Телемедицина пошла на разгон, но пока не взлетела
Поделитесь публикацией!

Телемедицина пошла на разгон, но пока не взлетела

Телемедицина пошла на разгон, но пока не взлетела

Введенный как одна из мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции запрет медицинским организациям на оказание плановой помощи подтолкнул рынок телемедицины. В конце марта – начале июня многие частные клиники смогли предложить своим пациентам сервисы дистанционного обслуживания. Так, ГК «Эксперт» за два месяца разработала и в первых числах июня запустила собственную телемедицинскую платформу, рассчитанную на «повторных» пациентов. «Текущая ситуация ускорила принятие решения. Успели сделать платформу, запустили, сегодня, может, будет первый чек», – рассказал заместитель председателя правления ГК «Эксперт» Владислав Шерстобоев.

Тестирует телемедицинское решение и «Медицинская инвестиционная группа». Продукт компании изначально был ориентирован в большей степени на пожилых людей, но первые результаты использования показали, что большинство обратившихся – это пациенты в возрасте до 55 лет. «Нам самим очень нравится этот проект, но мы его тестируем всего две недели, рано делать выводы», – отметил управляющий партнер «МИГ» Илья Иванов.

Однако, констатируют многие участники рынка, телемедицина «не взлетела». «Мы ожидали, что в эпидемию будет значительный рост спроса на телемедицинские услуги со стороны пациентов, но этого не произошло», – констатировали многие участники Петербургского медицинского форума, прошедшего на прошлой неделе. «Пациенты по-прежнему предпочитают ждать очного приема у доктора», – говорит врач-офтальмолог из Санкт-Петербурга Ирина Абрамова.

По оценкам Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга, 81% телемедицинских проектов не оправдали возложенных на них надежд. Причин тому несколько, и все они носят институциональный характер: это и ограничения со стороны законодательства, и отсутствие технической базы для реализации проектов, и сильное сопротивление новым технологиям со стороны врачей, и консервативность пациентов, выражающаяся в отсутствии спроса на услуги телемедицины и в нежелании их оплачивать.

Существует много программ, которые помогают организовать телемедицинский сервис в клинике, но непонятно, как  это монетизировать, отмечает руководитель направления eHealth «МТС» Анна Фофанова. «Пока у нас телемедицина рассчитана на ситуативный спрос: сегодня человек заболел и ему нужен врач, а завтра он выздоровел – и необходимость в докторе пропала. Телемедицина, как онлайн консультации, клиникам экономически не выгодна. Это должны быть длительные программы поддержки и ведения пациентов», – рассуждает она.

Однако пока люди не готовы платить за такие программы. Для 78% пациентов телемедицинские сервисы – это удобный способ получить направления на обследования, еще 77% рассматривают его как удобный канал связи, позволяющий задавать вопросы лечащему врачу. Но доплачивать за доступ к этим услугам готовы лишь 15% и 36% пациентов соответственно, привел статистику наблюдений сервиса MedSenger руководитель Ассоциации «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман. Это, по его мнению, чревато потребительским экстремизмом, когда врач-специалист становится для пациента круглосуточным психотерапевтом, реализацией «вечной мечты пациента добыть мобильник доктора и звонить ему, когда надо».

Кроме того, действующее законодательство разрешает медикам ставить первичный диагноз и назначать лечение только при очном приеме. Теоретически телемедицина может быть использована на следующих этапах, когда врач дистанционно собирает анамнез, оценивает эффективность выбранного способа лечения и корректирует его, но на практике это затруднено отсутствием соответствующих клинических рекомендаций и методик. «Мне кажется, что пациенты предпочитают ждать очного приёма, поскольку у врачей нет телемедицинских методик, которые они будут рекомендовать наравне с иными лечебно-диагностическими мероприятиями. Если такие рекомендации будут, то назначения начнутся и при условии оплаты», – отмечает Ирина Абрамова.

«Телемедицина должна быть нацелена на мониторинг пациентов между приемами, особенно это актуально в онкологии, трансплантологии, кардиологии. Но без внедрения телемедицины в стандарты приема врачей на законодательном уровне никаких движений не получится. А не будет практического применения у врачей, все вообще сойдет на нет», – согласен коммерческий директор компании «Медицинские скрининг системы» Артем Капнинский.

«Клинические рекомендации и стандарты лечения должны включать телемедицину. И это связано не только с оплатой. Врачу надо дать клинические рекомендации, которые он мог бы использовать ежедневно. А если в клинических рекомендациях телемедицины нет, врач не будет этого назначать: до тех пор, пока он не обязан это делать, он и не будет делать», – резюмирует Борис Левицкий из центра «Медицинские продукты и сервисы» Сбербанка.

Читайте на эту тему:

Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины

«Уберизация» медицины буксует

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

 

Возврат к списку