Торговля мельчает. Ретейл уходит в малые форматы и готовится продавать еду в рассрочку
Новый проспект
Статьи

Торговля мельчает. Ретейл уходит в малые форматы и готовится продавать еду в рассрочку

Прочитано: 221

Развитие дискаунтеров, возможность продавать продукты в рассрочку и крайнее внимание к покупателю — ретейлеры учатся работать по-новому в изменившихся условиях. Какие стратегии развития выбирают сегодня торговые сети и как привлекают потребителя, узнал «Новый проспект».

От говядины к консервам

Топ-менеджеры торговых сетей отмечают, что срок планирования стратегии сегодня сокращается. «Времена, когда мы разрабатывали стратегию на 5-10 лет, закончились. Сейчас она довольно значительно обновляется ежегодно», — говорит Артур Тополян, директор по стратегии торговой сети «Магнит».

Главной тенденцией времени стал уход потребителей в более дешевые сегменты. «Если раньше человек покупал говядину, сейчас он стал покупать свинину, и хорошо бы, чтобы дальше он не перешел на консервы», — немного грустно шутит Анастасия Волохова, директор по стратегии и трансформации сети «Лента».

«У нас есть и в2с- и b2b-покупатели, которые также ощущают усиление конкуренции и пересчет денег, когда все ингредиенты для борща подорожали, а сам борщ на бизнес-ланче не может стоить дороже, условно говоря, 300 рублей», — подтверждает Денис Марфутин, директор по электронной коммерции сети «METRO Россия».

«Потребитель стал более бережно относиться к деньгам и более усиленно их считать», — соглашается Мария Бренес, директор по маркетингу компании «Аптечная сеть 36,6».

Поэтому главной стратегией сетей становится работа над ассортиментом и разработка такого предложения для покупателя, чтобы он мог закрыть свои потребности за прежние деньги.

«Потребительская корзина будет уходить в жесткие дискаунтеры», — прогнозирует Роман Мазур, генеральный директор консалтингового агентства Mountain Ridge. А значит, в дискаунтеры будут уходить и сети.

обратите внимание!

Более подробно о ситуации на рынке ретейла в целом читайте в материале генерального директора ИА INFOLine Ивана Федякова «Дешево и сердито. Куда движется рынок розничной торговли?»

Уход в дискаунтеры

«Мы видим, что, к сожалению, во времена инфляции доходы людей пропорционально не растут, и наша задача — переструктурировать наши предложения по ценовым сегментам товаров так, чтобы люди могли закрывать свою потребительскую корзину за те же деньги, за которые они закрывали ее до последних событий», — говорит Анастасия Волохова.

Реализовать подобную стратегию можно, лишь увеличивая эффективность магазинов и опережая инфляцию, поэтому фактически каждая сеть планирует развивать малые форматы, и прежде всего дискаунтеры.

«Мы максимально адаптируем свои форматы, причем в рамках магазина «у дома» появляются сразу несколько форматов», — рассказывает Артур Тополян, поясняя, что компания сейчас смотрит в сторону дискаунтеров.

«Мы также идем в малые форматы, хотя скорость из-за всего происходящего у нас более консервативная, чем раньше. Любой компании, которая хочет развиваться, сейчас нужно заходить в зону дискаунтеров, потому что макроситуация требует решительных действий», — подтверждает Анастасия Волохова.

Но при этом, добавляет она, сегмент дискаунтеров для России до сих пор является новым и с ним экспериментируют многие. «Есть игроки, которые нагоняют сумасшедший трафик, не обращая внимания на маржинальность, а она глубоко убыточная», — улыбается эксперт.

Впрочем, отмечает она, пока еще каждому из ключевых игроков можно претендовать на самую крупную долю в данном сегменте, поскольку сейчас все мечтают разгадать загадку, как же этот трафик сделать прибыльным. «И тот, кто ответит на этот вопрос, наверное, будет возглавлять список топ-дискаунтеров через несколько лет», — прогнозирует Анастасия Волохова.


Продукты в рассрочку

Наряду с жесткими дискаунтерами во многих сетях продолжается рост онлайн-сегмента.

«E-com (электронная торговля. — Прим. «НП») для METRO — это возможность дойти до потребителя», — говорит Денис Марфутин, поясняя, что магазины сети традиционно располагаются на окраинах, куда без автомобиля добраться тяжело, и e-com — «прекрасная комплиментарная функция по доставке продуктов из удаленного гипермаркета».

Онлайн-развитие является одним из приоритетов и для «Ленты». Анастасия Волохова подтверждает это, рассказывая о закрытой в начале этого года сделке по покупке онлайн-ретейлера «Утконос». «Он во многом нам помог, как первопроходец на этом рынке», — подчеркивает она.

Эксперты рассказывают, что у некоторых онлайн-ретейлеров до 15% продаж составляют продажи в рассрочку, и предполагают, что, возможно, в скором времени это будет возможно и для продажи продуктов.

«Конечно, для продуктового сегмента это не классическая рассрочка, а короткая: на нашей платформе она составляет максимум один месяц, но сейчас проводятся тесты двух- и трехмесячной рассрочки», — поясняет Елена Иванова, вице-президент по маркетингу и продажам «СберМаркета».

Она уточняет, что на рынке ее компания пока единственная дает рассрочку в продуктовом сегменте, «но мы уверены, что рынок сейчас подтянется».

«Рассрочки действительно сейчас будут играть особую роль, так как со стороны общества на них есть спрос», — считает Александр Дворский, управляющий директор Совкомбанка.


Внимание на покупателя

Рынок меняется, и краеугольный камень стратегии фактически каждого ретейлера — понимать своего клиента и исходить от него в любых своих решениях, подстраиваясь под его потребности.

«Мы прикованы к нашей клиентоцентричной модели. Это выражается не только в том, что мы делаем сейчас с ценами и как меняем отношения с партнерами, но прежде всего в том, что делаем со своими форматами и сервисными предложениями. Так или иначе мы оптимизируемся с нашим покупателем и верим, что чем ближе мы к его ожиданиям, тем более успешны будем на рынке», — говорит Артур Тополян.

Он рисует идеальную модель мира, где каждый человек со своими возможностями получил бы свой идеальный магазин. «Эта реальность, наверное, когда-то придет. Доживем ли мы до нее, я не знаю, но верю, что именно к этой модели и примерно в этом направлении будут двигаться все рынки», — считает он.

Покупатель, рассказывает он, каждый день делает новый выбор, поэтому всё внимание сегодня направлено на клиента-покупателя.


Нишевание рынка

«Текущая экономическая ситуация приведет к нишеванию всех ретейл-игроков», — подводит итог Елена Иванова. Она предлагает посмотреть на рынок глазами потребителя. «Если мы заглянем в какой-нибудь 150-тысячный городок и спросим человека, чем ретейлер-1 отличается от ретейлера-2 и ретейлера-3, он не ответит. Он скажет, что следит везде за скидками и бегает между тремя любимчиками, выбирая то, что дешевле».

И значит, делает она вывод, экономическая ситуация будет вынуждена привести всех игроков рынка, включая онлайн-ретейлеров, к занятию какой-либо ниши, «потому что конкурировать на одном и том же поле можно только ценой, а конкуренция по цене, если говорить не о тактической, а о стратегической перспективе, к сожалению, приводит бизнесы в упадок».

Следовательно, речь может идти только о своей нише, которая является обратной стороной сервиса. А сервис, как считает Елена Иванова, не должен быть лучшим. Он должен быть чуть лучше, чем у ближайшего конкурента в нише, его нужно научиться измерять быстрее, и в части измерения сервиса офлайну есть чему поучиться у онлайн-ретейла.

«Все онлайн-игроки измеряют 14- и 30-дневные возвраты: смотрят, возвращаются ли к ним потребители в течение 14 и 30 дней. И если возвращаются, то это означает, что сервис у них чуть лучше, чем у конкурента в этой нише. Этот показатель обязательно нужно начинать мерить, даже если вы в офлайне!» — советует Елена Иванова.

«Люди в любом случае не перестанут потреблять калории: 2,5-3 тыс. калорий в день потребляет житель любого населенного пункта и региона, а это значит, что у нас будет работа. И наша задача — работать над эффективностью, предела которой рынок еще не перешел: у нас точно есть возможности для оптимизации в любом из сегментов рынка», — говорит Денис Марфутин.

Он заключает, что не все ретейлеры с этим справятся и, соответственно, не все останутся на рынке, «но те, кто останется, будут наиболее эффективны и, возможно, смогут выдержать еще более тяжелые условия».

По материалам 22 ежегодного бизнес-саммита розничной индустрии Retail Business Russia


торговля ретейл аналитика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Менеджер по развитию бизнеса брендингового агентства Depot Екатерина Малова рассказала, чем отличается поведение потребителя в онлайне и офлайне и почему на фоне мобилизации не было ажиотажного спроса на гречку.
Сделка по продаже ТРЦ «Охта Молл» группе компаний «Проспект Групп» из Екатеринбурга завершилась в ноябре.
02.12.2022
Владелец сети «Мармеладная бочка» и доставки «Пицца 30 сантиметров» Денис Фёдоров рассказал «Новому проспекту», как управляться с метровыми мармеладными змеями, как состояться на развитом рынке доставки пиццы и почему в 90-е годы он был грузчиком, а не продавцом алкоголя.

Баболовский парк в Пушкине может получить охранный статус
04.12.2022
Маск заявил о полном возвращении рекламы Apple в Twitter
04.12.2022
Еврокомиссия предупредила США об угрозе новой торговой войны
04.12.2022
Российские магазины заполнили подделками Coca-Cola
04.12.2022
МЧС предупредило петербуржцев о сильном снеге в понедельник
04.12.2022
В России разрешили строить гостиницы и апарт-отели на землях лесного фонда
04.12.2022
В Иране после нескольких месяцев кровавых протестов населения упразднили полицию нравов
04.12.2022
В Африке появятся российские телескопы, которые будут следить за космическим мусором
04.12.2022
Активы Freedom Holding в России проданы за $140 млн и дальше будут работать под брендом "Цифра"
04.12.2022
Российские рестораны не смогут подтвердить звездный статус от Michelin в 2023 году
04.12.2022
ТАСС: Миллиардера Михаила Фридмана задержали в Великобритании по подозрению в нарушении санкций
04.12.2022
Рада рассмотрит законопроект об отмене упрощенного пересечения границы между Россией и Украиной
04.12.2022
В США заявили о намерении срывать "поставки" иранского оружия России
04.12.2022
Умер заслуженный артист России Александр Калашниченко
04.12.2022
ЕС опубликовал решение по лимиту цен на российскую нефть в $60
04.12.2022
Apple ускорила вывод производства из Китая
04.12.2022
Китайцы опередили европейских производителей по количеству дилерских центров в России
04.12.2022
Более тысячи россиян не смогли попасть в Литву и Латвию с сентября
04.12.2022
Почти 4 тысячи петербуржцев лечатся от COVID-19 дома
04.12.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки