Сырный, понимаешь, дождик. "Кабош" инвестирует в расширение производства

Крупный производитель сыра ГК «Кабош» в следующем году начинает модернизацию производства. Она позволит компании увеличить объемы переработки молока в 2 раза и освоить выпуск новой продукции. После модернизации ГК «Кабош» намерена выйти на внешние рынки.

Как сообщили «Новому проспекту» в пресс-службе ГК «Кабош», в следующем году предприятие планирует приступить к серьезной модернизации входящего в холдинг Великолукского молочного комбината. Она рассчитана на 1,5-2 года.

«Будут построены и модернизированы сервисные сферы, сыродельная линия, новые температурные камеры, цеха фасовки и многое другое, что позволит нам увеличить производственные мощности», — сообщили в компании. Также есть планы по строительству экспериментального цеха, где будут производить новые виды сыра. А за счет строительства новых двух ферм группа «Кабош» намерена увеличить производство молока до 500 т в сутки (в настоящее время предприятие перерабатывает около 250 т молока в сутки).

«Также мы планируем выйти на новые рынки сбыта. Я вижу большую перспективу в экспорте твердых и полутвердых сыров», — сказал президент ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев.

Объем инвестиций в модернизацию не раскрывается. Однако, по данным аналитиков, основные вложения придутся на создание новых молочных ферм. Сейчас компания ведет переговоры с банками о предоставлении кредита на реализацию проекта. Для достижения заявленных показателей потребуются инвестиции около 4 млрд рублей, считает директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.

Эксперты называют планы ГК «Кабош» увеличить переработку молока с нынешних 73 тыс. т в год до 182 тыс. т в год амбициозными. «С такими объемами производства компания выйдет на третье место в России (не включая предприятия, находящиеся в госсобственности) после «ЭкоНивы» и Агрокомплекса им. Ткачева. Сейчас же «Кабош» находится на 17-м месте в нашем рейтинге крупнейших производителей молока за 2020 год», — комментирует Михаил Мищенко. По его словам, увеличить переработку молока можно за счет сырья из соседних регионов или за счет серьезных инвестиций в увеличение собственного поголовья.

Сырная конкуренция

По данным информационно-аналитического портала Dairy news, потребление сыров в России в прошлом году превысило 800 тыс. т. Из них на долю импорта пришлось более 300 тыс. т, и еще около 280 тыс. т поставляла Белоруссия.

В России к крупным производителям сыров относятся холдинги «Фудлэнд», «Pepsico Россия», ГК «Юговский КМП», СК «Ичалковский», ГК «Молвест», «Кабош», DMK.

Некоторые компании наращивают мощности. «Фудлэнд» и DMK уже завершили проекты по расширению. На стадии реализации — проекты компаний «Карат», «Милком», Hochland и Savencia.

Несмотря на кажущуюся возможность импортозамещения, игрокам рынка, в том числе ГК «Кабош», будет сложно нарастить свою долю на рынке.

«Внутренний сырный рынок перегрет. У «Кабоша» есть компетенции в этой области, есть опыт работы, который и может стать конкурентным преимуществом для увеличения доли рынка. Экспортный потенциал у проекта отсутствует, так как из-за высоких цен на внутреннем рынке и высокой себестоимости производства продукции весь российский сыр за рубежом неконкурентоспособен по цене», — считает Михаил Мищенко.

Как поясняет член совета директоров ОАО «Маслосырзавод «Порховский» (ТМ «Аланталь») Александр Никитин, в низком и среднем ценовом сегменте увеличить объемы продаж сложно, потому что здесь идет жесткая конкуренция отечественного продукта с белорусским. Причем в Белоруссии более дешевое, чем в России, сырье для производства сыров. «Поэтому нам остается либо низкий и средний ценовой сегмент, где всё забито белорусским товаром, либо высокий, где сыр стоит примерно 1 тыс. рублей за 1 кг. Но здесь потребителей объективно намного меньше», — говорит он.

Равнение на Европу

Снижение покупательной способности населения может привести к сокращению потребления сыров в стране. Например, председатель совета директоров Еланского и Семикаракорского сыродельных комбинатов, входящих в группу «Фудлэнд», Андрей Дахнович недавно говорил о том, что спрос на сыры не растет и что чаще всего покупатель при приобретении сыра ориентируется на цену продукта, а узнаваемость бренда не так важна.

Правда, у некоторых аналитиков более оптимистичный взгляд на развитие рынка. «Все-таки и культура, и объемы потребления сыров в России отстают от ведущих стран мира. Во Франции на человека приходится 15-16 кг сыра в год, в Голландии — 10 кг в год, а в России — лишь 4,5-5 кг. Потенциал есть», — говорит Алексей Коренев, аналитик ФГ «Финам».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ГК «Кабош» — агропромышленный холдинг, который контролирует его гендиректор Дмитрий Матвеев (по СПАРК). Группа включает в себя предприятия по производству молока, переработке молока в сыр и тепличный комбинат в Псковской области. Компания владеет четырьмя молочными фермами с поголовьем 20 тыс. коров, 40 тыс. га земли и Великолукским молочным комбинатом, способным перерабатывать до 300 т молока в сутки.

Фото: ГК «Кабош»

Актуально сегодня