Таблетки дистанционно. Как растет онлайн-продажа лекарств
В следующем году сегмент онлайн-продаж фармацевтической розницы вырастет примерно на 30%, но в отдельных сетях рост доли e-commerce может быть даже выше. Это зависит от того, насколько активно компании-производители будут развивать продажи в интернете.
За январь-август 2022 года аптечная розница в России в денежном выражении показала рост на 12%. Схожих показателей можно ожидать и по итогам всего года. Такой прогноз на ХIХ Аптечном саммите дала генеральный директор аналитической компании AlphaRM Анна Ермолаева.
По ее словам, продажи лекарств выросли в деньгах, но просели в натуральном выражении на 6%. «Это означает, что потребление и лекарств, и таких расходных материалов, как гигиенические маски, антисептики, постепенно приходит к норме», — считает Анна Ермолаева.
По подсчетам аналитиков, средний чек в аптеке составляет почти 500 рублей. С начала года каждый россиянин потратил на лекарства около 6 тыс. рублей.
Электронная торговля
Приметой последнего года можно считать рост онлайн-продаж аптечного рынка. В AlphaRM подсчитали, что объем торговли в офлайн-аптеках с начала года составил 779 млрд рублей, а объем онлайн-продаж лекарств — 72 млрд рублей. Доля e-commerce достигла 8%. По прогнозам, в текущем году онлайн-сегмент покажет рост примерно в 30%. Такая же динамика сохранится и в 2023 году.
«Более активного роста мы не увидим, потому что база уже довольно высока после взрывного роста сегмента в 2020 году», — пояснила Анна Ермолаева. При этом, по ее словам, у некоторых аптечных сетей рост онлайн-продаж может достигать по итогам года и 40-50% в зависимости от того, насколько активно компании развивают этот сегмент.
По подсчетам AlphaRM, структура продаж в аптеках или через интернет несколько различается. Потребитель чаще всего покупает онлайн дорогие препараты, и средний чек в онлайне примерно втрое выше, чем в офлайне.
Две дороги, две судьбы
Участники аптечного рынка все как один заявляют, что намерены активно заниматься продажами в интернете.
«Офлайн и онлайн — это две части одного целого. Аптечные сети должны стать полноценным участником рынка e-commerce в сфере фармацевтики. Иначе вместо нас всё отрегулируют маркетплейсы, и мы будем жить по их правилам», — заявил генеральный директор компании «Ригла» Александр Филиппов.
Он пояснил, что у разных сервисов по онлайн-продажам лекарств разные покупатели: потребители, которые привыкли покупать препараты на маркетплейсах и на сервисах, созданных аптеками, почти не пересекаются. «В ближайшей перспективе потребитель выйдет на два канала продаж лекарств: то или иное приложение для покупок в телефоне и ближайшая аптека», — считает Александр Филиппов.
«Таким образом, можно ожидать увеличения конкуренции в фармацевтическом сегменте e-commerce. Причем классической рознице еще нужно подстроиться под работу в онлайне», — полагает Эмиль Хубариев, заместитель генерального директора аптечной сети «Вита».
В обычных аптеках движение товара к потребителю, по его словам, это сложный путь, серьезная история логистики. А онлайн живет по другим законам. «Важно также следить за ассортиментом онлайн-магазинов. Аптека не должна становиться хозяйственным магазином», — считает Эмиль Хубариев.
Вместе с тем аптекам нужно дружить и с маркетплейсами, считают участники рынка. «Мы уже начали работу с Ozon и Wildberries в тестовом режиме», — рассказал президент компании «Здравсервис» Дмитрий Сокол.
Лидеры аптечного рынка в России (а также в Петербурге и СЗФО) — компании «Ригла», «Апрель», «Имплозия», «Планета Здоровья», «Эрка & МЗ», «Ирис» и другие компании. В Петербурге на долю этих федеральных сетей приходится 73% от общего количества аптек, расположенных в городе.
Как живет офлайн
Что касается рынка классических офлайн-аптек, то на нем продолжится консолидация игроков. «Причем возможно активное развитие неорганизованной розницы», — считает генеральный директор Ассоциации независимых аптек Александр Шишкин, потому что часть бизнесов на фоне текущего кризиса закрылась и освободила помещения, в них могут быть созданы аптеки. «Порог входа на этот рынок низкий, а предпринимателей, которые ищут новые возможности для развития бизнеса, у нас тоже достаточно», — заключил Александр Шишкин.
По подсчетам AlphaRM, выручка одной аптеки в России в среднем составляет 1,9 млн рублей в месяц, в СЗФО — 2,4 млн рублей ежемесячно.