Своя игра. Государство ставит на киберспорт

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Соревнования по компьютерным играм начались еще в 70-х годах прошлого века, а первая мультигейминговая организация появилась в 1983 году в США, но в серьезный рынок гейминговая история превратилась только в последние 10 лет. В конце прошлого года Министерство спорта России утвердило официальную программу подготовки киберспортсменов. Каков потенциал нашей страны на этом растущем направлении, рассказывает Наталия Гребнева.

Взяли на заметку

По утвержденной Министерством спорта России программе подготовки киберспортсменов, тактическая часть должна занимать 25-35% времени, техническая — 4-5%. На теоретическую подготовку должно уходить 15-25% времени и еще 15-20% — на психологическую. Новостью для киберспортсменов стало обязательное наличие физической подготовки. Если «виртуальный спортсмен» претендует на серьезные достижения, она должна занимать 25-40% тренировочного времени. Это бег на разные типы дистанций, приседания, наклоны и т. д.

В Федерации компьютерного спорта России пояснили, что стандарт позволит на законных основаниях открывать спортивные секции и отделения по компьютерному спорту и планировать реализацию своих программ. А это значит, что количество киберспортсменов, а равно и их профессиональный уровень, будут расти. И, как отмечают эксперты рынка, расти им есть куда.

Рынок в небесах

По прогнозам PWC, рынок киберспорта в России на конец 2021 года может составлять $ 30 млн. К 2023 году его объем увеличится до $ 100 млн. Ежегодный рост в 20% — один из самых динамичных на рынке IT и технологий. По данным РАЭК, мировая аудитория киберспорта в 2021 году приближается к полумиллиарду человек. С этим показателем киберспорт уже сегодня входит в десятку самых популярных видов спорта, опережая бейсбол, американский футбол/регби и гольф.

На мировом рынке доходы от киберспорта вырастут к 2025 году на 70%. По данным Juniper Research, если в 2021 эта цифра равна $ 2,1 млрд, то в 2025 составит $ 3,5 млрд. Учитывая, что российские спортсмены активно участвуют в турнирах мирового уровня, доля России в этом «пироге» также вырастет.

Много желающих

С 2016 года киберспорт официально признан спортом в России, хотя первые попытки узаконить его существование предпринимались еще в начале 2000-х. В мировых турнирах сегодня довольно много дисциплин, и во многих из них представлены российские команды, они успешно играют и выигрывают в турнирах по FIFA, и в Dota 2, и в CS:GO, и в Fortnite и т. д.

В рейтинге портала Cybersport зарегистрировано более тысячи российских киберспортивных команд. Активно участвуют в турнирах примерно 15. На первом месте по сумме призовых ($ 18,8 млн) стоит российско-украинская Team Spirit, в 2021 году выигравшая The International 10 по Dota 2 — многопользовательской командной игре в жанре multiplayer online battle arena. Именно после этого состязания в России резко скакнул вверх интерес к киберспорту: участников команды поздравил Владимир Путин.

На втором месте российская профессиональная команда в Dota 2 Virtus.pro, ее призовые составляют $ 11,1 млн, однако в целом клуб Virtus.pro, у которого есть несколько команд, в 2021 году выиграл на турнирах $ 2,9 млн призовых и находится в топ-5 мира по суммарным призовым с показателем $ 18,1 млн.

Третье место у Natus Vincere ($ 7 млн), которая специализируется на CS:GO, Counter-Strike: Global Offensive — это продолжение серии шутеров, стоявшей у истоков киберспорта.

По данным Euromonitor, Россия занимает седьмое место на рынке киберспорта. Лидирует Китай, на его долю приходится 28% доходов. Аналитики прогнозируют, что в 2024 году его обгонит США, доля которого сегодня составляет 26%.

На чём заработать

Современный киберспортсмен отличается от простого геймера тем, что для него игры — это работа, которая приносит хорошие деньги. Игрок получает денежные призы за победы на турнирах, ежемесячные выплаты от подписанных контрактов и т. д. Однако, считают эксперты, к 2025 году основным источником заработка на киберспортивном рынке станет реклама на видеостримингах и видеохостингах. Наиболее перспективные в этом направлении площадки — Twitch, которая занимает более 90% рынка стримингов, и YouTube.

Например, трансляцию Free Fire World Series 2021 в Сингапуре посмотрели 5,5 млн человек. На летних Олимпийских играх 2021 года впервые прошли соревнования по киберспорту. Их ввели в программу Олимпиады по тем же меркантильным соображениям: просмотры традиционных видов спорта падают, а киберспорта — растут. В связи с этим же в индустрию подтягиваются крупные инвесторы. Так, российский букмекер Winline стал главным партнером команды Virtus.pro. Он же планирует поддержать киберспортивные трансляции Maincast, сервис для непрофессиональных игроков Cybershoke и турниры Epic Esports Events.

Да что там частный бизнес, правительство РФ планирует к концу 2022 года запустить в ряде вузов образовательные программы в области киберспорта. «Киберспорт является одним из перспективных и активно развивающихся видов спорта в нашей стране, имеет собственную специфику организации проведения соревнований и объединяет вокруг себя большое количество различных категорий людей, в первую очередь молодёжь», — сообщил директор департамента физической культуры и массового спорта Минспорта Максим Уразов.

Другие государства также уделяют внимание наступающей киберреальности и выделяют деньги на развитие киберспорта. Так, власти бразильского города Сан-Паулу потратят на программу по подготовке специалистов рынков игр и киберспорта около $ 3,6 млн. Но всех переплюнул государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, который инвестирует в это направление через подразделение Savvy Group $ 30 млрд. Совет директоров компании возглавляет наследный принц Мохаммед ибн Салман Аль Сауд.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня