Один из поставщиков торговой сети «Лэнд» намерен подать заявление о банкротстве ретейлера. В торговой сети говорят, что этот иск технический, но для сохранения и тем более развития бизнеса, по мнению участников рынка, «Лэнду» нужно серьезно изменить концепцию, а свободные ниши на рынке торговли продуктами сейчас есть.
По данным Единого федерального реестра юридически значимых сведений о деятельности юрлиц, ООО «БЕРГХОФФ УОЛДУАЙД» намерено обратиться в суд с заявлением о банкротстве ООО «ТК «Лэнд», некогда заметного игрока на рынке продуктового ретейла в Петербурге.
«Скорее всего, истец хочет просто побыстрее вернуть деньги за поставленный товар», — предположил в беседе с «Новым проспектом» один из участников рынка. По его данным, с рядом поставщиков «Лэнд» действительно не расплачивается вовремя.
Генеральный директор ООО «ТК «Лэнд» Олеся Мальцева пояснила, что намерение контрагента — это фактически техническая ошибка. По ее словам, ретейлер должен уплатить поставщику по решению суда всего 1 млн рублей за поставленный товар. «Вы же понимаете, что работающей компании выплатить 1 млн рублей — это не проблема. Мы готовы это сделать. Ждем от них исполнительный лист», — сказала Олеся Мальцева.
За последние несколько лет «Лэнд» сократил число магазинов в своей сети с 12 до пяти точек. Недавно компания заявляла о том, что планирует развивать сеть винотек Land wine, а в этом году планирует запустить магазины с зоной кафе и расширенным ассортиментом товаров под собственной торговой маркой.
Выручка «Лэнда», по СПАРК, в 2020 году составила 2,1 млрд рублей, прибыль — 6 млн рублей. За 2021 год ТК «Лэнд» выступала ответчиком в суде по 73 искам на сумму 27 млн рублей, в 2022 году — по 19 искам на сумму 12,5 млн рублей.
Собственники компании — офшор CECILLANOCO LIMITED (95%) и ТК «Лэнд» (5%).
Новые идеи для бизнеса
Сегодня, по мнению экспертов, у компании назрела необходимость изменить концепцию. «Лэнд» сможет остаться на рынке, если сделает ставки на свои сильные стороны — собственную кулинарию и производство кондитерских изделий. По сути, это то, что отличает сеть от других игроков», — комментирует независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети, учредитель отраслевого портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин.
Он отметил, что в сети «Лэнд» всегда была высока доля импорта, однако в обозримом будущем его запасы закончатся. «У компании нет ресурсов, чтобы покупать товары по предоплате. Это не такая крупная сеть, как, например, «Азбука вкуса» или другие игроки, имеющие более значительные финансовые ресурсы», — добавляет Михаил Лачугин.
По мнению эксперта, теоретически «Лэнд» мог бы также сделать ставку на товары, которые продавались в недавно закрывшейся сети Prisma. «Речь идет о кондитерских изделиях, в первую очередь импортных, и других категориях товаров. Однако вероятность того, что «Лэнд» сможет договориться о поставках этой продукции, не слишком высока», — говорит Михаил Лачугин.
С ним согласна глава агентства Lapina Екатерина Лапина. По ее мнению, сейчас у «Лэнда» слишком скудный ассортимент по довольно высоким ценам. «Если компания расширит и изменит ассортимент, перейдя из сегмента «средний» и «средний плюс» в более низкую ценовую категорию, она вполне сможет остаться на рынке. Свободные ниши на рынке есть», — полагает Екатерина Лапина.
О том, что компании надо кардинально менять стратегию развития, говорит и генеральный директор ГК INFOLine Иван Федяков. «Рассчитывать на аудиторию только из посетителей с высокими доходами в ближайшее время я бы не стал, особенно с учетом того, что значительная часть потребителей переходит в сегмент онлайн-покупок», — комментирует он.
Тектонические сдвиги
Менять условия работы в ближайшее время придется всем игрокам, и не только в продовольственном ретейле. «На рынке грядут тектонические сдвиги», — уверен Иван Федяков.
Он напомнил, что после ухода части иностранных игроков непродовольственного сектора из ТРК там уже опустело около 20% площадей. «Всё это отразится и на компаниях сегмента FMCG, которые также остаются заложниками трафика в ТРК. А трафик будет сокращаться и дальше, особенно с учетом того, прокат иностранных фильмов в России отменен, и поток посетителей кинотеатров уже сократился и будет сокращаться. Соответственно, покупательский трафик в ТРК еще больше просядет», — поясняет эксперт.
Изменения также коснутся и стрит-ретейла, несмотря на то что в нынешней ситуации он кажется более устойчивым. «Арендаторы, такие как Х5, «Лента» и Auchan, уже попросили у собственников помещений снизить ставку аренды на 60%, что говорит о привлекательности отрасли. Очевидно, что число вакантных площадей в стрит-ретейле (включая и рестораны) будет увеличиваться», — прогнозирует Иван Федяков.
Правда, по словам участников рынка, пока продовольственному ретейлу удается переживать нынешний кризис. «Насколько я знаю, практически все компании неплохо отработали в марте. Но что будет в апреле, прогнозировать сложно», — заключил глава торгового дома «РеалЪ» Александр Мышинский.