Торговля утекает в интернет. Как российские продавцы обживают матрицу
Новый проспект
Статьи

Торговля утекает в интернет. Как российские продавцы обживают матрицу

Прочитано: 818

Российский рынок интернет-торговли, по официальным данным, уже занимает почти 4% от общего оборота отечественной розницы. В этом году, по прогнозу экспертов Data Insight, он вырастет еще на 34%, и это не предел.

На днях «AliExpress Россия» сообщила об увеличении числа продавцов в 3,5 раза за год. Количество продавцов из России на AliExpress превышает 61 тыс., это почти пятая часть от общего их числа на маркетплейсе, если учитывать еще и трансграничную торговлю: всего платформа предлагает 160 млн товаров от более чем 330 тыс. продавцов.

Число российских товаров на площадке выросло в 5 раз год к году. В AliExpress рассчитывают, что к апрелю 2022 года доля локального оборота достигнет 50%, а число покупателей будет насчитывать 30 млн человек (пятая часть населения России).

Для расширения ассортимента российских товаров площадка за последние несколько месяцев интегрировалась с рядом игроков, например Otto Group, «Садоводом», «Подружкой» и другими поставщиками. Помимо этого оборот, который, к слову, вырос в 2 раза за последний год, увеличивается за счет добавления новых категорий, например фармацевтических товаров. Площадка также запустила экспорт товаров от российских продавцов в Европу. Первой категорией стали товары для детей.

В этом году «AliExpress Россия» впервые раскрыла показатели своего финансового года. Оборот площадки составил 229 млрд рублей, в том числе оборот товаров из России — около 55 млрд рублей (он вырос год к году на 151%). Ежемесячная аудитория AliExpress составляет 29,1 млн человек, ежедневная — 8,8 млн человек. В 2021 году AliExpress планирует «кратно увеличивать ассортимент локальных продавцов и их оборот» в России.

Игра в догонялки

AliExpress играет роль активного догоняющего на российском онлайн-рынке. В рейтинге крупнейших интернет-магазинов исследовательского агентства Data Insight на первом месте стоит Wildberries с выручкой в 413,2 млрд рублей по итогам 2020 года, на втором месте — Ozon (197 млрд рублей). Обе площадки работают в категории «универсальные товары». Дальше по обороту идут продавцы электроники и техники: «Ситилинк» (132,7 млрд рублей), DNS (116,7 млрд рублей), «М.Видео» (113,2 млрд рублей), «Эльдорадо» (53,7 млрд рублей).

По числу заказов на первом месте также находится Wildberries — 305 млн заказов за год, на втором месте Ozon — 73,8 млн. За тем идут «Аптека.ру» — 32,2 млн, «Детский мир» — 24,3 млн и «AliExpress Россия» — 19 млн.

Это всё моё, родное

Wildberries уже отчитался об итогах работы в первом полугодии. Количество продавцов на площадке за 6 месяцев увеличилось на 142,7 тыс., до 234 тыс. Это в 5,5 раз больше по сравнению с июнем 2020 года. В компании говорят, что более 80% — это представители именно малого и среднего бизнеса. Ретейлер увеличил число заказов на 139%, до 300 млн. Оборот игрока вырос на 70% год к году, до 303 млрд рублей, рост продаж товаров в штуках составил 82%. При этом во II квартале оборот достиг 163,6 млрд рублей, и это, по данным компании, максимальное квартальное значение за всю историю работы компании. Среднее число заказов в сутки выросло с 1,5 млн в начале 2021 года до 2 млн к июню 2021 года. В июле 2021 года число заказов увеличилось еще сильнее — на 166% год к году.

По данным Ozon, на площадке присутствует более 20 тыс. продавцов. За I квартал 2021 года покупатели сделали более 34 млн заказов, это в 2,6 раза больше, чем годом ранее. При этом пользователи Ozon стали делать заказы на треть чаще.

Что покупают и продают

Активнее всего на Wildberries продается крупная бытовая техника (+893% год к году), товары для взрослых (+436%) и строительные материалы (+413%). Однако наибольшие объемы продаж у продавцов категорий «одежда, обувь и аксессуары» (135,8 млрд рублей, +39% год к году), «товары для дома и дачи» (41,6 млрд рублей, +125%) и «детские товары» (41,5 млрд рублей, +46%).

Ozon не раскрывает статистику по категориям продаж, однако известно, что пока чаще всего покупатели маркетплейса в своих поисковых запросах упоминают вентиляторы, поп-ит, беспроводные наушники и каркасные бассейны.

У российских продавцов AliExpress самыми популярными категориями по обороту являются автомобильные запчасти и аксессуары (рост на 367% в 2020 году), инструменты (рост на 306%), компьютеры и офисная техника (рост на 168%). А вот заказывают чаще всего электронику (1,7 млн заказов с ростом на 124%), телефоны (1,5 млн заказов с ростом на 105%), а также товары из серии «красота и здоровье» (1,3 млн заказов с ростом на 378%).

Глава Wildberries Татьяна Бакальчук не раз говорила, что в онлайн надо перевести вообще всю торговлю. С ней не согласен генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. По его мнению, рынку всё же нужны разные форматы. «У потребителя должен быть выбор. Право бизнеса — этот выбор предлагать, а побеждает тот, кто предлагает лучшее», — считает Илья Кретов.

Спрос рождает предложение

За прошедшие полтора года карантина и потребители, и ретейлеры успели «распробовать» все плюсы онлайн-продаж.

«После того как карантинные ограничения стали смягчаться, немалая доля покупателей продолжила приобретать товары в онлайн-режиме, — говорит аналитик «Финам» Алексей Коренев. — А сейчас, когда стало понятно, что коронавирус с нами надолго, уже очевидно, что доля электронной коммерции будет нарастать и далее». Пределы этого роста, по мнению Алексея Коренева, не видны и до конца не ясны. «Во-первых, есть виды товаров, которые всё же неудобно покупать в онлайн-формате. Во-вторых, существует определенная категория потребителей, принципиально предпочитающих офлайн-покупки. Им нравится ходить по магазинам, выбирать товары лично, примерять, консультироваться с продавцами в процессе выбора и т.д. И эта категория потребителей, полагаю, будет существовать всегда. Так что совсем хоронить офлайн-формат ретейла точно не стоит», — отмечает эксперт.

В ФГ «Финам» говорят, что на рынке есть определенные сегменты ретейла, которые по тем или иным причинам интереснее с точки зрения личного присутствия покупателя. «Безусловно, от нас никуда не уйдут магазины формата «у дома» просто потому, что это быстро и удобно, — уверен Алексей Коренев. — Ведь если у вас дома закончились хлеб, молоко, сигареты или детское питание, вы же не будете заказывать эти товары в интернете и ждать доставки? Это может быть долго. Проще дойти до ближайшего магазина. Именно поэтому формат «у дома» получил такой мощный толчок к росту в пандемию. Обувь без примерки тоже не покупают. То же самое можно сказать и про DIY-ретейл: в этом сегменте значительную часть приобретаемого приходится выбирать на месте, исходя из фактических и узкоспециализированных потребностей».

Также не уйдут окончательно в онлайн и такие виды торговли, как реализация предметов роскоши, автомобилей, дорогой одежды и еще целый ряд направлений, где дистанционный выбор товара не позволяет в полной степени оценить его потребительские качества. А вот реализация электроники, гаджетов, некоторых видов бытовой техники, заказ продуктов с доставкой (когда время позволяет не спешить), «немая» часть фармацевтической продукции могут в значительной степени уйти в онлайн. «Даже в области реализации недвижимости, казалось бы, такого непростого сегмента торговли, где личное присутствие при выборе квартиры крайне важно, был отмечен рост количества сделок, оформляемых дистанционно», — говорит Алексей Коренев.

«Период пандемии COVID-19 показал, что перспективен тот бизнес, который создаст условия, при которых покупатель сможет получить товар «в один клик», исключая цепочку «касаний» со всей инфраструктурой покупки», — считает управляющий партнер коммуникационного дивизиона Rights Business Standard Алексей Меркулов. По его мнению, задача ретейлера — проявить социальную ответственность и сделать сервис максимально удобным и простым для клиента. «В этом плане онлайн-каналы продаж — наиболее перспективный способ «сократить дистанцию» между продавцом и покупателем. Успех этой модели мы наблюдаем на примере первопроходцев Ozon и Wildberries», — говорит эксперт.

Однако, по словам Алексея Меркулова, вероятность, что онлайн-продажи универсальных категорий вытеснят традиционные каналы сбыта, невысока, поскольку большинство людей всё же остается консервативными кинестетиками и предпочитает делать выбор, опираясь на осязание и обоняние.

справка нового проспекта

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), сегодня в России сфере интернет-торговли работает 70,2 тыс. юрлиц, из которых 18,7 тыс. — индивидуальные предприниматели. Объем российского рынка интернет-торговли по итогам января-февраля 2021 года вырос на 44,2% до 431,3 млрд рублей. Росстат отчитывался, что в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли в РФ против 2% в 2019-м. Это минимальные оценки. В Data Insight говорят, что это далеко не предел: в 2021-м рынок вырастет на 34%, в 2022-м — на 32%, в 2023-м — на 30% и в 2024-м — на 28%.


ретейл маркетплейс торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чего ждут от бизнеса «цифровые домохозяйки» и почему российский рынок e-commerce будет ориентироваться скорее на Азию, чем на Европу, разбирался «Новый проспект».
Чунь Ли, генеральный директор Lazada, одного из ведущих маркетплейсов Юго-Восточной Азии, рассказал о Великой онлайн-миграции — азиатском опыте перехода торговли от офлайн-продаж к онлайну.
Чунь Ли 15.09.2021
Маркетплейсы, развивающие fashion-направление, сегодня стали альтернативой модным торговым центрам. Но у работы на этих площадках есть особые правила. Бренды, которые их соблюдают, могут конкурировать даже с торговыми сетями.

Глава Союза журналистов Петербурга Андрей Радин стал гендиректором "Эха Петербурга"
25.09.2021
Первый гражданский экипаж собираются отправить на МКС в феврале. В нем будет три туриста
25.09.2021
Почти 40% иностранных студентов не вернулись учиться в Россию. В их числе 900 человек из Афганистана
25.09.2021
Беда откуда не ждали. Роспотребнадзор назвал возможную причину четвертой волны ковида
25.09.2021
В Петербурге за неделю три исторических здания признали объектами культурного наследия
25.09.2021
Сухогруз "Русич 10" из Петербурга столкнулся в Босфоре с турецким судном
25.09.2021
Глава Роспотребнадзора сообщила, что локдауна не будет
24.09.2021
Саратовские школы ушли на дистанционное обучение
24.09.2021
Размер материнского капитала вырастет к 2024 году до 719 тыс. рублей
24.09.2021
Зампреда "Новатэка" в США отпустили под залог в $80 млн
24.09.2021
Денис Камалягин* судится с Роскомнадзором
24.09.2021
Беглов отправил в отставку избравшихся депутатами чиновников
24.09.2021
Захар Прилепин отказался от депутатского мандата
24.09.2021
Коммунистам отказали в проведении протестной акции в Москве
24.09.2021
Талибан* вернет практику отрубания рук людям
24.09.2021
В 2023 году "Автотор" выпустит первый электромобиль собственной разработки
24.09.2021
Генпрокуратура признала нежелательной организацией церковь Рона Хаббарда
24.09.2021
Основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий признался, что болен
24.09.2021
Александр Шарапов возглавил РГУД
24.09.2021
В турецких помидорах нашли инфекцию
24.09.2021
Пермский стрелок пришел в сознание
24.09.2021
Материнский капитал можно будет потратить на ремонт дачи
24.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки