Торговля утекает в интернет. Как российские продавцы обживают матрицу
Новый проспект
Статьи

Торговля утекает в интернет. Как российские продавцы обживают матрицу

Прочитано: 1021

Российский рынок интернет-торговли, по официальным данным, уже занимает почти 4% от общего оборота отечественной розницы. В этом году, по прогнозу экспертов Data Insight, он вырастет еще на 34%, и это не предел.

На днях «AliExpress Россия» сообщила об увеличении числа продавцов в 3,5 раза за год. Количество продавцов из России на AliExpress превышает 61 тыс., это почти пятая часть от общего их числа на маркетплейсе, если учитывать еще и трансграничную торговлю: всего платформа предлагает 160 млн товаров от более чем 330 тыс. продавцов.

Число российских товаров на площадке выросло в 5 раз год к году. В AliExpress рассчитывают, что к апрелю 2022 года доля локального оборота достигнет 50%, а число покупателей будет насчитывать 30 млн человек (пятая часть населения России).

Для расширения ассортимента российских товаров площадка за последние несколько месяцев интегрировалась с рядом игроков, например Otto Group, «Садоводом», «Подружкой» и другими поставщиками. Помимо этого оборот, который, к слову, вырос в 2 раза за последний год, увеличивается за счет добавления новых категорий, например фармацевтических товаров. Площадка также запустила экспорт товаров от российских продавцов в Европу. Первой категорией стали товары для детей.

В этом году «AliExpress Россия» впервые раскрыла показатели своего финансового года. Оборот площадки составил 229 млрд рублей, в том числе оборот товаров из России — около 55 млрд рублей (он вырос год к году на 151%). Ежемесячная аудитория AliExpress составляет 29,1 млн человек, ежедневная — 8,8 млн человек. В 2021 году AliExpress планирует «кратно увеличивать ассортимент локальных продавцов и их оборот» в России.

Игра в догонялки

AliExpress играет роль активного догоняющего на российском онлайн-рынке. В рейтинге крупнейших интернет-магазинов исследовательского агентства Data Insight на первом месте стоит Wildberries с выручкой в 413,2 млрд рублей по итогам 2020 года, на втором месте — Ozon (197 млрд рублей). Обе площадки работают в категории «универсальные товары». Дальше по обороту идут продавцы электроники и техники: «Ситилинк» (132,7 млрд рублей), DNS (116,7 млрд рублей), «М.Видео» (113,2 млрд рублей), «Эльдорадо» (53,7 млрд рублей).

По числу заказов на первом месте также находится Wildberries — 305 млн заказов за год, на втором месте Ozon — 73,8 млн. За тем идут «Аптека.ру» — 32,2 млн, «Детский мир» — 24,3 млн и «AliExpress Россия» — 19 млн.

Это всё моё, родное

Wildberries уже отчитался об итогах работы в первом полугодии. Количество продавцов на площадке за 6 месяцев увеличилось на 142,7 тыс., до 234 тыс. Это в 5,5 раз больше по сравнению с июнем 2020 года. В компании говорят, что более 80% — это представители именно малого и среднего бизнеса. Ретейлер увеличил число заказов на 139%, до 300 млн. Оборот игрока вырос на 70% год к году, до 303 млрд рублей, рост продаж товаров в штуках составил 82%. При этом во II квартале оборот достиг 163,6 млрд рублей, и это, по данным компании, максимальное квартальное значение за всю историю работы компании. Среднее число заказов в сутки выросло с 1,5 млн в начале 2021 года до 2 млн к июню 2021 года. В июле 2021 года число заказов увеличилось еще сильнее — на 166% год к году.

По данным Ozon, на площадке присутствует более 20 тыс. продавцов. За I квартал 2021 года покупатели сделали более 34 млн заказов, это в 2,6 раза больше, чем годом ранее. При этом пользователи Ozon стали делать заказы на треть чаще.

Что покупают и продают

Активнее всего на Wildberries продается крупная бытовая техника (+893% год к году), товары для взрослых (+436%) и строительные материалы (+413%). Однако наибольшие объемы продаж у продавцов категорий «одежда, обувь и аксессуары» (135,8 млрд рублей, +39% год к году), «товары для дома и дачи» (41,6 млрд рублей, +125%) и «детские товары» (41,5 млрд рублей, +46%).

Ozon не раскрывает статистику по категориям продаж, однако известно, что пока чаще всего покупатели маркетплейса в своих поисковых запросах упоминают вентиляторы, поп-ит, беспроводные наушники и каркасные бассейны.

У российских продавцов AliExpress самыми популярными категориями по обороту являются автомобильные запчасти и аксессуары (рост на 367% в 2020 году), инструменты (рост на 306%), компьютеры и офисная техника (рост на 168%). А вот заказывают чаще всего электронику (1,7 млн заказов с ростом на 124%), телефоны (1,5 млн заказов с ростом на 105%), а также товары из серии «красота и здоровье» (1,3 млн заказов с ростом на 378%).

Глава Wildberries Татьяна Бакальчук не раз говорила, что в онлайн надо перевести вообще всю торговлю. С ней не согласен генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. По его мнению, рынку всё же нужны разные форматы. «У потребителя должен быть выбор. Право бизнеса — этот выбор предлагать, а побеждает тот, кто предлагает лучшее», — считает Илья Кретов.

Спрос рождает предложение

За прошедшие полтора года карантина и потребители, и ретейлеры успели «распробовать» все плюсы онлайн-продаж.

«После того как карантинные ограничения стали смягчаться, немалая доля покупателей продолжила приобретать товары в онлайн-режиме, — говорит аналитик «Финам» Алексей Коренев. — А сейчас, когда стало понятно, что коронавирус с нами надолго, уже очевидно, что доля электронной коммерции будет нарастать и далее». Пределы этого роста, по мнению Алексея Коренева, не видны и до конца не ясны. «Во-первых, есть виды товаров, которые всё же неудобно покупать в онлайн-формате. Во-вторых, существует определенная категория потребителей, принципиально предпочитающих офлайн-покупки. Им нравится ходить по магазинам, выбирать товары лично, примерять, консультироваться с продавцами в процессе выбора и т.д. И эта категория потребителей, полагаю, будет существовать всегда. Так что совсем хоронить офлайн-формат ретейла точно не стоит», — отмечает эксперт.

В ФГ «Финам» говорят, что на рынке есть определенные сегменты ретейла, которые по тем или иным причинам интереснее с точки зрения личного присутствия покупателя. «Безусловно, от нас никуда не уйдут магазины формата «у дома» просто потому, что это быстро и удобно, — уверен Алексей Коренев. — Ведь если у вас дома закончились хлеб, молоко, сигареты или детское питание, вы же не будете заказывать эти товары в интернете и ждать доставки? Это может быть долго. Проще дойти до ближайшего магазина. Именно поэтому формат «у дома» получил такой мощный толчок к росту в пандемию. Обувь без примерки тоже не покупают. То же самое можно сказать и про DIY-ретейл: в этом сегменте значительную часть приобретаемого приходится выбирать на месте, исходя из фактических и узкоспециализированных потребностей».

Также не уйдут окончательно в онлайн и такие виды торговли, как реализация предметов роскоши, автомобилей, дорогой одежды и еще целый ряд направлений, где дистанционный выбор товара не позволяет в полной степени оценить его потребительские качества. А вот реализация электроники, гаджетов, некоторых видов бытовой техники, заказ продуктов с доставкой (когда время позволяет не спешить), «немая» часть фармацевтической продукции могут в значительной степени уйти в онлайн. «Даже в области реализации недвижимости, казалось бы, такого непростого сегмента торговли, где личное присутствие при выборе квартиры крайне важно, был отмечен рост количества сделок, оформляемых дистанционно», — говорит Алексей Коренев.

«Период пандемии COVID-19 показал, что перспективен тот бизнес, который создаст условия, при которых покупатель сможет получить товар «в один клик», исключая цепочку «касаний» со всей инфраструктурой покупки», — считает управляющий партнер коммуникационного дивизиона Rights Business Standard Алексей Меркулов. По его мнению, задача ретейлера — проявить социальную ответственность и сделать сервис максимально удобным и простым для клиента. «В этом плане онлайн-каналы продаж — наиболее перспективный способ «сократить дистанцию» между продавцом и покупателем. Успех этой модели мы наблюдаем на примере первопроходцев Ozon и Wildberries», — говорит эксперт.

Однако, по словам Алексея Меркулова, вероятность, что онлайн-продажи универсальных категорий вытеснят традиционные каналы сбыта, невысока, поскольку большинство людей всё же остается консервативными кинестетиками и предпочитает делать выбор, опираясь на осязание и обоняние.

справка нового проспекта

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), сегодня в России сфере интернет-торговли работает 70,2 тыс. юрлиц, из которых 18,7 тыс. — индивидуальные предприниматели. Объем российского рынка интернет-торговли по итогам января-февраля 2021 года вырос на 44,2% до 431,3 млрд рублей. Росстат отчитывался, что в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли в РФ против 2% в 2019-м. Это минимальные оценки. В Data Insight говорят, что это далеко не предел: в 2021-м рынок вырастет на 34%, в 2022-м — на 32%, в 2023-м — на 30% и в 2024-м — на 28%.


ретейл маркетплейс торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
В Петербурге и Ленобласти растет спрос на рассаду декоративных растений и овощей, но в ближайшее время могут начаться сложности с семенами для их выращивания. Что происходит с рынком рассады, разбирался «Новый проспект».
Сеть магазинов косметики и парфюмерии «Подружка» начала продавать алкоголь. Пока в тестовом режиме и далеко не везде. Но прецедент создан. Насколько этот шаг оправдан для компании, продающей косметику, рассуждает глава ГК INFOLine Иван Федяков.
Ольга Гущина, тренд-аналитик, маркетолог визуальных коммуникаций бюро Trnd and Brnd, рассказала «Новому проспекту», какие пути развития есть у российской fashion-индустрии на фоне массового исхода иностранных брендов.

Россия не планирует выходить из Всемирной торговой организации
27.03.2023
Опрос: 48% россиян заводят друзей на работе
26.03.2023
Украина потребовала созвать заседание Совбеза ООН из-за размещения ядерного оружия России в Белоруссии
26.03.2023
Цены на долгосрочную аренду жилья в России продолжают падение
26.03.2023
Песков назвал переговоры Путина и Си "неожиданно затянувшимся мероприятием"
26.03.2023
Русский музей в Петребурге возглавит замминистра культуры РФ Алла Манилова
26.03.2023
"Стоило нырнуть глубже". Вдова "Горшка" раскритиковала образ мужа в сериале "Король и Шут"
26.03.2023
Опрос: переводчики больше всего боятся, что роботы лишат их работы в ближайшее время
26.03.2023
Аэропорт "Пулково" сегодня перешел на весенне-летнюю навигацию
26.03.2023
Путешественник Федор Конюхов побил мировой рекорд дальности полета на воздушном шаре
26.03.2023
Росстат зафиксировал рекордный рост продолжительности жизни в России с 1990-х годов
26.03.2023
На 102-м году жизни умер актер Николай Дупак, который сыграл в "Бумбараше" и еще 60-ти советских фильмах
26.03.2023
Деревья Петербурга защитят от строек специальными щитами высотой до двух метров
26.03.2023
Российские диабетики остались без важного лекарства
26.03.2023
"Татнефть" стала собственником шинного завода в Ленобласти ушедшей из России финской компании Nokian Tyres
26.03.2023
На немецком курорте Баден-Бадене из-за отсутствия туристов из России закрылись почти все отели и кафе
26.03.2023
Путин: "Мы не создаем с Китаем никакого военного союза"
26.03.2023
Умер чемпион мира по фристайлу Павел Кротов. Ему было всего 30 лет
26.03.2023
Российское тактическое ядерное оружие будет размещено в Белоруссии
26.03.2023
Twitter подешевел в два раза с момента покупки компании миллиардером Илоном Маском
26.03.2023
Кремль поддержал идею Медведева распространять пиратские копии западного контента
26.03.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки