Торговля утекает в интернет. Как российские продавцы обживают матрицу
Новый проспект
Статьи

Торговля утекает в интернет. Как российские продавцы обживают матрицу

Прочитано: 998

Российский рынок интернет-торговли, по официальным данным, уже занимает почти 4% от общего оборота отечественной розницы. В этом году, по прогнозу экспертов Data Insight, он вырастет еще на 34%, и это не предел.

На днях «AliExpress Россия» сообщила об увеличении числа продавцов в 3,5 раза за год. Количество продавцов из России на AliExpress превышает 61 тыс., это почти пятая часть от общего их числа на маркетплейсе, если учитывать еще и трансграничную торговлю: всего платформа предлагает 160 млн товаров от более чем 330 тыс. продавцов.

Число российских товаров на площадке выросло в 5 раз год к году. В AliExpress рассчитывают, что к апрелю 2022 года доля локального оборота достигнет 50%, а число покупателей будет насчитывать 30 млн человек (пятая часть населения России).

Для расширения ассортимента российских товаров площадка за последние несколько месяцев интегрировалась с рядом игроков, например Otto Group, «Садоводом», «Подружкой» и другими поставщиками. Помимо этого оборот, который, к слову, вырос в 2 раза за последний год, увеличивается за счет добавления новых категорий, например фармацевтических товаров. Площадка также запустила экспорт товаров от российских продавцов в Европу. Первой категорией стали товары для детей.

В этом году «AliExpress Россия» впервые раскрыла показатели своего финансового года. Оборот площадки составил 229 млрд рублей, в том числе оборот товаров из России — около 55 млрд рублей (он вырос год к году на 151%). Ежемесячная аудитория AliExpress составляет 29,1 млн человек, ежедневная — 8,8 млн человек. В 2021 году AliExpress планирует «кратно увеличивать ассортимент локальных продавцов и их оборот» в России.

Игра в догонялки

AliExpress играет роль активного догоняющего на российском онлайн-рынке. В рейтинге крупнейших интернет-магазинов исследовательского агентства Data Insight на первом месте стоит Wildberries с выручкой в 413,2 млрд рублей по итогам 2020 года, на втором месте — Ozon (197 млрд рублей). Обе площадки работают в категории «универсальные товары». Дальше по обороту идут продавцы электроники и техники: «Ситилинк» (132,7 млрд рублей), DNS (116,7 млрд рублей), «М.Видео» (113,2 млрд рублей), «Эльдорадо» (53,7 млрд рублей).

По числу заказов на первом месте также находится Wildberries — 305 млн заказов за год, на втором месте Ozon — 73,8 млн. За тем идут «Аптека.ру» — 32,2 млн, «Детский мир» — 24,3 млн и «AliExpress Россия» — 19 млн.

Это всё моё, родное

Wildberries уже отчитался об итогах работы в первом полугодии. Количество продавцов на площадке за 6 месяцев увеличилось на 142,7 тыс., до 234 тыс. Это в 5,5 раз больше по сравнению с июнем 2020 года. В компании говорят, что более 80% — это представители именно малого и среднего бизнеса. Ретейлер увеличил число заказов на 139%, до 300 млн. Оборот игрока вырос на 70% год к году, до 303 млрд рублей, рост продаж товаров в штуках составил 82%. При этом во II квартале оборот достиг 163,6 млрд рублей, и это, по данным компании, максимальное квартальное значение за всю историю работы компании. Среднее число заказов в сутки выросло с 1,5 млн в начале 2021 года до 2 млн к июню 2021 года. В июле 2021 года число заказов увеличилось еще сильнее — на 166% год к году.

По данным Ozon, на площадке присутствует более 20 тыс. продавцов. За I квартал 2021 года покупатели сделали более 34 млн заказов, это в 2,6 раза больше, чем годом ранее. При этом пользователи Ozon стали делать заказы на треть чаще.

Что покупают и продают

Активнее всего на Wildberries продается крупная бытовая техника (+893% год к году), товары для взрослых (+436%) и строительные материалы (+413%). Однако наибольшие объемы продаж у продавцов категорий «одежда, обувь и аксессуары» (135,8 млрд рублей, +39% год к году), «товары для дома и дачи» (41,6 млрд рублей, +125%) и «детские товары» (41,5 млрд рублей, +46%).

Ozon не раскрывает статистику по категориям продаж, однако известно, что пока чаще всего покупатели маркетплейса в своих поисковых запросах упоминают вентиляторы, поп-ит, беспроводные наушники и каркасные бассейны.

У российских продавцов AliExpress самыми популярными категориями по обороту являются автомобильные запчасти и аксессуары (рост на 367% в 2020 году), инструменты (рост на 306%), компьютеры и офисная техника (рост на 168%). А вот заказывают чаще всего электронику (1,7 млн заказов с ростом на 124%), телефоны (1,5 млн заказов с ростом на 105%), а также товары из серии «красота и здоровье» (1,3 млн заказов с ростом на 378%).

Глава Wildberries Татьяна Бакальчук не раз говорила, что в онлайн надо перевести вообще всю торговлю. С ней не согласен генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. По его мнению, рынку всё же нужны разные форматы. «У потребителя должен быть выбор. Право бизнеса — этот выбор предлагать, а побеждает тот, кто предлагает лучшее», — считает Илья Кретов.

Спрос рождает предложение

За прошедшие полтора года карантина и потребители, и ретейлеры успели «распробовать» все плюсы онлайн-продаж.

«После того как карантинные ограничения стали смягчаться, немалая доля покупателей продолжила приобретать товары в онлайн-режиме, — говорит аналитик «Финам» Алексей Коренев. — А сейчас, когда стало понятно, что коронавирус с нами надолго, уже очевидно, что доля электронной коммерции будет нарастать и далее». Пределы этого роста, по мнению Алексея Коренева, не видны и до конца не ясны. «Во-первых, есть виды товаров, которые всё же неудобно покупать в онлайн-формате. Во-вторых, существует определенная категория потребителей, принципиально предпочитающих офлайн-покупки. Им нравится ходить по магазинам, выбирать товары лично, примерять, консультироваться с продавцами в процессе выбора и т.д. И эта категория потребителей, полагаю, будет существовать всегда. Так что совсем хоронить офлайн-формат ретейла точно не стоит», — отмечает эксперт.

В ФГ «Финам» говорят, что на рынке есть определенные сегменты ретейла, которые по тем или иным причинам интереснее с точки зрения личного присутствия покупателя. «Безусловно, от нас никуда не уйдут магазины формата «у дома» просто потому, что это быстро и удобно, — уверен Алексей Коренев. — Ведь если у вас дома закончились хлеб, молоко, сигареты или детское питание, вы же не будете заказывать эти товары в интернете и ждать доставки? Это может быть долго. Проще дойти до ближайшего магазина. Именно поэтому формат «у дома» получил такой мощный толчок к росту в пандемию. Обувь без примерки тоже не покупают. То же самое можно сказать и про DIY-ретейл: в этом сегменте значительную часть приобретаемого приходится выбирать на месте, исходя из фактических и узкоспециализированных потребностей».

Также не уйдут окончательно в онлайн и такие виды торговли, как реализация предметов роскоши, автомобилей, дорогой одежды и еще целый ряд направлений, где дистанционный выбор товара не позволяет в полной степени оценить его потребительские качества. А вот реализация электроники, гаджетов, некоторых видов бытовой техники, заказ продуктов с доставкой (когда время позволяет не спешить), «немая» часть фармацевтической продукции могут в значительной степени уйти в онлайн. «Даже в области реализации недвижимости, казалось бы, такого непростого сегмента торговли, где личное присутствие при выборе квартиры крайне важно, был отмечен рост количества сделок, оформляемых дистанционно», — говорит Алексей Коренев.

«Период пандемии COVID-19 показал, что перспективен тот бизнес, который создаст условия, при которых покупатель сможет получить товар «в один клик», исключая цепочку «касаний» со всей инфраструктурой покупки», — считает управляющий партнер коммуникационного дивизиона Rights Business Standard Алексей Меркулов. По его мнению, задача ретейлера — проявить социальную ответственность и сделать сервис максимально удобным и простым для клиента. «В этом плане онлайн-каналы продаж — наиболее перспективный способ «сократить дистанцию» между продавцом и покупателем. Успех этой модели мы наблюдаем на примере первопроходцев Ozon и Wildberries», — говорит эксперт.

Однако, по словам Алексея Меркулова, вероятность, что онлайн-продажи универсальных категорий вытеснят традиционные каналы сбыта, невысока, поскольку большинство людей всё же остается консервативными кинестетиками и предпочитает делать выбор, опираясь на осязание и обоняние.

справка нового проспекта

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), сегодня в России сфере интернет-торговли работает 70,2 тыс. юрлиц, из которых 18,7 тыс. — индивидуальные предприниматели. Объем российского рынка интернет-торговли по итогам января-февраля 2021 года вырос на 44,2% до 431,3 млрд рублей. Росстат отчитывался, что в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли в РФ против 2% в 2019-м. Это минимальные оценки. В Data Insight говорят, что это далеко не предел: в 2021-м рынок вырастет на 34%, в 2022-м — на 32%, в 2023-м — на 30% и в 2024-м — на 28%.


ретейл маркетплейс торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Штрихкодирование — это процедура, в процессе которой товару присваивают последовательность цифр. В ней заключены данные о стране, где изготовлен товар, компании, выпустившей его, и самом продукте. Просто сформировать ШК и начать его применять при маркировке товара нельзя. ШК обязательно должен быть зарегистрирован, только так может быть обеспечена его уникальность.
23.10.2022
AliExpress как символ российского процветания в ретейле остался в прошлом, по крайней мере пока. Вне зависимости от того, надолго это или навсегда, из страны ушла эпоха. Да, формально доставка товаров из Китая существует, однако инвестиций больше не будет и глобального размаха бизнеса тоже.
Американская модель Ким Кардашьян решила заняться производством товаров для дома. Она готовится запустить коллекцию предметов декора, выполненных из бетона.

02.10.2022

В Бразилии началось голосование на выборах президента
30.10.2022
Россия включила все 14 заморских территорий Великобритании в перечень недружественных
30.10.2022
Путин соболезнует властям Южной Кореи в связи с гибелью людей в давке в Сеуле
30.10.2022
Зеленский призвал исключить Россию из G20
30.10.2022
The National Interest: Вашингтону следует принудить Зеленского к переговорам
30.10.2022
Песков обозначил, что может стать основой для переговоров Путина и Байдена
30.10.2022
Разводку мостов в Петербурге отменили из-за шторма в ночь на 30 октября
30.10.2022
Петербургу не хватило одного градуса до температурного рекорда 29 октября
30.10.2022
Россия приостанавливает участие в зерновой сделке после атаки на Севастополь
29.10.2022
Владимир Соловьев переизбран главой союза журналистов России
29.10.2022
Минобороны России и офис президента Украины подтвердили обмен пленными
29.10.2022
Школьники из Мариуполя приедут на осенние каникулы в Петербург
29.10.2022
Отказ Великобритании от российского СПГ объяснили
29.10.2022
Минтранс ответил на сомнения Airbus в безопасности полетов в России
29.10.2022
Депутаты Госдумы от Петербурга попросили Правительство РФ вернуть городу 77 млрд рублей из-за отмены КГН
29.10.2022
В экранизации игры The Last of Us не будет эпизода от Кантемира Балагова
29.10.2022
Bloomberg: китайцы купили более половины российской меди на лондонской бирже металлов
29.10.2022
Канада ввела санкции против Мантурова, Новака и "Лукойла"
29.10.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки