Новый проспект
Статьи

Такси теперь в законе

Прочитано: 132

В наступившем году деятельность такси и агрегаторов заказов впервые будет урегулирована. Федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси был подписан перед Новым годом. Правда, многие его требования оказались обременительными для таксистов и бессмысленными для пассажиров.

Формально действующее законодательство обязывает всех извозчиков иметь специальные разрешения, проходить ежедневные предрейсовые медосмотры и соблюдать иные требования, однако на практике от имени известных брендов могут работать никем не контролируемые бомбилы, а существенная часть дохода оседает в карманах не несущих никакой ответственности перед пассажирами посредников.


Шашечки или ехать

Принятый 29 декабря и вступающий в силу 1 сентября федеральный закон в первую очередь легализует самозанятых водителей. Желающие заниматься извозом частные владельцы автомобилей освобождаются от обязанности регистрироваться как индивидуальные предприниматели или подряжаться в качестве наемного персонала, а вправе самостоятельно получить разрешение и уплачивать только 4%-ный налог на профессиональный доход.

Вместе с тем таким извозчикам придется перекрасить своего четырехколесного друга (цветовая гамма кузова должна утверждаться региональными законами) и пройти аттестацию на знание расположения объектов транспортной инфраструктуры, органов власти, памятников истории и культуры, медицинских и образовательных организаций, спортивных объектов и путей подъезда к ним. Определять порядок сдачи таких экзаменов фактически произвольно будут опять же региональные власти.

Кроме того, самозанятые водители не смогут самостоятельно подбирать пассажиров, а должны работать исключительно через службу заказа. По мнению экспертов Общественной палаты РФ, такие требования ставят частных извозчиков в зависимость от занимающих монопольное положение интернет-агрегаторов, которые не обязаны заключать договор с водителями и смогут выдвигать им любые, в том числе самые обременительные условия.


Ответственный агрегатор

Впервые урегулируется деятельность служб заказа (диспетчерских), в том числе интернет-агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и других). Заниматься ею вправе любые компании и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий региональный реестр.

С другой стороны, именно на службы заказа возлагается контроль деятельности таксистов. Передавшая заявку нелегальному перевозчику диспетчерская несет с ним солидарную финансовую ответственность за причиненный пассажирам ущерб. Если же доля таких заказов превысит 0,01%, агрегатор лишается права продолжать деятельность. Службы заказа должны будут возмещать и возможный ущерб, причиненный пассажирам законно работающим самозанятым водителем (например, в случае ДТП), если обязательной страховки и активов самого автовладельца будет недостаточно.

Эти требования призваны защитить потребителей, но эксперты сомневаются в их эффективности. Так, руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус напоминает, что солидарная ответственность в этом случае является договорной, а в отсутствие соответствующего договора между водителем и службой заказа ответственность у диспетчерской юридически не возникает.

Также диспетчерским предписывается передавать в государственные базы данных сведения о всех заявках, местоположении такси и их водителей. Доступ к электронному журналу заказов предоставляется полиции и Федеральной службе безопасности, вся информация должна храниться исключительно на отечественных серверах.

Дополнительные требования к диспетчерским вступят в силу с двухлетней задержкой (1 сентября 2025 года). Службы заказов должны быть зарегистрированы в России (деятельность иностранных агрегаторов, в том числе уже ушедшего из нашей страны Gett, запрещается). А крупным сервисам придется открыть подразделения в каждом субъекте федерации, на территории которого они обрабатывают более 4 тыс. заказов в сутки.


Пассажир всегда прав

Тарифы разрешается разрабатывать самим перевозчикам. Цены могут зависеть от времени суток, дня недели, класса комфортности и других обстоятельств. Все эти сведения должны быть опубликованы на сайте и размещены в салоне такси. Включенные в таксопарки извозчики могут применять таксометры — взимать плату за единицу пробега и/или единицу времени использования автомобиля.

Вместе с тем при передаче заявки через службу заказа именно она вправе осуществлять расчет платы. Единственное условие — информировать о конечной стоимости пассажира. Эта норма ставит в зависимое от монопольного положения агрегаторов всех самозанятых водителей, лишенных права принимать заказы самостоятельно.


Города особого значения

Решение многих вопросов по регулированию деятельности такси делегируется региональным властям. Они же будут выдавать разрешения, вести реестры, контролировать перевозчиков, определять формы документов и так далее.

Также субъекты федерации вправе запретить таксистам предлагать свои услуги на территориях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов (за исключением специально оборудованных для этого мест). Хотя никаких санкций для навязчивых бомбил закон не предусматривает.

Дополнительные полномочия предоставляются властям городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Они смогут устанавливать минимальные тарифы и даже лимит количества легально работающих такси (выданных разрешений).

Еще в ходе общественного обсуждения проекта ныне принятого закона эксперты и сами перевозчики высказали более 1,2 тыс. замечаний и предложений, но почти все они были отклонены чиновниками Министерства транспорта РФ. Несмотря на это, представители отрасли рады принятию ожидаемого уже 11 лет закона: «Впереди у нас большая работа, прежде всего в регионах, где необходимо будет принимать региональные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность такси. Также мы будем взаимодействовать с бизнесом такси и водителями в части адаптации нового законодательства», — заявила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Одновременно с законом о такси вступают в силу поправки, допускающие дистанционное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Для этого предписывается использовать специальные автоматические комплексы. «Внедрение указанных информационных систем значительно повысит уровень безопасности дорожного движения при снижении затрат и временного периода для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров», — констатировали авторы поправок.

справка нового проспекта

По данным Федеральной службы государственной статистики, среднемесячная выручка российских таксомоторных перевозчиков в 2022 году составила 520 млн рублей, рентабельность — 3,7%. В отрасли занято почти 5,5 тыс. работников. Деятельность по перевозке пассажиров легковым такси декларировало 186 тыс. индивидуальных предпринимателей.


такси Законодательство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Россия выходит из европейской конвенции по борьбе с коррупцией. Президент РФ Владимир Путин внес соответствующий законопроект в Госдуму. Как происходящее скажется на гражданах России и почему всё это похоже на сжигание автомобиля самим владельцем после штрафа от ГИБДД, «Новому проспекту» рассказал эксперт по международному праву Денис Примаков.
Традиционно с 1 января вступили в силу многие законы и начались масштабные реформы, но по сравнению с революционными правовыми потрясениями 2022 года первоянварские изменения носят в основном косметический характер.
Законодатели предлагают упразднить запрет на допуск женщин к ряду профессий. Существующие ограничения они считают дискриминацией трудящихся по гендерному признаку. Вместе с тем отмена «неженского списка» может обернуться новыми конфликтами и серьезно усложнить деятельность добросовестных работодателей.

В США признали наличие биолабораторий на Украине
01.02.2023
К Земле приближается комета, открытая в марте прошлого года
01.02.2023
Суд заочно приговорил Александра Невзорова* к 8 годам колонии
01.02.2023
"Аэрофлот" и Ространснадзор изменят правила провоза ручной клади и багажа
01.02.2023
Петербуржцы смогут бесплатно посетить особняк Трубецких-Нарышкиных с 9 по 12 февраля
01.02.2023
В Центробанке назвали риски для экономики России в 2023 году
01.02.2023
В Петербурге появится сквер Расула Гамзатова
31.01.2023
Вторую очередь аэропорта "Пулково" в Петербурге начнут проектировать в 2023 году
31.01.2023
Сайт OnlyFans возобновил работу в России
31.01.2023
Почти 13 тыс. беженцев получили российские паспорта в Крыму
31.01.2023
Лавров подтвердил получение послания Блинкена через главу МИД Египта
31.01.2023
Опрос: четверть россиян уже экономят на продуктах
31.01.2023
Гособвинение потребовало 9 лет колонии для Александра Невзорова* за дискредитацию армии
31.01.2023
Смольный: новый Генплан Петербурга будет утвержден осенью 2023 года
31.01.2023
Опрос: более 90% российских подростков позитивно оценивают свое будущее
31.01.2023
Для речного флота Петербурга построят пять скоростных "Метеоров"
31.01.2023
Союз журналистов России пытаются исключить из Международной профессиональной федерации
31.01.2023
Дмитрий Медведев высказался за "пиратское использование" дорогих интеллектуальных продуктов Запада
31.01.2023
Генпрокуратура насчитала 9 тыс. незаконно мобилизованных россиян, которых отпустили домой
31.01.2023
Западные санкции заблокировали активы российских инвесторов на 5,7 трлн рублей
31.01.2023
Минтруд РФ предложил увольнять начальников, которые закрывают глаза на внутренние конфликты
31.01.2023
За последний год россияне оформили 5,4 млн загранпаспортов, что на 40% больше, чем годом ранее
31.01.2023
Поджог военкомата впервые классифицировали как теракт и приговорили виновного к 12 годам колонии
31.01.2023
Спрос на загородном рынке Петербурга перестал быть ажиотажным
31.01.2023
На экранах Эрмитажа хакеры показали сообщение о Буче
31.01.2023
Украинские визы с июля прошлого года получили всего 12 россиян
31.01.2023
Сайт OnlyFans перестал быть доступным для россиян
31.01.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки