Таблетки для родины и на экспорт. Российские фармкомпании строят планы развития
Российская фармацевтическая промышленность за последние годы сделала большой рывок в области импортозамещения. Но эксперты указывают, что развитие внутреннего фармацевтического рынка невозможно без развития экспорта, а здесь пока много сдерживающих факторов.
Сегодня около половины дженериков на российском рынке — это препараты из «не слишком дружественных» стран. Об этом на недавнем Российском фармацевтическом форуме им. Семашко сообщил президент компании «Активный компонент» Александр Семенов. Но у российских компаний, по его словам, есть все возможности, чтобы заметно увеличить долю в сегменте таких препаратов. «В России достаточно мощностей, чтобы это сделать. Но надо наладить выпуск фармацевтических субстанций и интермедиатов (промежуточное вещество с коротким временем жизни, которое образуется в ходе химической реакции и затем реагирует далее до продуктов реакции. — Прим. «НП»)», — говорит Александр Семенов.
Для этого, по словам руководителя «Активного компонента», нужно сформировать госзаказ на производство препаратов полного цикла. «Это может быть что-то вроде федерального офсетного контракта», — отметил Александр Семенов. Также, по его словам, стоит подумать о создании базовых заводов, которые не будут ориентироваться на получение прибыли и высокую рентабельность, а начнут выпускать продукты полного цикла при поддержке государства. «Тогда получится выстроить госзаказ на препараты, которые производятся из отечественных фармсубстанций», — уверен Александр Семенов.
Кстати, уже сегодня в рамках стратегии «Фарма-2030» инвесторам, которые выпускают инновационные препараты, государство дает ряд преференций, например по налогу на прибыль, имущество и другие льготы.
По данным аналитической компании RNC Pharma, объем производства готовых лекарственных препаратов в России в 2023 году составил 716,5 млрд рублей. Рост в денежном выражении составил 7,2%.
Общий ассортимент готовых лекарственных препаратов, которые производились на территории России в 2023 году, составил 1483 международных непатентованных наименования, что на 45 больше, чем в 2022 году. Число торговых марок за год выросло на 141 позицию. Всего в прошлом году на рынок было выпущено 2964 наименования. Суммарное количество SKU за год увеличилось на 591 штуку.
Принудительная лицензия
Фармацевты подтверждают, что кризис и уход с рынка иностранных производителей становятся для отдельных отечественных предприятий окном возможностей. Так, компания «Герофарм» в прошлом году получила от правительства России принудительную лицензию на препарат от диабета «Семавик», аналог датского «Оземпика». Теперь российский производитель выпускает «Семавик» без согласия компании, которой принадлежит оригинальная лицензия. По словам генерального директора «Герофарма» Петра Родионова, спрос на препарат превысил все ожидания.
В перспективе число выданных принудительных лицензий на различные препараты может вырасти. «Причем лицензии будут выдаваться и по решению правительства РФ, и по итогам судебных разбирательств», — полагает Петр Родионов.
Внутреннего рынка мало
Участники рынка уверены, что планы по развитию российской фармы нужно корректировать, несмотря на то, что существенная поддержка властей у отрасли уже есть. По словам генерального директора и члена совета директоров «Биннофарм Групп» Рустема Муратова, нет смысла наращивать производство без планов по организации экспорта.
«Компаниям важно идти на другие рынки, за пределы родной страны. Внутреннего рынка мало для активного развития производства, если мы говорим про выпуск инновационных продуктов», — уверен он. По его словам, если фармацевтическое производство развивается только для насыщения внутреннего рынка, это несет определенные риски, в том числе увеличивает инфляцию. Кроме того, снижается конкурентность отечественной продукции.
«Генерация внутреннего производства без стимулирования экспорта ведет нас в никуда. Поэтому именно сейчас нужно решить, как мы живем: закрываемся от внешнего мира или выходим на мировые рынки», — добавил Рустем Муратов.
По его словам, сейчас доля экспорта «Биннофарм Групп» составляет около 12% от выручки, но компания надеется довести ее до 30%. Поставки уже идут в страны СНГ, однако их рынки невелики, поэтому «Биннофарм Групп» рассматривает для увеличения внешних поставок страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
Составляющие успеха
Сейчас развитие экспорта фармацевтической продукции сдерживает целый ряд факторов. «Очевидно, что импортозамещение в данной отрасли и развитие экспорта ни в коем случае не противоречат, а дополняют друг друга. Однако есть нюансы», — признает директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. По его словам, у российских компаний пока фактически нет опыта по выходу на внешние рынки: положительный опыт есть лишь у отдельных игроков. В их числе компания «Герофарм», которая успешно поставляет свои инсулины в Венесуэлу и другие страны.
Как отметил Петр Родионов из «Герофарма», развивать экспорт можно лишь в том случае, когда у компании налажен полный цикл производства лекарств. «И нужна кооперация с местными компаниями, особенно при поставках в другую страну субстанций для производства готовых лекарственных форм», — добавил Петр Родионов.
Именно по схеме кооперации «Герофарм» работает в Венесуэле. Там инсулины российской компании выпускают на площадке венесуэльской компании Espromed Bio.
«Но не у всех фармацевтических компаний есть ресурсы для развития экспорта из-за не самой высокой выручки. Да, экспорт привлекателен для многих, но фактически заниматься им может не более пары десятков производителей», — полагает генеральный директор ООО «НТФФ «Полисан» Дмитрий Борисов.
«Не стоит забывать, что есть рынки, куда российских производителей не пустят никогда по причинам, не связанным с рыночной конъюнктурой. Например, это рынки Европы», — напоминает Александр Семенов. «Еще одна проблема — это отсутствие комплексных мер поддержки экспорта фармацевтической продукции в России. Сейчас все существующие меры — точечные», — говорит Николай Беспалов.
Участники рынка сходятся в том, что России нужна программа по развитию экспорта фармацевтической продукции. «Одной из эффективных мер мог бы стать возврат НДС при экспорте, как в Китае», — заключил Рустем Муратов.