Новый проспект
Статьи

Такси теперь в законе

Прочитано: 7076

В наступившем году деятельность такси и агрегаторов заказов впервые будет урегулирована. Федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси был подписан перед Новым годом. Правда, многие его требования оказались обременительными для таксистов и бессмысленными для пассажиров.

Формально действующее законодательство обязывает всех извозчиков иметь специальные разрешения, проходить ежедневные предрейсовые медосмотры и соблюдать иные требования, однако на практике от имени известных брендов могут работать никем не контролируемые бомбилы, а существенная часть дохода оседает в карманах не несущих никакой ответственности перед пассажирами посредников.


Шашечки или ехать

Принятый 29 декабря и вступающий в силу 1 сентября федеральный закон в первую очередь легализует самозанятых водителей. Желающие заниматься извозом частные владельцы автомобилей освобождаются от обязанности регистрироваться как индивидуальные предприниматели или подряжаться в качестве наемного персонала, а вправе самостоятельно получить разрешение и уплачивать только 4%-ный налог на профессиональный доход.

Вместе с тем таким извозчикам придется перекрасить своего четырехколесного друга (цветовая гамма кузова должна утверждаться региональными законами) и пройти аттестацию на знание расположения объектов транспортной инфраструктуры, органов власти, памятников истории и культуры, медицинских и образовательных организаций, спортивных объектов и путей подъезда к ним. Определять порядок сдачи таких экзаменов фактически произвольно будут опять же региональные власти.

Кроме того, самозанятые водители не смогут самостоятельно подбирать пассажиров, а должны работать исключительно через службу заказа. По мнению экспертов Общественной палаты РФ, такие требования ставят частных извозчиков в зависимость от занимающих монопольное положение интернет-агрегаторов, которые не обязаны заключать договор с водителями и смогут выдвигать им любые, в том числе самые обременительные условия.


Ответственный агрегатор

Впервые урегулируется деятельность служб заказа (диспетчерских), в том числе интернет-агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и других). Заниматься ею вправе любые компании и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий региональный реестр.

С другой стороны, именно на службы заказа возлагается контроль деятельности таксистов. Передавшая заявку нелегальному перевозчику диспетчерская несет с ним солидарную финансовую ответственность за причиненный пассажирам ущерб. Если же доля таких заказов превысит 0,01%, агрегатор лишается права продолжать деятельность. Службы заказа должны будут возмещать и возможный ущерб, причиненный пассажирам законно работающим самозанятым водителем (например, в случае ДТП), если обязательной страховки и активов самого автовладельца будет недостаточно.

Эти требования призваны защитить потребителей, но эксперты сомневаются в их эффективности. Так, руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус напоминает, что солидарная ответственность в этом случае является договорной, а в отсутствие соответствующего договора между водителем и службой заказа ответственность у диспетчерской юридически не возникает.

Также диспетчерским предписывается передавать в государственные базы данных сведения о всех заявках, местоположении такси и их водителей. Доступ к электронному журналу заказов предоставляется полиции и Федеральной службе безопасности, вся информация должна храниться исключительно на отечественных серверах.

Дополнительные требования к диспетчерским вступят в силу с двухлетней задержкой (1 сентября 2025 года). Службы заказов должны быть зарегистрированы в России (деятельность иностранных агрегаторов, в том числе уже ушедшего из нашей страны Gett, запрещается). А крупным сервисам придется открыть подразделения в каждом субъекте федерации, на территории которого они обрабатывают более 4 тыс. заказов в сутки.


Пассажир всегда прав

Тарифы разрешается разрабатывать самим перевозчикам. Цены могут зависеть от времени суток, дня недели, класса комфортности и других обстоятельств. Все эти сведения должны быть опубликованы на сайте и размещены в салоне такси. Включенные в таксопарки извозчики могут применять таксометры — взимать плату за единицу пробега и/или единицу времени использования автомобиля.

Вместе с тем при передаче заявки через службу заказа именно она вправе осуществлять расчет платы. Единственное условие — информировать о конечной стоимости пассажира. Эта норма ставит в зависимое от монопольного положения агрегаторов всех самозанятых водителей, лишенных права принимать заказы самостоятельно.


Города особого значения

Решение многих вопросов по регулированию деятельности такси делегируется региональным властям. Они же будут выдавать разрешения, вести реестры, контролировать перевозчиков, определять формы документов и так далее.

Также субъекты федерации вправе запретить таксистам предлагать свои услуги на территориях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов (за исключением специально оборудованных для этого мест). Хотя никаких санкций для навязчивых бомбил закон не предусматривает.

Дополнительные полномочия предоставляются властям городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Они смогут устанавливать минимальные тарифы и даже лимит количества легально работающих такси (выданных разрешений).

Еще в ходе общественного обсуждения проекта ныне принятого закона эксперты и сами перевозчики высказали более 1,2 тыс. замечаний и предложений, но почти все они были отклонены чиновниками Министерства транспорта РФ. Несмотря на это, представители отрасли рады принятию ожидаемого уже 11 лет закона: «Впереди у нас большая работа, прежде всего в регионах, где необходимо будет принимать региональные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность такси. Также мы будем взаимодействовать с бизнесом такси и водителями в части адаптации нового законодательства», — заявила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Одновременно с законом о такси вступают в силу поправки, допускающие дистанционное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Для этого предписывается использовать специальные автоматические комплексы. «Внедрение указанных информационных систем значительно повысит уровень безопасности дорожного движения при снижении затрат и временного периода для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров», — констатировали авторы поправок.

справка нового проспекта

По данным Федеральной службы государственной статистики, среднемесячная выручка российских таксомоторных перевозчиков в 2022 году составила 520 млн рублей, рентабельность — 3,7%. В отрасли занято почти 5,5 тыс. работников. Деятельность по перевозке пассажиров легковым такси декларировало 186 тыс. индивидуальных предпринимателей.


такси Законодательство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Восстановление смертной казни в России юридически невозможно, но игнорировать мнения ее сторонников и противников нельзя. Разные точки зрения о возможности применения высшей меры наказания в нашей стране высказали члены научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов. «Новый проспект» выслушал всех.
Неисполнение указаний оперативных штабов будет караться многотысячными штрафами. Такая ответственность уже вводится в Ленинградской и Курской областях. Нарушением, в частности, могут признать публикацию любой информации о мостах, заводах, портах, электростанциях и других стратегических объектах.
Российскому бизнесу запретят размещать рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов. Законопроект вступит в силу уже в марте. Хотя, как законопослушный рекламодатель сможет выявить такие ресурсы, остается неясным. Легитимность рекламы в запрещенных социальных сетях и на YouTube тоже под вопросом.

«Левашовский хлебозавод» реконструированный Группой RBI, признан проектом года в Петербурге
26.04.2024
Праздник корюшки пройдет в Петербурге 10-11 мая
26.04.2024
В Финляндии начинаются военные учения с силами НАТО
26.04.2024
Владимир Путин сегодня в Петербурге. Он выступит на Совете законодателей
26.04.2024
Сергей Воронков обратился к Владимиру Путину. Конгрессно-выставочная отрасль получит поддержку
25.04.2024
В ЗакСе представили кандидатов на звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»
25.04.2024
"АвтоВАЗ" работает над внедрением беспилотных систем в Lada
25.04.2024
Путин подтвердил свой визит в Китай в мае
25.04.2024
Прокуратура выявила нарушения сроков реконструкции набережной реки Фонтанки
25.04.2024
В России массовые спам-звонки запретят законодательно
25.04.2024
Коммунальных аварий станет меньше, если все участники процесса ответственно подойдут к делу
25.04.2024
Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
Коррозии не будет, если использовать российские покрытия
25.04.2024
В отрасль ЖКХ будет привлечено более 1 трлн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Верным курсом: вектор развития энергетической отрасли определит дискуссия
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки