Торговля мельчает. Ретейл уходит в малые форматы и готовится продавать еду в рассрочку
Новый проспект
Статьи

Торговля мельчает. Ретейл уходит в малые форматы и готовится продавать еду в рассрочку

Прочитано: 5358

Развитие дискаунтеров, возможность продавать продукты в рассрочку и крайнее внимание к покупателю — ретейлеры учатся работать по-новому в изменившихся условиях. Какие стратегии развития выбирают сегодня торговые сети и как привлекают потребителя, узнал «Новый проспект».

От говядины к консервам

Топ-менеджеры торговых сетей отмечают, что срок планирования стратегии сегодня сокращается. «Времена, когда мы разрабатывали стратегию на 5-10 лет, закончились. Сейчас она довольно значительно обновляется ежегодно», — говорит Артур Тополян, директор по стратегии торговой сети «Магнит».

Главной тенденцией времени стал уход потребителей в более дешевые сегменты. «Если раньше человек покупал говядину, сейчас он стал покупать свинину, и хорошо бы, чтобы дальше он не перешел на консервы», — немного грустно шутит Анастасия Волохова, директор по стратегии и трансформации сети «Лента».

«У нас есть и в2с- и b2b-покупатели, которые также ощущают усиление конкуренции и пересчет денег, когда все ингредиенты для борща подорожали, а сам борщ на бизнес-ланче не может стоить дороже, условно говоря, 300 рублей», — подтверждает Денис Марфутин, директор по электронной коммерции сети «METRO Россия».

«Потребитель стал более бережно относиться к деньгам и более усиленно их считать», — соглашается Мария Бренес, директор по маркетингу компании «Аптечная сеть 36,6».

Поэтому главной стратегией сетей становится работа над ассортиментом и разработка такого предложения для покупателя, чтобы он мог закрыть свои потребности за прежние деньги.

«Потребительская корзина будет уходить в жесткие дискаунтеры», — прогнозирует Роман Мазур, генеральный директор консалтингового агентства Mountain Ridge. А значит, в дискаунтеры будут уходить и сети.

обратите внимание!

Более подробно о ситуации на рынке ретейла в целом читайте в материале генерального директора ИА INFOLine Ивана Федякова «Дешево и сердито. Куда движется рынок розничной торговли?»

Уход в дискаунтеры

«Мы видим, что, к сожалению, во времена инфляции доходы людей пропорционально не растут, и наша задача — переструктурировать наши предложения по ценовым сегментам товаров так, чтобы люди могли закрывать свою потребительскую корзину за те же деньги, за которые они закрывали ее до последних событий», — говорит Анастасия Волохова.

Реализовать подобную стратегию можно, лишь увеличивая эффективность магазинов и опережая инфляцию, поэтому фактически каждая сеть планирует развивать малые форматы, и прежде всего дискаунтеры.

«Мы максимально адаптируем свои форматы, причем в рамках магазина «у дома» появляются сразу несколько форматов», — рассказывает Артур Тополян, поясняя, что компания сейчас смотрит в сторону дискаунтеров.

«Мы также идем в малые форматы, хотя скорость из-за всего происходящего у нас более консервативная, чем раньше. Любой компании, которая хочет развиваться, сейчас нужно заходить в зону дискаунтеров, потому что макроситуация требует решительных действий», — подтверждает Анастасия Волохова.

Но при этом, добавляет она, сегмент дискаунтеров для России до сих пор является новым и с ним экспериментируют многие. «Есть игроки, которые нагоняют сумасшедший трафик, не обращая внимания на маржинальность, а она глубоко убыточная», — улыбается эксперт.

Впрочем, отмечает она, пока еще каждому из ключевых игроков можно претендовать на самую крупную долю в данном сегменте, поскольку сейчас все мечтают разгадать загадку, как же этот трафик сделать прибыльным. «И тот, кто ответит на этот вопрос, наверное, будет возглавлять список топ-дискаунтеров через несколько лет», — прогнозирует Анастасия Волохова.


Продукты в рассрочку

Наряду с жесткими дискаунтерами во многих сетях продолжается рост онлайн-сегмента.

«E-com (электронная торговля. — Прим. «НП») для METRO — это возможность дойти до потребителя», — говорит Денис Марфутин, поясняя, что магазины сети традиционно располагаются на окраинах, куда без автомобиля добраться тяжело, и e-com — «прекрасная комплиментарная функция по доставке продуктов из удаленного гипермаркета».

Онлайн-развитие является одним из приоритетов и для «Ленты». Анастасия Волохова подтверждает это, рассказывая о закрытой в начале этого года сделке по покупке онлайн-ретейлера «Утконос». «Он во многом нам помог, как первопроходец на этом рынке», — подчеркивает она.

Эксперты рассказывают, что у некоторых онлайн-ретейлеров до 15% продаж составляют продажи в рассрочку, и предполагают, что, возможно, в скором времени это будет возможно и для продажи продуктов.

«Конечно, для продуктового сегмента это не классическая рассрочка, а короткая: на нашей платформе она составляет максимум один месяц, но сейчас проводятся тесты двух- и трехмесячной рассрочки», — поясняет Елена Иванова, вице-президент по маркетингу и продажам «СберМаркета».

Она уточняет, что на рынке ее компания пока единственная дает рассрочку в продуктовом сегменте, «но мы уверены, что рынок сейчас подтянется».

«Рассрочки действительно сейчас будут играть особую роль, так как со стороны общества на них есть спрос», — считает Александр Дворский, управляющий директор Совкомбанка.


Внимание на покупателя

Рынок меняется, и краеугольный камень стратегии фактически каждого ретейлера — понимать своего клиента и исходить от него в любых своих решениях, подстраиваясь под его потребности.

«Мы прикованы к нашей клиентоцентричной модели. Это выражается не только в том, что мы делаем сейчас с ценами и как меняем отношения с партнерами, но прежде всего в том, что делаем со своими форматами и сервисными предложениями. Так или иначе мы оптимизируемся с нашим покупателем и верим, что чем ближе мы к его ожиданиям, тем более успешны будем на рынке», — говорит Артур Тополян.

Он рисует идеальную модель мира, где каждый человек со своими возможностями получил бы свой идеальный магазин. «Эта реальность, наверное, когда-то придет. Доживем ли мы до нее, я не знаю, но верю, что именно к этой модели и примерно в этом направлении будут двигаться все рынки», — считает он.

Покупатель, рассказывает он, каждый день делает новый выбор, поэтому всё внимание сегодня направлено на клиента-покупателя.


Нишевание рынка

«Текущая экономическая ситуация приведет к нишеванию всех ретейл-игроков», — подводит итог Елена Иванова. Она предлагает посмотреть на рынок глазами потребителя. «Если мы заглянем в какой-нибудь 150-тысячный городок и спросим человека, чем ретейлер-1 отличается от ретейлера-2 и ретейлера-3, он не ответит. Он скажет, что следит везде за скидками и бегает между тремя любимчиками, выбирая то, что дешевле».

И значит, делает она вывод, экономическая ситуация будет вынуждена привести всех игроков рынка, включая онлайн-ретейлеров, к занятию какой-либо ниши, «потому что конкурировать на одном и том же поле можно только ценой, а конкуренция по цене, если говорить не о тактической, а о стратегической перспективе, к сожалению, приводит бизнесы в упадок».

Следовательно, речь может идти только о своей нише, которая является обратной стороной сервиса. А сервис, как считает Елена Иванова, не должен быть лучшим. Он должен быть чуть лучше, чем у ближайшего конкурента в нише, его нужно научиться измерять быстрее, и в части измерения сервиса офлайну есть чему поучиться у онлайн-ретейла.

«Все онлайн-игроки измеряют 14- и 30-дневные возвраты: смотрят, возвращаются ли к ним потребители в течение 14 и 30 дней. И если возвращаются, то это означает, что сервис у них чуть лучше, чем у конкурента в этой нише. Этот показатель обязательно нужно начинать мерить, даже если вы в офлайне!» — советует Елена Иванова.

«Люди в любом случае не перестанут потреблять калории: 2,5-3 тыс. калорий в день потребляет житель любого населенного пункта и региона, а это значит, что у нас будет работа. И наша задача — работать над эффективностью, предела которой рынок еще не перешел: у нас точно есть возможности для оптимизации в любом из сегментов рынка», — говорит Денис Марфутин.

Он заключает, что не все ретейлеры с этим справятся и, соответственно, не все останутся на рынке, «но те, кто останется, будут наиболее эффективны и, возможно, смогут выдержать еще более тяжелые условия».

По материалам 22 ежегодного бизнес-саммита розничной индустрии Retail Business Russia


торговля ретейл аналитика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
В России могут запретить продажу алкоголя в период майских праздников
26.04.2024
С начала года в Петербурге и пригородах проданы участки под жилье и апартаменты почти на 11 млрд рублей
26.04.2024
«Левашовский хлебозавод» реконструированный Группой RBI, признан проектом года в Петербурге
26.04.2024
Праздник корюшки пройдет в Петербурге 10-11 мая
26.04.2024
В Финляндии начинаются военные учения с силами НАТО
26.04.2024
Владимир Путин сегодня в Петербурге. Он выступит на Совете законодателей
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки