Новый проспект
Статьи

Такси теперь в законе

Прочитано: 3248

В наступившем году деятельность такси и агрегаторов заказов впервые будет урегулирована. Федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси был подписан перед Новым годом. Правда, многие его требования оказались обременительными для таксистов и бессмысленными для пассажиров.

Формально действующее законодательство обязывает всех извозчиков иметь специальные разрешения, проходить ежедневные предрейсовые медосмотры и соблюдать иные требования, однако на практике от имени известных брендов могут работать никем не контролируемые бомбилы, а существенная часть дохода оседает в карманах не несущих никакой ответственности перед пассажирами посредников.


Шашечки или ехать

Принятый 29 декабря и вступающий в силу 1 сентября федеральный закон в первую очередь легализует самозанятых водителей. Желающие заниматься извозом частные владельцы автомобилей освобождаются от обязанности регистрироваться как индивидуальные предприниматели или подряжаться в качестве наемного персонала, а вправе самостоятельно получить разрешение и уплачивать только 4%-ный налог на профессиональный доход.

Вместе с тем таким извозчикам придется перекрасить своего четырехколесного друга (цветовая гамма кузова должна утверждаться региональными законами) и пройти аттестацию на знание расположения объектов транспортной инфраструктуры, органов власти, памятников истории и культуры, медицинских и образовательных организаций, спортивных объектов и путей подъезда к ним. Определять порядок сдачи таких экзаменов фактически произвольно будут опять же региональные власти.

Кроме того, самозанятые водители не смогут самостоятельно подбирать пассажиров, а должны работать исключительно через службу заказа. По мнению экспертов Общественной палаты РФ, такие требования ставят частных извозчиков в зависимость от занимающих монопольное положение интернет-агрегаторов, которые не обязаны заключать договор с водителями и смогут выдвигать им любые, в том числе самые обременительные условия.


Ответственный агрегатор

Впервые урегулируется деятельность служб заказа (диспетчерских), в том числе интернет-агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и других). Заниматься ею вправе любые компании и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий региональный реестр.

С другой стороны, именно на службы заказа возлагается контроль деятельности таксистов. Передавшая заявку нелегальному перевозчику диспетчерская несет с ним солидарную финансовую ответственность за причиненный пассажирам ущерб. Если же доля таких заказов превысит 0,01%, агрегатор лишается права продолжать деятельность. Службы заказа должны будут возмещать и возможный ущерб, причиненный пассажирам законно работающим самозанятым водителем (например, в случае ДТП), если обязательной страховки и активов самого автовладельца будет недостаточно.

Эти требования призваны защитить потребителей, но эксперты сомневаются в их эффективности. Так, руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус напоминает, что солидарная ответственность в этом случае является договорной, а в отсутствие соответствующего договора между водителем и службой заказа ответственность у диспетчерской юридически не возникает.

Также диспетчерским предписывается передавать в государственные базы данных сведения о всех заявках, местоположении такси и их водителей. Доступ к электронному журналу заказов предоставляется полиции и Федеральной службе безопасности, вся информация должна храниться исключительно на отечественных серверах.

Дополнительные требования к диспетчерским вступят в силу с двухлетней задержкой (1 сентября 2025 года). Службы заказов должны быть зарегистрированы в России (деятельность иностранных агрегаторов, в том числе уже ушедшего из нашей страны Gett, запрещается). А крупным сервисам придется открыть подразделения в каждом субъекте федерации, на территории которого они обрабатывают более 4 тыс. заказов в сутки.


Пассажир всегда прав

Тарифы разрешается разрабатывать самим перевозчикам. Цены могут зависеть от времени суток, дня недели, класса комфортности и других обстоятельств. Все эти сведения должны быть опубликованы на сайте и размещены в салоне такси. Включенные в таксопарки извозчики могут применять таксометры — взимать плату за единицу пробега и/или единицу времени использования автомобиля.

Вместе с тем при передаче заявки через службу заказа именно она вправе осуществлять расчет платы. Единственное условие — информировать о конечной стоимости пассажира. Эта норма ставит в зависимое от монопольного положения агрегаторов всех самозанятых водителей, лишенных права принимать заказы самостоятельно.


Города особого значения

Решение многих вопросов по регулированию деятельности такси делегируется региональным властям. Они же будут выдавать разрешения, вести реестры, контролировать перевозчиков, определять формы документов и так далее.

Также субъекты федерации вправе запретить таксистам предлагать свои услуги на территориях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов (за исключением специально оборудованных для этого мест). Хотя никаких санкций для навязчивых бомбил закон не предусматривает.

Дополнительные полномочия предоставляются властям городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Они смогут устанавливать минимальные тарифы и даже лимит количества легально работающих такси (выданных разрешений).

Еще в ходе общественного обсуждения проекта ныне принятого закона эксперты и сами перевозчики высказали более 1,2 тыс. замечаний и предложений, но почти все они были отклонены чиновниками Министерства транспорта РФ. Несмотря на это, представители отрасли рады принятию ожидаемого уже 11 лет закона: «Впереди у нас большая работа, прежде всего в регионах, где необходимо будет принимать региональные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность такси. Также мы будем взаимодействовать с бизнесом такси и водителями в части адаптации нового законодательства», — заявила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Одновременно с законом о такси вступают в силу поправки, допускающие дистанционное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Для этого предписывается использовать специальные автоматические комплексы. «Внедрение указанных информационных систем значительно повысит уровень безопасности дорожного движения при снижении затрат и временного периода для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров», — констатировали авторы поправок.

справка нового проспекта

По данным Федеральной службы государственной статистики, среднемесячная выручка российских таксомоторных перевозчиков в 2022 году составила 520 млн рублей, рентабельность — 3,7%. В отрасли занято почти 5,5 тыс. работников. Деятельность по перевозке пассажиров легковым такси декларировало 186 тыс. индивидуальных предпринимателей.


такси Законодательство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Согласно Конституции России, никто не может быть лишен гражданства. Подписанный 28 апреля и вступающий в силу в конце октября федеральный закон допускает его прекращение, в том числе по субъективному решению чиновников. Эксперты неоднозначно оценивают такие требования.
Автомобильный пограничный пункт пропуска «Ивангород» на границе с Эстонией закрывается на ремонт. Движение грузового и легкового автотранспорта, а также автобусов через него на время прекратится. Как это отразится на россиянах, разбирался «Новый проспект».
Критиковать власть в России становится всё сложнее. Конечно, власть у нас такая, что критиковать-то ее и не за что — повезло нам с властью, прямо скажем, так, как ни одной другой стране в мире, но всё еще находятся чем-то недовольные отщепенцы, и вот для них, непонятливых, принимаются новые меры.

Молдавия собирается вступить в ЕС 2030 году. Вместе с Приднестровьем
31.05.2023
Деревня Колтуши под Петербургом получила статус города
31.05.2023
В Петербурге ликвидируют единственное бюро кредитных историй
31.05.2023
Компания Biocad получила разрешение на клинические испытания нового лекарства от гемофилии
31.05.2023
Умер "Дали парикмахерского искусства" Луис Лонгерас
31.05.2023
На "Титанике" нашли ожерелье из зуба мегалодона
31.05.2023
В Госдуму РФ внесен закон о запрете смены пола в России
31.05.2023
МАГАТЭ будет следить, есть ли вооружение на Запорожской АЭС и откуда ведется огонь
31.05.2023
Ученые Петербурга подтвердили изменение климата на Чукотке по костям динозавра
30.05.2023
Петербург признали лучшим городским брендом России
30.05.2023
Все пляжи Курортного района Петербурга благоустроят к 2025 году
30.05.2023
"Мегафон" через суд ЕС добивается отмены санкций
30.05.2023
Умер актер из "Фантастических тварей" Петер Симонишек
30.05.2023
Власти Запорожья будут поставлять в Петербург элитную черешню
30.05.2023
В Кремле анонсировали переговоры Путина с президентом Эритреи
30.05.2023
На Васильевском острове построят музей электротранспорта с блокадной экспозицией
30.05.2023
Российские банки перестали открывать клиентам накопительные счета в евро и долларах
30.05.2023
ПМЭФ-2023 увеличил цены на гостиницы в Петербурге в несколько раз
30.05.2023
Российский аукционный дом выставил на торги землю под жилье в Шушарах
30.05.2023
"Детский мир" завершил реорганизацию и начинает выкуп акций
30.05.2023
Эмин Агаларов ушел из Crocus Group ради собственных проектов
30.05.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки