной угрозой для них тогда называли активное развитие онлайн-продаж, которые уже достигли в розничном товарообороте 10-12% и в ближайшую пятилетку обещали удвоиться.

Но сегодня у торговых центров возникли совершенно другие проблемы. «До 50% площадей качественных моллов находятся на рабочей паузе: западные бренды, объявившие об уходе из России, не освобождают помещения. Они сохраняют их за собой, но оставляют в подвешенном состоянии, без определенного будущего. При этом с 10-20% этих арендаторов заключены договоры, где зафиксирована арендная плата в виде процентов от товарооборота. Это значит, что если товарооборота нет, то размер арендной платы в договоре не указан», — говорит Анна Никандрова, региональный директор департамента управления недвижимостью и департамента торговой недвижимости Colliers International.

Оставшиеся арендаторы, которые продолжают работу, попали в тяжелую ситуацию. Они решают свои вопросы с логистикой, корректировкой ассортимента, а параллельно ведут переговоры с собственниками ТЦ об оптимизации арендной платы и помощи в выживании.

При этом, как уточняет Анна Никандрова, арендаторы делятся на две группы: те, кто ведет диалог с арендодателями и в ожидании новых договоренностей аренду не платит, и те, кто соблюдает предыдущие договоренности и платит в надежде, что потом ситуация будет скорректирована. «В стрессе находится весь сегмент рынка: и арендаторы, и собственники торговых центров», — заключает эксперт.

Упадут и спрос, и предложение

Борис Кац, директор по развитию сети «Леонардо», отмечает, что среднеценовой сегмент ретейла столкнулся сегодня с кассовым разрывом: чтобы купить следующую коллекцию товара, надо платить сейчас, между тем выручка у всех продавцов упала, а бюджеты следующих закупок выросли.

Многие ретейлеры вели расчеты с помощью аккредитивов, и этот инструмент сегодня рухнул: «Из-за того, что система платежей между разными банками нарушилась, поставщики не получили деньги по аккредитивам, которые были предъявлены им к оплате по прошлым поставкам». Соответственно, ретейлер не может заказать следующую коллекцию, поскольку по факту еще не оплатил прошлую.

Борис Кац прогнозирует, что через несколько месяцев рынок столкнется с двумя противоположными проблемами одновременно: с падением спроса и с падением предложения, так как, с одной стороны, снижается платежеспособность населения, а с другой — бренды сокращают поставки товаров.

Жизнь на разных скоростях

Главной проблемой торговых центров и владельцев торгового бизнеса эксперты называют их жизнь на разных скоростях.

«Владение торговой недвижимостью — это медленный и спокойный бизнес. Строили долго, любое решение реализуется долго, эффект проявляется через несколько лет… А ретейл — это бизнес быстрый. Здесь надо быстро принимать решения, быстро смотреть на результаты и, если надо, быстро менять тактику», — объясняет Борис Кац.

Если владельцы компаний мониторят выручки ежедневно, то ТЦ видит выручку за прошлый месяц. «Соответственно, ретейл видит, что уже всё, катастрофа, а ТЦ говорит: «Так у вас прошлый месяц был отличный!» — комментирует Борис Кац, сравнивая разговор арендатора и собственника торгового центра с разговором слепого с глухим.

Торговая сеть «Леонардо», по его словам, из-за несовпадения позиций с торговыми центрами потеряла в пандемию несколько магазинов, а сейчас скорость отправки уведомлений о расторжении аренды с ТЦ составляет примерно одно письмо в неделю. «Мы пытаемся договариваться, но не получается. Значит, надо отправлять уведомление и через какое-то количество месяцев закрывать магазин», — говорит Борис Кац.

Он рассказывает, что иногда торговые центры уже перед самым уходом магазина идут на уступки и пытаются остановить процедуру ухода, не понимая, что решение о закрытии ретейла, когда уже все процессы запущены, нельзя откатить обратно.

Еда вне конкуренции

«Развитие сейчас остановлено у всех», — подтверждает Мария Дей, директор по развитию новых форматов Ozon Fresh. Однако продовольственный ретейл, особенно такого ценового сегмента, как «Магнит» и «Пятёрочка», по ее мнению, проблем не испытывает. А онлайн здесь так и остается главной угрозой офлайна.

«Оборот e-grocery (продажа товаров повседневного спроса в интернете. — Прим. «НП») в 2021 году составил около 330 млрд рублей, а рост в I квартале 2022 года — 148%», — приводит экспертные данные Мария Дей, отмечая, что сейчас, как и в любом предыдущем кризисе, доля общих трат на еду будет перераспределяться, особенно с учетом игроков, ушедших с рынка.

К примеру, как говорит эксперт, люди не будут теперь тратить деньги в «Макдоналдсе» и подобных ему компаниях. «И мы уже видим бум в готовой еде, особенно в местах, где был «Макдоналдс», — замечает она, подчеркивая, что в продовольственном ретейле всё всегда было хорошо и будет хорошо: «Люди ели и будут есть».

Что касается торговых центров, то, как считает Мария Дей, они в первую очередь сегодня являются центрами притяжения и развлечений. «Люди ходят туда гулять и есть, и трафик там, по моим наблюдениям, даже сейчас очень живой», — говорит она. Но сможет ли этот трафик сохранить позитивную экономику — большой вопрос. «Не уверена, что текущая ситуация хуже той, в которую моллы попали в пандемию, когда трафика не было вообще», — заключает эксперт.

Ставка на собственный ретейл

«Сейчас на рынке торговых центров складывается интересная ситуация. Многие сети, которые фактически никак не завязаны на импорт, начали выкручивать руки торговым центрам, присылая ультиматумы о необходимости пересмотра аренды и перехода на процент от товарооборота», — говорит Александр Копанев, генеральный директор «ЦДМ на Лубянке».

Он называет это или попыткой нарастить маржинальность, или попыткой воспользоваться моментом, чтобы «отжать для себя условия получше».

Правда, конкретно в «ЦДМ на Лубянке», по словам Александра Копанева, таких партнеров нет. Эксперт объясняет это тем, что еще в 2020 году, в пандемию, торговый центр разработал новую стратегию, сократив количество арендаторов и сделав ставку на собственный ретейл и на то, чтобы стать туристическим местом. «Я убежден, что сейчас нужно искать новые доходные направления для торговых центров», — говорит он.

Например, в «ЦДМ на Лубянке» открыли поп-ап-торговлю, привязанную к выходам кинофильмов, мультфильмов и других интересных развлекательных событий. «Это высокомаржинальное направление, которое приносит доход и при этом вписывается в деятельность торгового центра, будучи понятным и привлекательным для его посетителей», — отмечает эксперт. Причем, по его словам, ТЦ идет к тому, чтобы самому стать агрегатором мероприятий для посетителей.

«Мы уже вышли на маркетплейсы с ассортиментом поп-ап-торговли, видим там рост продаж и уверены, что за этим будущее: по динамике продаж мы уже приближаемся к ретейлерам», — уточняет он.

Говоря о будущем торговых центров в принципе, Александр Копанев отметил, что рынок будет пересобираться, поскольку, во-первых, торговые центры будут вынуждены расстаться с частью арендаторов, во-вторых, придут новые игроки.

«Правда, этот приход не будет быстрым: чтобы та же турецкая или китайская компания пришла к нам системно, качественно, с локализованными здесь партнерами, выстроенной логистикой и выстроенными процессами, нужно не менее полугода. Многое будет зависеть от покупательной способности и от того, каким будет уровень финансирования. Здесь возникает вопрос доступа к деньгам и стимулирования тех отраслей, которые являются системообразующими с точки зрения получения дохода большей части населения нашей страны. Если будет доступ к деньгам и будут деньги у населения, мы найдем, чем заместить те компании, которые вынуждены уйти с рынка. Рынок пустым не останется!» — заключил он.


ретейл торговые центры коммерческая недвижимость торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
На недавнем саммите БРИКС было заявлено, что Россия ведет переговоры об открытии индийских сетевых магазинов вместо ушедших западных. «Новый проспект» изучил, что из себя представляет сетевая торговля в Индии в настоящее время, и поразмышлял о ее перспективах в нашей стране.
Пандемия и военная спецоперация испытывают на прочность российские торговые центры. «Новый проспект» разбирался, кто из арендаторов покидает насиженные площади, кем будут заполнять пустоту и что вообще ждет моллы в ближайшей перспективе.
Популярный российский певец Филипп Киркоров поучаствует в строительстве торгового центра в Ленобласти стоимостью 1,7 млрд рублей. Партнером певца по проекту станет Михаил Баракин, которого называют самым богатым молодым петербуржцем. Это не первый бизнес-проект, который реализуют российские звезды в регионе.

Итальянский премьер-министр рассказал, что власти Индонезии исключают личное присутствие Путина на G20
29.06.2022
«Роскосмос» подвергся DDoS-атаке после публикации спутниковых снимков и координат «центров принятия решений» НАТО
29.06.2022
Сервисы ремонта смартфонов и ноутбуков в России разбирают на запчасти новые гаджеты из-за дефицита комплектующих
29.06.2022
У Кировского завода впервые за 17 лет сменился директор
29.06.2022
Самарские кинотеатры начали показывать голливудское кино
29.06.2022
Биржевой курс доллара опустился ниже 7-летнего минимума
29.06.2022
К петербуржцу вломился СОБР из-за комментариев во "ВКонтакте". Он арестован на 2 месяца по делу о фейках
29.06.2022
Производитель шин Nokian Tyres объявил об уходе с российского рынка
28.06.2022
США ввели запрет на импорт российского золота и санкции против 70 организаций и 29 россиян
28.06.2022
«Нет потенциала для смены режима». Дерипаска высказался о политической ситуации в России
28.06.2022
Болгария высылает 70 российских дипломатов
28.06.2022
Госдума приняла закон для владельцев ТЦ. Он поможет безболезненно попрощаться с иностранными компаниями-арендаторами
28.06.2022
Smirnoff, Black Label, Johnnie Walker, Guinness, Baileys и другие алкогольные напитки исчезнут с российских прилавков
28.06.2022
В России запретили работу двух шведских госорганизаций
28.06.2022
Михальченко дали 20 лет за хищения при строительстве резиденции Путина
28.06.2022
Суд арестовал политика Илью Яшина на 15 суток
28.06.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки