Судостроителей пригласят в кластер. В регионе создадут новые отраслевые объединения
Новый проспект
Статьи

Судостроителей пригласят в кластер. В регионе создадут новые отраслевые объединения

Прочитано: 139

Петербург и Ленобласть могут прирасти новыми судостроительными кластерами. Идея работы в таком объединении, по словам экспертов, неплоха, но на практике возникает много проблем, поэтому инициативы могут остаться на бумаге.

О том, что в Петербурге может быть создано новое объединение судостроителей, в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ) Петербурга Алексей Яковлев.

По его словам, в рамках соглашения, подписанного ОСК и Смольным, будет разработан ряд инициатив, в том числе создание судостроительного технопарка.

Чиновник пояснил, что проект прорабатывается согласно Программе инновационного развития ОСК на 2020-2024 годы.

«Совместно с комитетом по промышленной политике и инновациям Петербурга рассматривается возможность создания в Петербурге кластера по развитию тяжелого машиностроения с участием предприятий АО «ОСК», — отмечается в программе. В самой ОСК оперативно прокомментировать вопрос «Нового проспекта» о создании кластера не смогли, а в комитете по промышленной политике и инновациям отметили, что «работа над проектом уже ведется», но его подробности не раскрыли.

«По всей видимости, при формировании кластера речь может идти о создании производственной кооперации верфей и других предприятий — поставщиков комплектующих для производства судов», — поделился мнением один из участников рынка.

Судостроители в области

Одновременно вынашивает планы по созданию судостроительного кластера и Ленобласть. Как сообщила гендиректор Центра развития промышленности Ленобласти Вера Штокайло, до конца 2021 года в области начнет работу региональный судостроительный кластер. В него уже готовы войти восемь производителей судов и комплектующих к ним. Названия компаний, которые войдут в кластер, пока не раскрываются.

«Кластер — это площадка для повышения конкурентоспособности региональных предприятий, создания новых производственных цепочек, расширения рынков сбыта предприятий, привлечения инвестиций. Например, совместные проекты участников кластера позволят с меньшими издержками осваивать производство продукции и содействовать развитию новых направлений деятельности», — сказала Вера Штокайло.

По ее словам, участие в судостроительном кластере региона будет осуществляться на безвозмездной основе.

Не первая попытка

Это не первая попытка властей и ОСК создать судостроительные кластеры в регионе. Например, в 2018 году в Ленобласти был создан Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли. Предполагалось, что туда смогут войти 26 предприятий, в том числе Невский судостроительно-судоремонтный завод, Озерная верфь, Ладожская верфь и другие компании. Ожидалось, что работа в кластере позволит его участникам наладить кооперацию и получать господдержку по линии Минпромторга, но в итоге объединение так и не заработало.

Участники рынка считают, что сама по себе идея объединения верфей и их контрагентов в кластер хороша, но в России слишком много проблем с ее реализацией. «Кластер, который позволил бы за счет кооперации участников оптимизировать сроки выполнения заказов и снизить стоимость производства судов, несомненно, необходим для отрасли», — говорит коммерческий директор по судовому оборудованию «Армалит» Евгений Коптяев.

«Кооперация предприятий судостроительной отрасли сейчас есть, например в Нижегородской области, однако она точечная и представляет собой взаимодействие нескольких производителей в рамках каких-то разовых проектов», — поясняет председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.

Для того чтобы какой-либо судостроительный кластер в России заработал, по его словам, необходимо, чтобы конечные производители начали выпускать большие объемы продукции. «Причем желательно освоить массовое строительство тех или иных судов. У нас же в стране пока объемы производства невелики, нет серийных массовых проектов», — поясняет он.

Политический вес

В качестве удачного примера создания кластеров в России Сергей Коновалов приводит автомобильный кластер в Петербурге. «Тут всё работает эффективно, потому что есть конечный потребитель комплектующих — автомобильный завод с крупными объемами производства. При этом участники кластера оптимизируют расходы за счёт больших объемов производства и устойчивого сбыта продукции», — комментирует он.

«В конечном счёте сейчас предприятиям судостроительной отрасли имеет смысл вступать в кластеры лишь для получения, так сказать, политического веса, чтобы потом было проще просить какие-либо субсидии, льготные займы у федерального центра при реализации новых проектов», — категоричен один из участников рынка.

Начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский полагает, что речь может идти о создании некоего производственного кластера на единой территории и что в этой нише может возникнуть конкуренция.

«Петербург и Ленобласть давно конкурируют по части привлечения инвесторов. Исторически город отличался высоким уровнем первоначального входа, а область шла на более либеральные условия. Потенциальная конкуренция двух формирующихся кластеров говорит о том, что эта борьба принимает новую форму, когда преимуществом становится не только система налогообложения, но и качественная подготовка территории», — отмечает он.

Концепция родом из прошлого

Рассматриваемая сейчас кластерная концепция была предложена еще во время губернаторства Валентины Матвиенко. Ее суть — предоставление инвестору готовой площадки с коммуникациями и хорошей транспортной доступностью, за счёт чего снижаются затраты инвесторов и ускоряется ввод промышленного объекта в эксплуатацию, напоминает Дмитрий Кумановский. По его словам, и в Петербурге, и в Ленобласти еще с советских времен осталось много территорий, которые с минимальными затратами можно превратить в готовые современные промплощадки. По сути, регионы предлагают выработать единую концепцию развития сразу нескольких предприятий, работающих в одном сегменте промышленности, что, помимо роста производства, даст увеличение налоговых поступлений в бюджет.

«Потенциальными участниками кластеров могут стать все существующие верфи, а также машиностроительные заводы, например Невский завод, Кировский завод, «Армалит», — заключил Дмитрий Кумановский.

судостроение промышленность ОСК Петербург Ленобласть
Другие статьи авторов Читайте также по теме
«НЭК холдинг» миллиардера Эдуарда Черняева, который строит в Ленобласти сети торговых центров «Ребус» и Cubus, приступил к реализации проекта жилого комплекса Pixel в Гатчинском районе. Инвестиции оцениваются в 3 млрд рублей. Перед запуском проект пережил второе рождение.

Миллиардер Илья Трабер и его партнеры проиграли сыну бывшего губернатора Ленобласти спор по сделкам общей стоимостью в 4,7 млрд рублей. Речь о покупке пакета акций компании, которая контролирует бизнес второй по величине энергокомпании региона ЛОЭСК.

В балтийских портах появилась первая женщина-собственник крупного бизнеса. Елена Сахартова — директор «Терминал морской рыбный порт», последнего спорного актива покойного основателя петербургского рыбного порта Михаила Сошника, стала его хозяйкой. А начинала она с торговли книгами.


Транзит в Калининград через Литву может вернуться уже в июле
30.06.2022
Акции "Газпрома" рухнули после отказа от выплаты дивидендов
30.06.2022
Honor прекратил прямые поставки смартфонов в Россию и ищет обходные пути
30.06.2022
ЕС с 2035 года откажется от новых автомобилей на бензине и дизеле
29.06.2022
Петербургский парламент разрешил губернатору Петербурга избираться без ограничений по количеству сроков
29.06.2022
Адвоката Ивана Сафронова отправили на 2 месяца в СИЗО по делу о фейках про российских военных
29.06.2022
США увеличат контингент в Европе и создадут штаб в Польше
29.06.2022
Россия и Украина обменялись военнопленными, в том числе с "Азовстали", несмотря на мнение депутатов
29.06.2022
«Значительная и непосредственная угроза». Страны НАТО договорились, как воспринимать Россию
29.06.2022
Независимость ДНР и ЛНР признала Сирия
29.06.2022
Госдума приняла новый закон об иноагентах. В список включат тех, кто "под иностранным влиянием"
29.06.2022
Норвегия отказала в пропуске российских грузов на Шпицберген
29.06.2022
Председателем французского парламента впервые избрали женщину
29.06.2022
Итальянский премьер-министр рассказал, что власти Индонезии исключают личное присутствие Путина на G20
29.06.2022
«Роскосмос» подвергся DDoS-атаке после публикации спутниковых снимков и координат «центров принятия решений» НАТО
29.06.2022
Сервисы ремонта смартфонов и ноутбуков в России разбирают на запчасти новые гаджеты из-за дефицита комплектующих
29.06.2022
У Кировского завода впервые за 17 лет сменился директор
29.06.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки