Теряем форму. Второй локдаун ударил по физической культуре россиян
Новый проспект
Статьи

Теряем форму. Второй локдаун ударил по физической культуре россиян

Прочитано: 205

Россияне массово распродают спорттовары, купленные для поддержания формы во время прошлогодней самоизоляции, посещаемость фитнес-клубов по стране резко упала. Что происходит с физкультурно-оздоровительной отраслью в России, разбирался «Новый проспект».

Ажиотажный спрос на спортивные снаряды и товары для дома, стартовавший в марте 2020, сменился валом объявлений о продаже спортинвентаря в IV квартале 2020-го. Стабильно высоким числом предложений на ключевых сервисах «Юла», «Авито» и «Объявления ВКонтакте» сопровождался еще один всплеск интереса россиян — к уличному спортинвентарю — в преддверии летнего сезона 2021 года (в мае 2021 продажи пульсометров для бега, скакалок, велосипедов выросли в 3,5 раза год к году и на 15% по сравнению с тем же периодом 2019). Пик размещения объявлений пришелся на последние 3 месяца: количество выставленного на продажу фитнес-инвентаря увеличилось на 40% по сравнению со II кварталом 2021. Учитывая, что одновременно в локдаун-2021 совокупные расходы россиян на крепкие алкогольные напитки выросли на 78%, пандемийные выходные прошли в стране весьма своеобразно.

Традиционно высокий осенний сезон для фитнес-индустрии в этом году отменился из-за повсеместного введения QR-кодов в регионах. После тяжелейшего за всю историю российского фитнеса лета-2021 надежды игроков рынка получить передышку осенью смела четвертая волна пандемии.

QR-катализатор к банкротству

За пару недель до второго локдауна Национальное фитнес-сообщество (НФС) направило главам 12 российских регионов письма (копии есть в распоряжении «Нового проспекта») с просьбой остановить введение QR-кодов для посещения фитнес-клубов. Эти меры НФС назвало «чрезмерными и сокрушительными для бизнеса» и спрогнозировало, что они станут «катализатором к банкротству предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг». Уже тогда опрошенные «Новым проспектом» игроки фитнес-рынка весьма пессимистично оценивали ситуацию. Они были убеждены, что помощь, которую профильные ассоциации запрашивают для индустрии, от государства ждать бесполезно. Их скепсис понятен: в первый год пандемии на все спортивно-оздоровительные организации страны, включая фитнес, было выделено всего 1,5 млрд рублей госпомощи, при том что фитнес просил у государства помощи на 40 млрд рублей. Попытки же убедить власти принять решения, которые поддержат фитнес, также не увенчались успехом: на второй локдаун фитнес-рынок ушел ни с чем. По возвращению его ждали новые ограничения.

С 15 ноября в Петербурге, втором по значимости рынке для фитнес-индустрии, стартовали новые коронавирусные ограничения, включающие обязательный QR-код в бассейнах, фитнес-центрах и на других объектах физкультуры и спорта. В первый же день посещаемость в петербургских фитнес-центрах просела от 30% до 50%.

Потери предстоит оценить

«Ситуация сложная, — говорит Алексей Фурсов, основатель сети фитнес-клубов Fitness House, крупнейшего игрока на петербургском и северо-западном рынках. — Клиенты, у которых нет QR-кодов, замораживают абонементы или идут вакцинироваться, однако 90% наших клиентов относятся к ситуации с пониманием».

В петербургских фитнес-клубах World Class также отметили снижение посещаемости. «Посещаемость снизилась, но насколько, пока сказать сложно, так как прошло всего два неполных дня с момента внедрения новых правил. Будем смотреть в динамике. Есть небольшой отток клиентов, которые отказываются от прививки и хотят расторгнуть договор. Люди расстроены, встревожены, надеемся, что со временем эта ситуация смягчится», — отмечает генеральный директор World Class и UFC Gym Russia Николай Прянишников. Долю клиентов, которые не готовы вакцинироваться ради посещения тренировок, в Санкт-Петербурге Николай Прянишников оценивает примерно в 1% от общего числа. По его словам, в филиалах сети World Class в Санкт-Петербурге заранее начали готовится к ситуации с введением QR-кодов: клиентов оповестили, что можно заранее предоставить сертификаты с «Госуслуг». «Пока возвратов немного, все-таки большинство наших клиентов уже имеют QR-код или в процессе его получения».

А вот в петербургских клубах федеральной сети X-Fit не скрывают, что количество клиентов упало в 2 раза. «Примерно 10% держателей карт уже заморозили контракты, и значительно увеличилось число запросов на возврат средств за ранее приобретённые карты. Это огромные финансовые потери, которые нам только предстоит оценить. Сейчас тенденция не достигла своего пика, и говорить о конкретных цифрах рано», — говорит директор по операционной деятельности X-Fit в России Ирина Троска.

Алексей Фурсов не готов сейчас давать прогнозы по ноябрю, отмечая, что «людям надо привыкнуть к новым правилам и реалиям», и хотя в первую половину понедельника снижение посещаемости составило около 40-50%, он верит, что с повсеместным введением QR-кодов ситуация нормализуется.

QR-коды убивают

О росте обращений за возвратами после введения QR-кодов говорят многие игроки фитнес-рынка. «Число желающих вернуть деньги за приобретенные услуги возросло: в среднем по России их около 20-35%», — отмечает глава Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Например, в Пермском крае, где QR-коды введены с 4 октября, возвраты денежных средств за клубные карты и дополнительные услуги, по оценкам НФС, могут составить до 200 млн рублей в месяц. Владелец сети фитнес-клубов «Броско» (Оренбургская область) Сергей Игохин рассказывает, что как только появилась информация о намерении руководства Оренбургской области ввести QR-коды, сразу же пошла волна вопросов от клиентов. «Мы столкнулись с тем, что клиенты стали писать заявления на возврат средств, на приостановку действия абонементов. Нам удалось сгладить ситуацию, но после всего этого на фоне роста заболеваемости очень изменились продажи: люди не хотят больше покупать карты на год-полгода, теперь приобретают на месяц-три максимум», — делится Сергей Игохин.

Возвраты — одна из самых больших проблем фитнес-отрасли. Не имея доступа к дешевым кредитам из-за отсутствия внятного обеспечения (большинство площадей фитнес-индустрии находятся в коммерческой аренде, а оборудование банки не готовы рассматривать в качестве залога) фитнес-клубы строили свою бизнес-модель на предпродаже длинных абонементов. Полученные от предпродажи деньги позволяли фитнесу развиваться, а клиентам — ходить в зал по выгодным ценам. В ту же бизнес-модель были заложены 3-5% возвратов авансовых платежей при расторжении контрактов клиентами. С начала пандемии количество обращений клиентов за возвратом средств выросло в разы, общий объем авансов в отрасли НФС оценивало в 70 млрд рублей — это практически половина оборота всей отрасли за допандемийный 2019 год.

Весь 2020 год фитнес-сообщество говорило о необходимости введения моратория на возвраты денег и пыталось при активной поддержке главного бизнес-омбудсмена страны Бориса Титова лоббировать эту тему, однако пока не преуспело. После введения QR-кодов число обращений клиентов выросло в разы.

По словам Елены Силиной, фитнес-клубы теряют не только потенциальных клиентов, но и лояльных — «тех, которые на постоянной основе продлевали действие клубных карт и абонементов». «Недовольны даже вакцинированные клиенты, потому что считают, что данное требование нарушает их свободу и конституционные права. Посещаемость сократилась в среднем на 55%. Из-за введения QR-кодов в российской фитнес-отрасли на грани банкротства находятся около 20% клубов. Предпринимателям необходимо оплачивать аренду, ЖКХ, зарплату и прочие расходы, но при таких показателях удержать бизнес тяжело. QR-коды убивают фитнес-отрасль», — заключает Елена Силина. НФС обратилось в Минфин и Минэкономразвития России с просьбой о внедрении пакета системных комплексных мер господдержки отрасли.

Спасение — дело рук самих утопающих

«Отношение к введению QR-кодов двоякое: с одной стороны, мера призвана помочь снизить заболеваемость, а значит это во благо, а с другой — она ставит бизнес на грань выживания, в связи с чем появляется множество вопросов, связанных прежде всего с господдержкой, которая сейчас необходима сфере услуг как никогда», — говорит Ирина Троска. «По Москве пока нет указаний на введение QR-кодов, надеемся, что и в Питере это временное решение», — говорит Николай Прянишников.

«Пандемию можно победить коллективным иммунитетом. QR-коды — это вынужденная мера. Она помогает побудить людей к ответственности за своё здоровье и безопасность окружающих. С 15 ноября мы фиксируем рост темпов вакцинации в Санкт-Петербурге почти в 5 раз. Это, несомненно, является некой метрикой», — уверен первый заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Андрей Хорт. Если ситуация в фитнес-индустрии Петербурга станет действительно угрожающей, считает Андрей Хорт, «нужно подумать не об отмене QR-кодов, а о том какие меры поддержки город может предложить», и здесь необходим диалог с фитнес-сообществом. «Представители отрасли должны предложить меры поддержки, которые необходимы фитнесу», — отмечает он.

Ситуация будет не из легких, соглашается Алексей Фурсов. Он считает, что многие фитнес-клубы уйдут в минус и начнут генерировать долги по арендным и коммунальным платежам. Помощи от государства он не ожидает и рассчитывает на свои силы. Его сеть с начала пандемии сохранила все клубы кроме одного и в следующие 5 лет планирует стать компанией номер один в стране.

В России на сегодня очень низкая вовлеченность в фитнес, в отличие от того же США: по самым оптимистичным подсчетам, в зал ходят 4% россиян против 20% американцев, да и эти 4%, как показывает статистика, стремительно теряют форму. При этом в федеральном проекте «Спорт — норма жизни», входящем в национальный проект «Демография» предписано, что доля систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей России к 2024 году должна составить 55%, а к 2030 году планка показателя должна достичь 70%. Чиновники в беседе в «Новым проспектом» подтверждают: фитнес-отрасль — ключевой поставщик системно занимающихся физкультурой россиян.

К концу первого года пандемии отрасль анонсировала программы реабилитации для россиян, перенесших коронавирус, перешла на продажу коротких абонементов — от 3 дней, мотивировала клиентов подарками и бонусами, создавала коллаборации со смежными отраслями. Возможно, теперь фитнес-клубам предстоит придумать что-то новое. Очевидно, что налоговый вычет за занятия спортом, вводимый со следующего года, пока не способен стать достойной мотивацией для россиян.

фитнес Фитнес-центры QR-коды
Другие статьи автора Читайте также по теме
Пережившие ковид фитнес-центры после начала военной операции на Украине испытали новый шок и тотальный спад продаж. В некоторых регионах обороты спорткомплексов сократились на 30-40%. Новые вызовы, похоже, будут для фитнес-центров сложнее пандемийных.
QR-коды прочно вошли в жизнь петербуржцев, но никто всерьез не задумывается о том, насколько они законны. Юрист Александр Арбузов объясняет, что не так с этим инструментом.
За прошлый год число фитнес-клубов в стране сократилось в 1,6 раза, отрасль потеряла треть сотрудников, а клиенты массово переходят на покупку коротких абонементов. Надежды отрасль возлагает на особый порядок возврата средств клиентам и на коллаборацию с медициной.

В Петербурге построят новый съезд с Дачного проспекта для борьбы с заторами
25.04.2022
Владимир Путин распорядился снизить до 9% ставку по льготной ипотеке
25.04.2022
Петербуржцы стали реже покупать одежду, мебель и технику
25.04.2022
В Госдуму внесен законопроект о новых запретах для иноагентов
25.04.2022
Россия высылает 40 германских дипломатов в качестве симметричного ответа
25.04.2022
СПбГУ и МГУ ухудшили позиции в мировом рейтинге университетов
25.04.2022
Таиланд упрощает правила въезда в страну для иностранных туристов
25.04.2022
Владимир Путин и ФСБ сообщили о подготовке покушения на журналиста Владимира Соловьева
25.04.2022
На 20% сократился пассажиропоток "Аэрофлота" в марте
25.04.2022
Россию лишили этапа Гран-при по фигурному катанию
25.04.2022
ВЦИОМ: Любовник – это нормально лишь для каждого десятого россиянина
25.04.2022
Лесопромышленная компания Stora Enso нашла покупателя на российские активы
25.04.2022
Россия приняла 1 млн беженцев с Донбасса
25.04.2022
В России растет дефицит дорогих лекарств
25.04.2022
В Петербурге на вторичном рынке покупают комнаты в центре и "однушки" в спальных районах
25.04.2022
Крупным пожаром на нефтебазе в Брянске займется Следственный комитет
25.04.2022
Иноагентами в России смогут признавать и без иностранного финансирования
25.04.2022
Путин 27 апреля приедет в Петербург на Совет законодателей
24.04.2022
Следственный комитет проверяет снос манежа лейб-гвардии Финляндского Полка
24.04.2022
Ипотечные льготы для IT-сектора коснутся только новостроек
24.04.2022
ООН: беженцами за последние два месяца стали почти 5,2 млн украинцев
24.04.2022
Nissan скоро прекратит производство автомобилей под брендом Datsun
24.04.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки