Суета вокруг огнетушителя. Таможня проиграла битву с импортером
Новый проспект
Статьи

Суета вокруг огнетушителя. Таможня проиграла битву с импортером

Прочитано: 401

Фото:Алексей Смышляев / Коммерсантъ

Петербургское ООО «Рунитор» выиграло дело против местной таможни в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. Компания доказала, что ввезла в Россию системы пожаротушения, а не просто огнетушители. Это избавило ее от необходимости уплатить таможенную пошлину в размере 5% от общей стоимости товара. Некоторые участники рынка считают, что подобная судебная казуистика мешает реализации программы импортозамещения.

Огнетушитель — небольшая всем знакомая штука, которую можно отнести к месту пожара на руках, в крайнем случае довезти на тележке. А система пожаротушения — сложный стационарный механизм, его один человек не утащит. А еще за импорт огнетушителя следует заплатить пошлину в размере 5% от стоимости, а за импорт системы — нет.

Всё это подробно растолковал Санкт-Петербургской таможне Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в её споре с петербургским ООО «Рунитор». Решение опубликовано 13 октября.

справка нового проспекта

ООО «Рунитор», по данным СПАРК, зарегистрировано в ноябре 2015 года в Петербурге. Компания на 90% принадлежит ООО «МСС» и на 10% — предпринимателю Павлу Сурмилеву. «Рунитор» специализируется на поставке и монтаже судовых противопожарных систем, выручка компании за 2021 год составила 260 млн рублей. «МСС» — стопроцентная собственность петербуржца Олега Пшеничного, через которую он владеет тремя компаниями, так или иначе имеющими отношение к судостроению.

На партию систем пожаротушения стоимостью 431 млн рублей, которую «Рунитор» ввёз в Россию, Санкт-Петербургская таможня обратила внимание весной 2022 года в ходе камеральной проверки. По мнению таможенников, компания неверно задекларировала груз по таблице Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Груз пометили как системы пожаротушения (они таможенной пошлиной не облагаются), в то время как пошлина при импорте огнетушителей — 5% от стоимости. Для «Рунитора» это значило бы перечисление в бюджет 21,5 млн рублей, чего, собственно, и добивалась Санкт-Петербургская таможня, но не смогла отстоять позицию в суде.


На руках не унесёшь

У таможни были неплохие шансы из-за специфики законодательства. В ТН ВЭД нет информации, которая позволила бы четко понять, какие товары следует отнести к категории «системы пожаротушения», а какие к «огнетушителям».

Лишь с 1 января 2020 года вступил в силу Технический регламент Европейско-Азиатского экономического сообщества, в котором появилось толкование термина «огнетушитель» как «переносного или передвижного устройства, предназначенного для тушения очага пожара за счет выпуска огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара и приведения в действие».

Это сразу поставило всё на свои места: системы пожаротушения — стационарные инженерные устройства, которые «ручным способом» доставить к месту пожара невозможно. Они большие, тяжелые и монтируются на жестких частях защищаемой территории — помещений судов в данном случае.


Мнения разделились

Ветеран таможенной службы Владимир Костин полностью поддерживает решение суда. «А как иначе отстаивать правоту в ситуации, когда таможня своими решениями перекраивает историю выпуска товаров не только свою, но и других таможенных органов, а законные аргументированные основания для этого попросту отсутствуют?» — говорит он.

По его словам, в последние полгода наблюдается тенденция принятия решений в пользу госорганов, когда это касается налогов и бюджета. «Причём по сомнительным с точки зрения законности поводам отменяются законные и обоснованные решения нижестоящих судов в апелляционных инстанциях», — говорит эксперт.

Совладелец судостроительного производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко, напротив, полагает, что импорт систем пожаротушения надо облагать таможенными пошлинами, причем не в 5%, а в 50%.

«Из-за таких историй импортозамещение в России выглядит сомнительно. У нас хватает своих компаний, которые производят замечательные системы пожаротушения. До тех пор, пока будем ввозить всё, что можем делать сами, из Китая, российское производственное и технологическое развитие будет оставаться на прежнем уровне. Размер ввозной пошлины на такие товары должен достигать 50%, чтобы была возможность конкурировать с предприятиями стран, чьи правительства поддерживают своих производителей, в частности дают им почти бесплатные кредиты», — заявил он.

Эксперт выразил уверенность, что в текущей экономической обстановке зарубежным производителям еще и субсидируют поставки в Россию, чтобы не давать российскому производству развиваться.

Санкт-Петербургская таможня и ООО «Рунитор» к моменту выхода статьи на предложения о комментарии не отреагировали.

таможня суд импорт
Другие статьи автора Читайте также по теме
Новый министр обороны России Андрей Белоусов намерен повысить эффективность расходования средств на гособоронзаказ. Одна из его инициатив касается перехода на долгосрочные контракты с поставщиками. О том, как это отразится на исполнителях гособоронзаказа и что еще необходимо менять в существующей системе ГОЗ, в интервью «Новому проспекту» рассказал владелец АО «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко.
Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» выиграл конкурс на производство и поставку 199 многоцелевых катеров для МЧС РФ в рамках четырех контрактов.
20.05.2024
Любое даже формальное нарушение прав потребителя может обернуться взысканием с продавца трехкратной стоимости товара. Представители бизнеса считают такие санкции несоразмерными и стимулирующими злоупотребления, а законотворцы намерены запретить судам снижать взыскиваемую с бизнеса неустойку.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки