Теряем форму. Второй локдаун ударил по физической культуре россиян

Россияне массово распродают спорттовары, купленные для поддержания формы во время прошлогодней самоизоляции, посещаемость фитнес-клубов по стране резко упала. Что происходит с физкультурно-оздоровительной отраслью в России, разбирался «Новый проспект».

Ажиотажный спрос на спортивные снаряды и товары для дома, стартовавший в марте 2020, сменился валом объявлений о продаже спортинвентаря в IV квартале 2020-го. Стабильно высоким числом предложений на ключевых сервисах «Юла», «Авито» и «Объявления ВКонтакте» сопровождался еще один всплеск интереса россиян — к уличному спортинвентарю — в преддверии летнего сезона 2021 года (в мае 2021 продажи пульсометров для бега, скакалок, велосипедов выросли в 3,5 раза год к году и на 15% по сравнению с тем же периодом 2019). Пик размещения объявлений пришелся на последние 3 месяца: количество выставленного на продажу фитнес-инвентаря увеличилось на 40% по сравнению со II кварталом 2021. Учитывая, что одновременно в локдаун-2021 совокупные расходы россиян на крепкие алкогольные напитки выросли на 78%, пандемийные выходные прошли в стране весьма своеобразно.

Традиционно высокий осенний сезон для фитнес-индустрии в этом году отменился из-за повсеместного введения QR-кодов в регионах. После тяжелейшего за всю историю российского фитнеса лета-2021 надежды игроков рынка получить передышку осенью смела четвертая волна пандемии.

QR-катализатор к банкротству

За пару недель до второго локдауна Национальное фитнес-сообщество (НФС) направило главам 12 российских регионов письма (копии есть в распоряжении «Нового проспекта») с просьбой остановить введение QR-кодов для посещения фитнес-клубов. Эти меры НФС назвало «чрезмерными и сокрушительными для бизнеса» и спрогнозировало, что они станут «катализатором к банкротству предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг». Уже тогда опрошенные «Новым проспектом» игроки фитнес-рынка весьма пессимистично оценивали ситуацию. Они были убеждены, что помощь, которую профильные ассоциации запрашивают для индустрии, от государства ждать бесполезно. Их скепсис понятен: в первый год пандемии на все спортивно-оздоровительные организации страны, включая фитнес, было выделено всего 1,5 млрд рублей госпомощи, при том что фитнес просил у государства помощи на 40 млрд рублей. Попытки же убедить власти принять решения, которые поддержат фитнес, также не увенчались успехом: на второй локдаун фитнес-рынок ушел ни с чем. По возвращению его ждали новые ограничения.

С 15 ноября в Петербурге, втором по значимости рынке для фитнес-индустрии, стартовали новые коронавирусные ограничения, включающие обязательный QR-код в бассейнах, фитнес-центрах и на других объектах физкультуры и спорта. В первый же день посещаемость в петербургских фитнес-центрах просела от 30% до 50%.

Потери предстоит оценить

«Ситуация сложная, — говорит Алексей Фурсов, основатель сети фитнес-клубов Fitness House, крупнейшего игрока на петербургском и северо-западном рынках. — Клиенты, у которых нет QR-кодов, замораживают абонементы или идут вакцинироваться, однако 90% наших клиентов относятся к ситуации с пониманием».

В петербургских фитнес-клубах World Class также отметили снижение посещаемости. «Посещаемость снизилась, но насколько, пока сказать сложно, так как прошло всего два неполных дня с момента внедрения новых правил. Будем смотреть в динамике. Есть небольшой отток клиентов, которые отказываются от прививки и хотят расторгнуть договор. Люди расстроены, встревожены, надеемся, что со временем эта ситуация смягчится», — отмечает генеральный директор World Class и UFC Gym Russia Николай Прянишников. Долю клиентов, которые не готовы вакцинироваться ради посещения тренировок, в Санкт-Петербурге Николай Прянишников оценивает примерно в 1% от общего числа. По его словам, в филиалах сети World Class в Санкт-Петербурге заранее начали готовится к ситуации с введением QR-кодов: клиентов оповестили, что можно заранее предоставить сертификаты с «Госуслуг». «Пока возвратов немного, все-таки большинство наших клиентов уже имеют QR-код или в процессе его получения».

А вот в петербургских клубах федеральной сети X-Fit не скрывают, что количество клиентов упало в 2 раза. «Примерно 10% держателей карт уже заморозили контракты, и значительно увеличилось число запросов на возврат средств за ранее приобретённые карты. Это огромные финансовые потери, которые нам только предстоит оценить. Сейчас тенденция не достигла своего пика, и говорить о конкретных цифрах рано», — говорит директор по операционной деятельности X-Fit в России Ирина Троска.

Алексей Фурсов не готов сейчас давать прогнозы по ноябрю, отмечая, что «людям надо привыкнуть к новым правилам и реалиям», и хотя в первую половину понедельника снижение посещаемости составило около 40-50%, он верит, что с повсеместным введением QR-кодов ситуация нормализуется.

QR-коды убивают

О росте обращений за возвратами после введения QR-кодов говорят многие игроки фитнес-рынка. «Число желающих вернуть деньги за приобретенные услуги возросло: в среднем по России их около 20-35%», — отмечает глава Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Например, в Пермском крае, где QR-коды введены с 4 октября, возвраты денежных средств за клубные карты и дополнительные услуги, по оценкам НФС, могут составить до 200 млн рублей в месяц. Владелец сети фитнес-клубов «Броско» (Оренбургская область) Сергей Игохин рассказывает, что как только появилась информация о намерении руководства Оренбургской области ввести QR-коды, сразу же пошла волна вопросов от клиентов. «Мы столкнулись с тем, что клиенты стали писать заявления на возврат средств, на приостановку действия абонементов. Нам удалось сгладить ситуацию, но после всего этого на фоне роста заболеваемости очень изменились продажи: люди не хотят больше покупать карты на год-полгода, теперь приобретают на месяц-три максимум», — делится Сергей Игохин.

Возвраты — одна из самых больших проблем фитнес-отрасли. Не имея доступа к дешевым кредитам из-за отсутствия внятного обеспечения (большинство площадей фитнес-индустрии находятся в коммерческой аренде, а оборудование банки не готовы рассматривать в качестве залога) фитнес-клубы строили свою бизнес-модель на предпродаже длинных абонементов. Полученные от предпродажи деньги позволяли фитнесу развиваться, а клиентам — ходить в зал по выгодным ценам. В ту же бизнес-модель были заложены 3-5% возвратов авансовых платежей при расторжении контрактов клиентами. С начала пандемии количество обращений клиентов за возвратом средств выросло в разы, общий объем авансов в отрасли НФС оценивало в 70 млрд рублей — это практически половина оборота всей отрасли за допандемийный 2019 год.

Весь 2020 год фитнес-сообщество говорило о необходимости введения моратория на возвраты денег и пыталось при активной поддержке главного бизнес-омбудсмена страны Бориса Титова лоббировать эту тему, однако пока не преуспело. После введения QR-кодов число обращений клиентов выросло в разы.

По словам Елены Силиной, фитнес-клубы теряют не только потенциальных клиентов, но и лояльных — «тех, которые на постоянной основе продлевали действие клубных карт и абонементов». «Недовольны даже вакцинированные клиенты, потому что считают, что данное требование нарушает их свободу и конституционные права. Посещаемость сократилась в среднем на 55%. Из-за введения QR-кодов в российской фитнес-отрасли на грани банкротства находятся около 20% клубов. Предпринимателям необходимо оплачивать аренду, ЖКХ, зарплату и прочие расходы, но при таких показателях удержать бизнес тяжело. QR-коды убивают фитнес-отрасль», — заключает Елена Силина. НФС обратилось в Минфин и Минэкономразвития России с просьбой о внедрении пакета системных комплексных мер господдержки отрасли.

Спасение — дело рук самих утопающих

«Отношение к введению QR-кодов двоякое: с одной стороны, мера призвана помочь снизить заболеваемость, а значит это во благо, а с другой — она ставит бизнес на грань выживания, в связи с чем появляется множество вопросов, связанных прежде всего с господдержкой, которая сейчас необходима сфере услуг как никогда», — говорит Ирина Троска. «По Москве пока нет указаний на введение QR-кодов, надеемся, что и в Питере это временное решение», — говорит Николай Прянишников.

«Пандемию можно победить коллективным иммунитетом. QR-коды — это вынужденная мера. Она помогает побудить людей к ответственности за своё здоровье и безопасность окружающих. С 15 ноября мы фиксируем рост темпов вакцинации в Санкт-Петербурге почти в 5 раз. Это, несомненно, является некой метрикой», — уверен первый заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Андрей Хорт. Если ситуация в фитнес-индустрии Петербурга станет действительно угрожающей, считает Андрей Хорт, «нужно подумать не об отмене QR-кодов, а о том какие меры поддержки город может предложить», и здесь необходим диалог с фитнес-сообществом. «Представители отрасли должны предложить меры поддержки, которые необходимы фитнесу», — отмечает он.

Ситуация будет не из легких, соглашается Алексей Фурсов. Он считает, что многие фитнес-клубы уйдут в минус и начнут генерировать долги по арендным и коммунальным платежам. Помощи от государства он не ожидает и рассчитывает на свои силы. Его сеть с начала пандемии сохранила все клубы кроме одного и в следующие 5 лет планирует стать компанией номер один в стране.

В России на сегодня очень низкая вовлеченность в фитнес, в отличие от того же США: по самым оптимистичным подсчетам, в зал ходят 4% россиян против 20% американцев, да и эти 4%, как показывает статистика, стремительно теряют форму. При этом в федеральном проекте «Спорт — норма жизни», входящем в национальный проект «Демография» предписано, что доля систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей России к 2024 году должна составить 55%, а к 2030 году планка показателя должна достичь 70%. Чиновники в беседе в «Новым проспектом» подтверждают: фитнес-отрасль — ключевой поставщик системно занимающихся физкультурой россиян.

К концу первого года пандемии отрасль анонсировала программы реабилитации для россиян, перенесших коронавирус, перешла на продажу коротких абонементов — от 3 дней, мотивировала клиентов подарками и бонусами, создавала коллаборации со смежными отраслями. Возможно, теперь фитнес-клубам предстоит придумать что-то новое. Очевидно, что налоговый вычет за занятия спортом, вводимый со следующего года, пока не способен стать достойной мотивацией для россиян.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня