Топай отсюда! Как долго руководители ищут работу в пандемию

И до коронакризиса на поиск нового места работы у топ-менеджеров уходило от полугода до года, сейчас всё стало еще сложнее. При этом снижать свои зарплатные аппетиты ради гарантированного трудоустройства большинство топов не готовы.

Особенность кризиса, вызванного пандемией, состоит в том, что он ни для кого не делает исключений: если в предыдущие кризисы на рынке труда оказывались в основном специалисты среднего звена или рядовые сотрудники, представлявшие собой балласт для бизнеса, то в этот раз оказаться за бортом может любой: и рабочий, и топ-менеджер. При этом многие эксперты замечают, что под безработицей подразумевается не только полная потеря источника доходов, но и сокращенная рабочая неделя либо вынужденный простой, которые также влекут за собой снижение зарплат.

Настроение так себе

Судя по индексу самочувствия соискателей, который вычисляют аналитики hh.ru в ходе ежемесячных опросов, представители высшего менеджмента в этот кризис чувствуют себя хуже всех. Это выражается и в ощущении нестабильности на текущем рабочем месте, и в осознании, что хорошую подходящую работу быстро не найти, уточняет Екатерина Скляренко, руководитель отдела маркетинга hh.ru по Северо-Западу.

«Работу потеряли те, кто не мог адаптироваться к изменившимся условиям и предложить решения, которые могут обеспечить компании стабильное положение на рынке, — описывает ситуацию на рынке труда топ-менеджеров Рустам Барноходжаев, эксперт по подбору персонала кадровой компании UNITY. — Некоторые компании, уволив сотрудника, не искали ему замену, а перераспределяли его обязанности между остальными топ-менеджерами компании. Иногда причиной увольнения становилась дороговизна специалиста. До пандемии некоторые сотрудники были переоценены с точки зрения финансового предложения. В коронакризис работодатели стали сокращать расходы и пересмотрели зарплатную политику. Сотрудника с высокими зарплатными ожиданиями заменяли тем, кого устраивал меньший доход. Так, на рынок труда вышло немало HR-директоров. Сейчас им сложно найти новую работу, потому что конкуренция высока».

Положение топ-менеджеров, потерявших работу, усугубляется еще и тем, что и без кризиса на поиск новой работы у них уходило больше времени, чем у рабочих или линейных сотрудников. «Традиционно срок поиска работы на руководящей позиции длиннее, чем на линейной, и может занимать от полугода», — уточняет Екатерина Скляренко. Причина проста: руководителей никогда много не нужно. Сфера «Высший менеджмент» всегда входила в топ высококонкурентных, в пандемию борьба еще более ужесточилась. Так, в мае 2020 года на одну топовую позицию приходилось в среднем 27 кандидатов при норме в пять-шесть. «Многие топ-менеджеры, которые оказались без работы в начале года, так и не нашли новую. Для них продолжительность поиска работы увеличилась на несколько месяцев», — замечает Жанна Волкова, директора по маркетингу Kelly Services.

«Ожидание вакансии с лучшим зарплатным предложением всегда увеличивает продолжительность поиска работы, — говорит Рустам Барноходжаев. — У руководителей высшего звена, когда они выходят на рынок труда, как правило, есть финансовая подушка безопасности на год. С одной стороны, они могут позволить себе занять выжидательную позицию. С другой стороны, статус безработного может нанести урон репутации топ-менеджера. Если сотрудник не может найти работу в течение года, потенциальные работодатели могут засомневаться в его компетентности».

Напряжение с поиском работы в Петербурге немного спало осенью: на одну вакансию в октябре пришлось уже 15,9 резюме. Такие изменения эксперты Kelly Services объясняют так: в то время, когда одни компании расстаются с топами, другие, пользуясь ситуацией, меняют их. Ведь на рынке труда многие руководители оказались не из-за своей профнепригодности, а в силу ограничительных мер, негативно повлиявших на целые отрасли. «Мы видим громкие переходы в ретейле, это говорит о векторе на усиление позиций компаний. В агентстве позиций в целом становится больше, это свидетельство о найме действительно лучших из лучших», — отмечает Ольга Копылова, руководитель отделений по подбору персонала Kelly Services.

Екатерина Скляренко уточняет, что вакансии для руководителей в Петербурге в ноябре этого года в большей степени были опубликованы компаниями из розничной торговли, строительства и недвижимости, IT-сферы, компаниями, оказывающими услуги для бизнеса, в том числе кадровыми агентствами. Жанна Волкова добавляет, что активность стали проявлять медицина и фармацевтика. Среди основных специализаций, по которым требуются руководители в настоящий момент, эксперты выделяют продажи и администрирование, строительство, производство, управление персоналом, IT, маркетинг, финансы и управление малым бизнесом. «Сейчас компании ищут антикризисных менеджеров. Другие топ-менеджеры менее востребованы», — уверен Рустам Барноходжаев.

На отбор становись!

Требования к соискателям на руководящие должности со стороны работодателей особенно не изменились — они и до кризиса были жесткими, говорят эксперты. «Компании ищут топов, знакомых с цифровыми технологиями, кто может вывести компанию на более высокий уровень эффективности, с подтвержденным SCOPE реализованных проектов и значимых для компаний достижений», — говорит Ольга Копылова.

Рустам Барноходжаев отмечает, что для работодателей важна эффективность топов. «Как правило, топ-менеджеру требуется полгода, чтобы проявить себя, предложить решения и продемонстрировать результаты работы, — уточняет эксперт. — Работодатель, который пытается измерить эффективность топ-менеджера раньше этого срока, может ошибиться в оценках. Тем не менее в текущих условиях компании нацелены на скорейший качественный результат от новых сотрудников. Работодатели ищут топ-менеджеров, которые сталкивались с кризисными ситуациями на прошлых местах работы и смогли найти выход. Ценится опыт, полученный в финансовые кризисы в 2008 и 2014 годах». По его словам, важнейшими задачами топ-менеджеров становятся оптимизация процессов, сокращение издержек для снижения стоимости конечного продукта, услуги. Также компании фокусируются не на импорте, а на развитии внутренних рынков: им нужны сотрудники с соответствующей экспертизой.

Хороший аппетит

Несмотря на сложности с поиском работы, снижать свои зарплатные аппетиты большинство топ-менеджеров не спешат, отмечает Екатерина Скляренко. Сегодня ожидания таких петербургских соискателей в резюме, как и раньше, находятся на уровне 100 тыс. рублей, максимальные ожидания — 350 тыс. рублей. В Москве — 130 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно.

Сколько работодатели готовы предложить топам, сказать было сложно всегда. «Для этой сферы характерно не указывать уровень дохода в позициях, поэтому большая часть вакансий не попадает в зарплатную выборку. Кроме того, доход руководителей и высшего менеджмента традиционно зависит от ключевых показателей подразделения и компании и предполагает дополнительные премии при их достижении, — уточняет Екатерина Скляренко. — По открытым данным сегодня в вакансиях максимальный доход в Петербурге находится на уровне 325 тыс. рублей, в Москве — 400 тыс. рублей».
Рустам Барноходжаев считает, что большинство работодателей сократили зарплатные предложения на 20–30% по сравнению со временем до пандемии.

Как долго продлятся карантинные ограничения, неизвестно. Это, по мнению Рустама Барноходжаева, заставляет топов быть более осмотрительными. «Они не решаются менять работу в условиях турбулентности. Многие предпочитают держаться за текущее место работы. В приоритете стабильность, а не расплывчатые перспективы, которые могут пообещать другие компании» — считает эксперт.

Те же, кто уже оказался на открытом рынке труда, должны помнить, что как прежде не будет, и в первую очередь это касается отбора кадров. «Все топ-менеджеры разделились на тех, кто на короткой ноге с цифровыми онлайн-решениями, и на тех, кто привык, что ему помогают в этом молодые ассистенты, — поясняет Жанна Волкова. — Оставшись дома один на один с компьютером, некоторые бывшие топы не могут вовремя выйти в скайп, у них не работает камера, микрофон, и уже на первом этапе собеседования они уходят с дистанции. Молодые рекрутеры без сожаления отсеивают таких кандидатов. Думаю, что это навсегда. Удаленный рекрутмент дешевле и эффективней очного — во всяком случае, на этапе первого отбора, и такую практику агентства и работодатели обязательно сохранят и после пандемии».

Роман Яровицын / Коммерсантъ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня