Судостроителей пригласят в кластер. В регионе создадут новые отраслевые объединения
Новый проспект
Статьи

Судостроителей пригласят в кластер. В регионе создадут новые отраслевые объединения

Прочитано: 378

Петербург и Ленобласть могут прирасти новыми судостроительными кластерами. Идея работы в таком объединении, по словам экспертов, неплоха, но на практике возникает много проблем, поэтому инициативы могут остаться на бумаге.

О том, что в Петербурге может быть создано новое объединение судостроителей, в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ) Петербурга Алексей Яковлев.

По его словам, в рамках соглашения, подписанного ОСК и Смольным, будет разработан ряд инициатив, в том числе создание судостроительного технопарка.

Чиновник пояснил, что проект прорабатывается согласно Программе инновационного развития ОСК на 2020-2024 годы.

«Совместно с комитетом по промышленной политике и инновациям Петербурга рассматривается возможность создания в Петербурге кластера по развитию тяжелого машиностроения с участием предприятий АО «ОСК», — отмечается в программе. В самой ОСК оперативно прокомментировать вопрос «Нового проспекта» о создании кластера не смогли, а в комитете по промышленной политике и инновациям отметили, что «работа над проектом уже ведется», но его подробности не раскрыли.

«По всей видимости, при формировании кластера речь может идти о создании производственной кооперации верфей и других предприятий — поставщиков комплектующих для производства судов», — поделился мнением один из участников рынка.

Судостроители в области

Одновременно вынашивает планы по созданию судостроительного кластера и Ленобласть. Как сообщила гендиректор Центра развития промышленности Ленобласти Вера Штокайло, до конца 2021 года в области начнет работу региональный судостроительный кластер. В него уже готовы войти восемь производителей судов и комплектующих к ним. Названия компаний, которые войдут в кластер, пока не раскрываются.

«Кластер — это площадка для повышения конкурентоспособности региональных предприятий, создания новых производственных цепочек, расширения рынков сбыта предприятий, привлечения инвестиций. Например, совместные проекты участников кластера позволят с меньшими издержками осваивать производство продукции и содействовать развитию новых направлений деятельности», — сказала Вера Штокайло.

По ее словам, участие в судостроительном кластере региона будет осуществляться на безвозмездной основе.

Не первая попытка

Это не первая попытка властей и ОСК создать судостроительные кластеры в регионе. Например, в 2018 году в Ленобласти был создан Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли. Предполагалось, что туда смогут войти 26 предприятий, в том числе Невский судостроительно-судоремонтный завод, Озерная верфь, Ладожская верфь и другие компании. Ожидалось, что работа в кластере позволит его участникам наладить кооперацию и получать господдержку по линии Минпромторга, но в итоге объединение так и не заработало.

Участники рынка считают, что сама по себе идея объединения верфей и их контрагентов в кластер хороша, но в России слишком много проблем с ее реализацией. «Кластер, который позволил бы за счет кооперации участников оптимизировать сроки выполнения заказов и снизить стоимость производства судов, несомненно, необходим для отрасли», — говорит коммерческий директор по судовому оборудованию «Армалит» Евгений Коптяев.

«Кооперация предприятий судостроительной отрасли сейчас есть, например в Нижегородской области, однако она точечная и представляет собой взаимодействие нескольких производителей в рамках каких-то разовых проектов», — поясняет председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.

Для того чтобы какой-либо судостроительный кластер в России заработал, по его словам, необходимо, чтобы конечные производители начали выпускать большие объемы продукции. «Причем желательно освоить массовое строительство тех или иных судов. У нас же в стране пока объемы производства невелики, нет серийных массовых проектов», — поясняет он.

Политический вес

В качестве удачного примера создания кластеров в России Сергей Коновалов приводит автомобильный кластер в Петербурге. «Тут всё работает эффективно, потому что есть конечный потребитель комплектующих — автомобильный завод с крупными объемами производства. При этом участники кластера оптимизируют расходы за счёт больших объемов производства и устойчивого сбыта продукции», — комментирует он.

«В конечном счёте сейчас предприятиям судостроительной отрасли имеет смысл вступать в кластеры лишь для получения, так сказать, политического веса, чтобы потом было проще просить какие-либо субсидии, льготные займы у федерального центра при реализации новых проектов», — категоричен один из участников рынка.

Начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский полагает, что речь может идти о создании некоего производственного кластера на единой территории и что в этой нише может возникнуть конкуренция.

«Петербург и Ленобласть давно конкурируют по части привлечения инвесторов. Исторически город отличался высоким уровнем первоначального входа, а область шла на более либеральные условия. Потенциальная конкуренция двух формирующихся кластеров говорит о том, что эта борьба принимает новую форму, когда преимуществом становится не только система налогообложения, но и качественная подготовка территории», — отмечает он.

Концепция родом из прошлого

Рассматриваемая сейчас кластерная концепция была предложена еще во время губернаторства Валентины Матвиенко. Ее суть — предоставление инвестору готовой площадки с коммуникациями и хорошей транспортной доступностью, за счёт чего снижаются затраты инвесторов и ускоряется ввод промышленного объекта в эксплуатацию, напоминает Дмитрий Кумановский. По его словам, и в Петербурге, и в Ленобласти еще с советских времен осталось много территорий, которые с минимальными затратами можно превратить в готовые современные промплощадки. По сути, регионы предлагают выработать единую концепцию развития сразу нескольких предприятий, работающих в одном сегменте промышленности, что, помимо роста производства, даст увеличение налоговых поступлений в бюджет.

«Потенциальными участниками кластеров могут стать все существующие верфи, а также машиностроительные заводы, например Невский завод, Кировский завод, «Армалит», — заключил Дмитрий Кумановский.

судостроение промышленность ОСК Петербург Ленобласть
Другие статьи авторов Читайте также по теме
ГК «Запстрой», которая принадлежит семье бывшего главного архитектора Ленобласти Евгения Домрачева, станет реализовать недвижимость бизнес-класса под брендом LAR Development.
23.04.2024
Сегодня в Подмосковье открылся самый крупный в России завод по переработке пластика «ЭкоЛайн-Вторпласт» и завод по производству готовых изделий из вторичной гранулы «ЭкоПласт».
19.04.2024
О том, когда Средне-Невский судостроительный завод спустит на воду первый экскурсионный катамаран «Соммерс», что будут выпускать на новом заводе поставщика «Газпрома» в Петербурге, сколько ресторанов Северной столицы вошли в топ-10 лучших заведений общепита страны и других новостях уходящей недели вы можете узнать из видеодайджеста «Нового проспекта».

В Петербурге известного театроведа оштрафовали за дискредитацию ВС РФ
23.04.2024
Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее ослабление рубля в ближайшие годы
23.04.2024
Спрос на квартиры в петербургских новостройках с начала года вырос в три раза
23.04.2024
Штрафы за неуведомление об открытии бизнеса собираются удвоить
23.04.2024
Доля иностранных собственников торговых центров в Петербурге может в ближайшее время сократиться до 9%
23.04.2024
В Петербурге разработали стандарт транспортного обслуживания
23.04.2024
Участники группы "Би-2" подали документы на молдавское гражданство
23.04.2024
В Минэкономразвития улучшили прогноз роста российской экономики
23.04.2024
В России появился центр проверки книг на предмет изъятия из продажи
23.04.2024
Шествие "Бессмертного полка" в этом году снова отменяют
23.04.2024
Setl Group строит поликлинику и врачебные кабинеты в новых ЖК Петербурга
23.04.2024
ОСК снова меняет гендиректора "Балтийского завода"
23.04.2024
ГК "Запстрой" создала бренд LAR Development для строительства недвижимости бизнес-класса
23.04.2024
В Финляндии закрывается музей Ленина
23.04.2024
В Петербурге сократился объем ввода новых складских комплексов
23.04.2024
С начала года спрос на первичном загородном рынке Петербурга и Ленобласти вырос в 1,6 раза
23.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки