Телефон еще позвонит. Связь в России теряет качество, но медленно

Уход из России IT-гигантов создает проблемы для развития интернет-доступа, который объективно является одним из лучших по качеству в Европе. Однако прогнозы ряда СМИ о том, что в 2023 году в России ухудшатся мобильная связь и интернет, вряд ли сбудутся. Определенно одно: стоимость телеком-услуг вырастет.

В конце декабря Reuters опубликовало прогноз, согласно которому уход из России производителей телекоммуникационного оборудования Nokia и Ericsson в долгосрочной перспективе может привести к повреждению мобильных сетей страны. Свои утверждения журналисты основывают на том, что рано или поздно РФ потеряет возможность обновлять или исправлять программное обеспечение.

Уходя — уходи

Действительно, корпорация Nokia, которая занимает около 30-40% российского рынка оборудования для мобильной связи, объявила о полном уходе из России еще в начале марта 2022 года. Известно, что оборудование компании закупали и «Билайн», и МТС, и «МегаФон». А с Tele2 Nokia только-только начала работать над тестовыми зонами сетей 5G.

Новые поставки в Россию Nokia приостановила. Однако продолжила поддерживать работоспособность сетей по существующим контрактам.

Осенью корпорация запросила у своих регуляторов, США и Финляндии, разрешение на поставку телеком-оборудования в Россию, чтобы соблюсти условия этих контрактов. Речь идет о поставках запчастей, чтобы поддерживать существующую инфраструктуру в нормальном состоянии ближайшие 3 года. По словам генерального директора «МегаФона» Хачатура Помбухчана, такое разрешение было получено в начале декабря.

Второй крупнейший поставщик телеком-оборудования на российском рынке, Ericsson (20% рынка), в июле 2022 года, спустя 3 месяца после объявления об уходе с российского рынка, сообщил, что финансовые потери от этого вынужденного решения составили около $ 130 млн. А в декабре шведская корпорация договорилась о продаже бизнеса по поддержке клиентов в России созданному специально для этих целей ООО «Сонерик», у руля которого стоят выходцы из «Эрикссон Корпорация АО» и МТС.

В Ericsson специально отметили, что этот бизнес местный, не предполагающий экспорт оборудования, программного обеспечения или сопутствующих услуг операторам мобильной связи в России. Тем не менее в 2023 году компания планирует сохранить небольшое присутствие в России, чтобы завершить свои договорные обязательства.

Палочек стало меньше

В пресс-службе Минцифры категорично утверждают, что уход из России иностранных производителей телекоммуникационного оборудования не отразится на качестве связи в стране, так как дефицита сейчас нет. А сами российские операторы, по утверждениям главы ведомства Максута Шадаева, будут поэтапно переходить на российское оборудование.

Недавно стало известно, что «МегаФон» заключил форвардный контракт с группой компаний Yadro на поставку отечественных базовых станций GSM (2G) и LTE (4G). Так же поступил «Ростелеком».

По данным Минцифры, всего операторы «большой четверки» уже подписали таких контрактов на сумму 100 млрд рублей. Поставки оборудования начнутся с 2025 года.

Известно, что те же Ericsson и Nokia, помимо базовых станций, поставляли в Россию антенны, оборудование, соединяющее оптоволокно, передающее цифровые сигналы, и т. д.

Как бы то ни было, на сегодняшний день уход зарубежных поставщиков не означает, что они автоматически сворачивают оптоволокно или забирают с собой базовые станции. Однако многие пользователи в России в последнее время уже увидели, что, выражаясь фигурально, «палочек на экране смартфона стало меньше», а заходить на некоторые сайты стало проблематичнее.

Бег без остановки

По данным ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, все российские операторы улучшают покрытие своих сетей, технически даже увеличивая скорость передачи данных. Причины же фактического замедления работы ряда сервисов, отмечает аналитик, лежат в другой плоскости. Например, на скорость интернета влияет работа VPN, которыми в России стали пользоваться гораздо чаще в последний год.

«Пропуск трафика через сервер вне России меняет качество связи, иногда до неузнаваемости, — утверждает Эльдар Муртазин. — Больше задержка, больше затраты трафика, отсутствие приоритетов со стороны оператора».

Кроме того, на скорость загрузки может влиять и то, что именно загружается, так как операторы сегодня делают приоритеты в пользу определенных приложений. Например, вся «большая тройка» расширила стыки с Telegram, что увеличило скорости загрузки контента оттуда.

Уход мировых IT-компаний с российского рынка, по мнению Эльдара Муртазина, не ставит точку на развитии российского интернета, но влияет на скорость. «Приходится обращаться к дата-центрам в других странах, дорога до информации удлинилась, — поясняет он. — Для тех, кто любит чистую математику, могу сказать, что для Google время доступа к большим файлам в облачном хранилище увеличилось почти в 2 раза».

По словам аналитика, картинку дополняет Роскомнадзор, который может внезапно начать блокировать самые разнообразные ресурсы, а значит автоматически снижать связность других сервисов.

«Если сравнивать не среднюю скорость передачи данных, а качество работы сервисов, то в 2022 году мы увидели деградацию для всех западных компаний, исключений не было, — считает Эльдар Муртазин. — Будет ли продолжаться такая деградация? Не думаю, мы достигли нижней точки. Но на практике это означает, что пользователь видит, что тот же YouTube открывается не так быстро, как когда-то, ролики загружаются медленно. По сравнению с прошлым годом многие сервисы и приложения работают заметно хуже, причина в исчезновении их инфраструктуры внутри России».

Глава «МегаФона» Хачатур Помбухчан в интервью РБК высказывал мнение, что деградации связи в стране не произойдет в течение 5-7 лет. Эльдар Муртазин считает, что, рассматривая такой временной период, эти цифры всё же становятся лукавыми и, чтобы остаться хотя бы на том же уровне, надо будет «очень быстро бежать»: «4G-сети не будут деградировать по скорости соединения, но нужно будет производить рефарминг частот, усиливать транспорт, и всё это, возможно, при условии недостатка оборудования».

Далее перед российскими операторами связи встанет задача иного типа планирования развития: обеспечить не скорость в чистом виде, а комфортность работы с популярными у пользователей сервисами.

За чей счет банкет?

И вот тут, скорее всего, комфорт будет достигаться за счет абонента. Так, по данным TelecomDaily, до 90% фиксированных операторов в России готовы поднять тарифы в 2023 году. Могут вырасти цены на услуги ШПД, телефонии, ЦОД, ТВ и видеонаблюдения.

Причем операторы ожидают довольно существенного увеличения: 41% прогнозируют его в пределах от 10 до 15% (в конце 2021-го так ответили 32%). Второй по популярности ответ, за который высказались 33% респондентов, — тарифы вырастут от 3 до 9% (в прошлом году так считали 32%). В рост тарифов от 16% и выше верят 14% (их доля за год не изменилась). А вот доля оптимистов, уверенных, что тарифы не вырастут больше чем на 2%, за год снизилась до 12% (в конце 2021 года — 20%).

Цены на сотовую связь, судя по уведомлениям от мобильных операторов своим абонентам, тоже не будут стоять на месте в 2023 году. О получении таких уведомлений «Ведомостям» рассказывали два абонента «МегаФона» и два клиента Tele2. «Мы меняем цены из-за роста затрат на оборудование», — говорилось в сообщении оператора, которое получил абонент «МегаФона». Оператор уточнил, что стоимость обслуживания тарифа повысится на 32,5 рубля, до 357,5 рубля в месяц. Другой абонент этого же оператора получил уведомление, что его тариф с 17 января с увеличится на 55 рублей и станет 595 рублей.

Актуально сегодня