Топ-менеджер авиакомпании «Россия» будет продавать автомобили Lada в Петербурге
В прошлом году «АвтоВАЗ» объявил тендер на дилерство Lada в Невском районе. Победителем стала компания «Шувалово Авто», которой владеет замгендиректора авиакомпании «Россия» Василий Мешков, а руководит его сын Кирилл. Ранее, согласно данным «КоммерсантЪ Картотека», партнером Василия Мешкова по «Шувалово Авто» был Олег Шумский, собственник дилерского центра KIA «Шувалово Моторс», но позже он вышел из состава учредителей. Интересно, что под брендом «Шувалово Авто» в начале 2000-х годов работала крупнейшая сеть по продаже Lada в Петербурге, которая принадлежала Олегу Шумскому, Александру Висторопскому и Борису Рыдаеву. Впрочем, в конце 2000-х их пути разошлись, и они разделили бизнес. «Но бренд остался, Олега Шумского хорошо знают в «АвтоВАЗе». Не исключено, что тендер удалось выиграть благодаря партнерству с ним», — высказывает мнение один из дилеров марки. Олег Шумский от комментариев воздержался. Василию Мешкову вопросы «НП» передали.
Василий Мешков с 1989 по 2012 год проходил службу в органах государственной безопасности, с 2005 года руководил отделом на объектах гражданской авиации УФСБ России по Петербургу и Ленинградской области. В 2012 году он стал заместителем генерального директора по стратегии авиакомпании «Россия» (входит в состав группы «Аэрофлот» и является одним из крупнейших авиаперевозчиков России), а с 2013 по 2015 год возглавлял ее. После Василий Мешков вновь продолжил работу в должности заместителя генерального директора компании.
Интересно, что помимо Lada Василий Мешков и его сын получили дилерство производителя канадской техники для отдыха Bombardier (снегоходы, квадроциклы, гидроциклы и т.д.). Через ООО «Меридиан» они под брендом PRIDE продают ее на Лахтинском пр., 85, в БЦ «Аура».
Ранее продажи здесь вела компания «РОСАН» (принадлежала Роману Каневскому и Андрею Кушулю), которая с 1994 до 2017 года была официальным дистрибьютором Bombardier. Но в 2016 году «РОСАН» начала процедуру банкротства в связи с тем, что ей доначислили почти 1,7 млрд рублей налогов после проверок Всеволожской ИФНС. Имущество «РОСАН» было арестовано, компания потеряла статус дистрибьютора, а дилерский центр в Лахте был закрыт.
Обеспечит инвестиции
Автоцентр для продажи Lada планируется построить на границе Петербурга и Ленобласти, на Мурманском шоссе, рядом с автодеревней ГК «Автополе» — там уже выкуплена земля, которая, правда, требует перевода из категории земель сельхозназначения, рассказали игроки авторынка. По их оценкам, инвестиции в строительство автоцентра могут составить от 300 млн рублей даже по самым скромным подсчетам.
Как пояснили в пресс-службе «АвтоВАЗа», старт работы нового центра намечен на 2021 год. «Кандидат был выбран по итогам тендера на дилерской комиссии АО «АвтоВАЗ». Кандидат может обеспечить требуемые инвестиций в бизнес, сотрудники, занимающиеся строительством, имеют опыт работы по открытию дилерских центров, в том числе Lada», — сообщили в пресс-службе.
Интересно, что ранее на открытие автоцентра Lada в этой локации претендовала казахстанская «Бипэк Авто-Азия Авто» (владеет компанией «Р-Моторс» с тремя автоцентрами Lada). Компания внесла залог за автоцентр обанкротившейся ГК «Лаура» на Мурманском шоссе, однако процедура выкупа затянулась и осложнилась тем, что здание находилось в залоге у кредиторов «Лауры» и попало в конкурсную массу. Очевидно, такая ситуация не устроила «АвтоВАЗ», который ожидал открытия нового автоцентра в 2018 году. Игроки рассказывают, что «Бипэк Авто-Азия Авто» также участвовала в прошлогоднем тендере, но проиграла его. «НП» направил вопросы представителям автохолдинга.
Перспективная Lada
В 2015 году «АвтоВАЗ» выпустил на рынок новые модели и активно расширял дилерскую сеть, тогда компания «Р-Моторс», сейчас входящая в «Бипэк Авто-Азия Авто», открыла сразу три новых центра. В итоге общее число предприятий достигло 13, однако в 2017 году закрылись два из трех автоцентров ТД «СПАРЗ», а в 2019 закрылся и третий, на Дальневосточном пр. На сегодняшний день в Петербурге работает 10 автоцентров марки Lada: по три у «Бипэк Авто-Азия Авто» и ГК «Прагматика», по одному — у компании «Форсаж», «Интей-Лада», «Питер-Лада», «Строительной компании».
Пять лет назад в планах «АвтоВАЗа» было довести долю рынка Lada в Петербурге до 20%, однако с 6% в 2014 году она выросла до 11,8% в 2019-м (для сравнения: в 2018 году она составляла 10,5%). Всего в 2019 году было продано 18 168 автомобилей марки — на 9% больше, чем в 2018 году.
«В 2019 году в топ-10 авторынка динамика лучше, чем у Lada, была только у Mercedes-Benz — 13%. 78% продаж марки в Петербурге приходится на три модели — Vesta, Granta и Largus. Реализация каждой из них в прошлом году увеличилась, самый сильный рост у Granta — 35%. В 2020 году продажи автомобилей марки могут продолжить расти. Будут помогать государственные программы поддержки. По нашей информации, «АвтоВАЗ» ставит цели увеличения доли рынка Lada», — говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. В декабре отечественный бренд показал лучший результат продаж и стал единственной маркой, которой в 2019 году по итогам одного месяца удалось превысить отметку в 2 тыс. реализованных машин.
Интересно, что в целом по России, по данным АЕБ, доля Lada составляет 20,6% в 2019 году, что на 0,6% больше, чем годом ранее, но продажи марки за прошедший год выросли всего на 1% и составили 362 356 единиц.
«Компания внимательно отслеживает динамику продаж автомобилей Lada во всех субъектах России, в том числе в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. По итогам 2019 года Петербург и Ленобласть вошли в топ-5 субъектов РФ по продажам автомобилей Lada. Компания видит здесь потенциал и рассчитывает на укрепление позиций марки в регионе», — говорят в пресс-службе «АвтоВАЗа».
Впрочем, игроки отмечают, что новичку на этом рынке придется непросто. «Бренд Lada довольно перспективный в России с точки зрения объемов, с точки зрения доходности — пока есть вопросы, особенно в сервисе, — рассуждает генеральный директор автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян. — Мы сами им не занимаемся, но по тем данным, которыми мы располагаем, в последнее время он прирастает в доходности. Автобизнес и так один из самых трудных, а бренд Lada, наверное, один из самых тяжелых в этом бизнесе. Несмотря на положительную динамику, на нем сложно зарабатывать. Поэтому новым игрокам можно пожелать удачи — простым их хлеб точно не будет».
Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ
Ранее на эту тему:
«АвтоВАЗ» обновляет дилерскую сеть
Ford сошёл с дистанции. На какие марки пересядут автодилеры