Судостроителей пригласят в кластер. В регионе создадут новые отраслевые объединения
Статьи

Судостроителей пригласят в кластер. В регионе создадут новые отраслевые объединения

Прочитано: 71

Петербург и Ленобласть могут прирасти новыми судостроительными кластерами. Идея работы в таком объединении, по словам экспертов, неплоха, но на практике возникает много проблем, поэтому инициативы могут остаться на бумаге.

О том, что в Петербурге может быть создано новое объединение судостроителей, в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ) Петербурга Алексей Яковлев.

По его словам, в рамках соглашения, подписанного ОСК и Смольным, будет разработан ряд инициатив, в том числе создание судостроительного технопарка.

Чиновник пояснил, что проект прорабатывается согласно Программе инновационного развития ОСК на 2020-2024 годы.

«Совместно с комитетом по промышленной политике и инновациям Петербурга рассматривается возможность создания в Петербурге кластера по развитию тяжелого машиностроения с участием предприятий АО «ОСК», — отмечается в программе. В самой ОСК оперативно прокомментировать вопрос «Нового проспекта» о создании кластера не смогли, а в комитете по промышленной политике и инновациям отметили, что «работа над проектом уже ведется», но его подробности не раскрыли.

«По всей видимости, при формировании кластера речь может идти о создании производственной кооперации верфей и других предприятий — поставщиков комплектующих для производства судов», — поделился мнением один из участников рынка.

Судостроители в области

Одновременно вынашивает планы по созданию судостроительного кластера и Ленобласть. Как сообщила гендиректор Центра развития промышленности Ленобласти Вера Штокайло, до конца 2021 года в области начнет работу региональный судостроительный кластер. В него уже готовы войти восемь производителей судов и комплектующих к ним. Названия компаний, которые войдут в кластер, пока не раскрываются.

«Кластер — это площадка для повышения конкурентоспособности региональных предприятий, создания новых производственных цепочек, расширения рынков сбыта предприятий, привлечения инвестиций. Например, совместные проекты участников кластера позволят с меньшими издержками осваивать производство продукции и содействовать развитию новых направлений деятельности», — сказала Вера Штокайло.

По ее словам, участие в судостроительном кластере региона будет осуществляться на безвозмездной основе.

Не первая попытка

Это не первая попытка властей и ОСК создать судостроительные кластеры в регионе. Например, в 2018 году в Ленобласти был создан Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли. Предполагалось, что туда смогут войти 26 предприятий, в том числе Невский судостроительно-судоремонтный завод, Озерная верфь, Ладожская верфь и другие компании. Ожидалось, что работа в кластере позволит его участникам наладить кооперацию и получать господдержку по линии Минпромторга, но в итоге объединение так и не заработало.

Участники рынка считают, что сама по себе идея объединения верфей и их контрагентов в кластер хороша, но в России слишком много проблем с ее реализацией. «Кластер, который позволил бы за счет кооперации участников оптимизировать сроки выполнения заказов и снизить стоимость производства судов, несомненно, необходим для отрасли», — говорит коммерческий директор по судовому оборудованию «Армалит» Евгений Коптяев.

«Кооперация предприятий судостроительной отрасли сейчас есть, например в Нижегородской области, однако она точечная и представляет собой взаимодействие нескольких производителей в рамках каких-то разовых проектов», — поясняет председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.

Для того чтобы какой-либо судостроительный кластер в России заработал, по его словам, необходимо, чтобы конечные производители начали выпускать большие объемы продукции. «Причем желательно освоить массовое строительство тех или иных судов. У нас же в стране пока объемы производства невелики, нет серийных массовых проектов», — поясняет он.

Политический вес

В качестве удачного примера создания кластеров в России Сергей Коновалов приводит автомобильный кластер в Петербурге. «Тут всё работает эффективно, потому что есть конечный потребитель комплектующих — автомобильный завод с крупными объемами производства. При этом участники кластера оптимизируют расходы за счёт больших объемов производства и устойчивого сбыта продукции», — комментирует он.

«В конечном счёте сейчас предприятиям судостроительной отрасли имеет смысл вступать в кластеры лишь для получения, так сказать, политического веса, чтобы потом было проще просить какие-либо субсидии, льготные займы у федерального центра при реализации новых проектов», — категоричен один из участников рынка.

Начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский полагает, что речь может идти о создании некоего производственного кластера на единой территории и что в этой нише может возникнуть конкуренция.

«Петербург и Ленобласть давно конкурируют по части привлечения инвесторов. Исторически город отличался высоким уровнем первоначального входа, а область шла на более либеральные условия. Потенциальная конкуренция двух формирующихся кластеров говорит о том, что эта борьба принимает новую форму, когда преимуществом становится не только система налогообложения, но и качественная подготовка территории», — отмечает он.

Концепция родом из прошлого

Рассматриваемая сейчас кластерная концепция была предложена еще во время губернаторства Валентины Матвиенко. Ее суть — предоставление инвестору готовой площадки с коммуникациями и хорошей транспортной доступностью, за счёт чего снижаются затраты инвесторов и ускоряется ввод промышленного объекта в эксплуатацию, напоминает Дмитрий Кумановский. По его словам, и в Петербурге, и в Ленобласти еще с советских времен осталось много территорий, которые с минимальными затратами можно превратить в готовые современные промплощадки. По сути, регионы предлагают выработать единую концепцию развития сразу нескольких предприятий, работающих в одном сегменте промышленности, что, помимо роста производства, даст увеличение налоговых поступлений в бюджет.

«Потенциальными участниками кластеров могут стать все существующие верфи, а также машиностроительные заводы, например Невский завод, Кировский завод, «Армалит», — заключил Дмитрий Кумановский.

судостроение промышленность ОСК Петербург Ленобласть
Другие статьи авторов Читайте также по теме
В январе тысячи петербуржцев почувствовали, что жизнь — это боль, причем испытали это не в переносном, а в самом прямом смысле, поскользнувшись на неубранных улицах, вывихнув или сломав руки, ноги и другие части тела. Губернатор никак не комментирует ситуацию, поэтому художник Вячеслав Шилов предлагает свое решение проблемы.
Производитель снеков «Солнечные дары» из Кемеровской области банкротит петербургского поставщика оборудования «Таурас-Феникс». Причиной конфликта стало дефектное оборудование, поставленное по контракту 2 года назад.
В 53 млн рублей оценил суд срыв заводом «Звезда» срока исполнения контракта стоимостью свыше 1,1 млрд рублей. Речь идет об изготовлении опытного оборудования для корветов новейшей серии 20386, которую эксперты уже окрестили «ошибкой, которая хуже, чем преступление».

Экс-вице-губернатор возглавил ЛГУ им. Пушкина
17.01.2022
Идея отключения России от SWIFT уже не обсуждается
17.01.2022
Инсталляция с гигантской фекалией на Марсовом поле может лишить ее автора свободы на 5 лет
17.01.2022
Google получил очередной штраф от российского суда — на этот раз в 4 млн рублей
17.01.2022
Госдума сняла с рассмотрения законопроект о режиме QR-кодов
17.01.2022
Смольный предупреждает о "вертикальном подъеме" заболеваемости COVID-19
17.01.2022
Глава МИД Германии обещает меры против "Северного потока-2" в случае обострения на Донбассе
17.01.2022
Прокуратура начинает большую проверку жалоб петербуржцев на снег и гололедицу
17.01.2022
В Коми правительство отправлено в отставку после критики из полпредства
17.01.2022
"Балтийский регион следует укрепить" — Эстония готовится принять ещё 5000 солдат НАТО
17.01.2022
Setl Group начал строительство ЖК Pulse Premier
17.01.2022
В Петербурге работников перестали пускать на завод за отказ вакцинироваться
17.01.2022
В январе в России ожидается пик заболеваемости "омикроном"
17.01.2022
Российская вакцина "Спутник V" признана в Австралии
17.01.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки