Судоремонт без НДС. Почему компании не торопятся за льготой?
Корабельные доки Канонерского судоремонтного завода
Рынок судоремонта емкостью 124 млрд рублей в год дождался давно обсуждаемой меры поддержки — обнуления ставки НДС. Однако судоремонтники не спешат воспользоваться новой льготой. По их мнению, постановление нуждается в доработке, а требования властей к претендентам на льготу завышены.
О развитии судоремонта и мерах поддержки отрасли речь шла на конференции «Законодательные новеллы и становление судоремонта в Российской Федерации» в рамках выставки «Нева — 2023».
Как напомнил Дмитрий Павлов, начальник отдела ценообразования и экономического анализа Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга, с 1 июля 2023 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс. Они устанавливают нулевую ставку НДС для судоремонтных предприятий, занимающихся восстановлением морских судов, кораблей класса «река-море» и рыбопромыслового флота в доках и на верфях.
Для получения льготы судоремонтники должны заключить соглашение на 7 лет с Минпромторгом и Минфином. В рамках этого договора будет обнуляться НДС, а компания будет обязана вкладывать не менее 20% от своего оборота в модернизацию активов.
Приказ Минпромторга об утверждении формы и порядке заключения инвестсоглашения был утвержден 11 сентября. Заключить соглашение можно до конца декабря 2024 года. В случае расторжения договора НДС за прошлые периоды будет начислен (в частности, за год, в течение которого расторгнут контракт).
По данным АО «Нордик Инжиниринг», рынок судоремонта оценивается примерно в 124 млрд рублей. Участники этого рынка — это около 40 крупных предприятий и 48 средних и крупных компаний, которые работают и в других сферах. Заметными игроками отрасли считаются Кронштадтский морской завод, Канонерский судоремонтный завод, Невский судостроительно-судоремонтный завод и др.
Нет желающих
Отраслевые эксперты говорят, что данная инициатива обсуждалась давно, но пока ни одной заявки на заключение инвестсоглашения в Минпромторг не поступило. Одной из причин называют технические детали: если соглашение заключить до конца 2023 года, то компания должна будет вложить в модернизацию не менее 20% от годового оборота уже в текущем году. Сделать это нереально. «Мы рассчитываем, что заявки будут поступать с начала 2024 года», — пояснил Дмитрий Павлов.
Представители отрасли отмечают основные недоработки и слабые места нового постановления. Судоремонтников, в частности, смущают сроки действия налоговой льготы.
«В рыбопромышленном комплексе сроки окупаемости инвестиций составляют около 15 лет. Значит, 7 лет недостаточно для того, чтобы вернуть вложенные в рамках модернизации средства», — говорит Николай Шабликов, председатель совета директоров проектно-конструкторской компании АО «Нордик Инжиниринг».
По его словам, компании, которая планирует заключать такое соглашение с властями, важно иметь якорного партнера-судовладельца, который сможет обеспечить судоремонтное предприятие заказами на ближайшие 7 лет.
«Кроме того, пока нет четких критериев того, что можно считать нарушением инвестсоглашения. Критерии должны быть прописаны очень емко», — считает Николай Шабликов.
Слишком много условий
Еще одним недочетом постановления можно считать то, что на обнуление НДС не могут рассчитывать стартапы. «Соглашение заключается только с уже действующими участниками рынка судоремонта», — отмечает Николай Шабликов.
Однако самым главным препятствием для участия в новой программе можно считать те самые 20% от выручки, которые компания должна вкладывать в модернизацию мощностей.
«Это слишком большая сумма. Очень мало судоремонтных предприятий смогут себе позволить изымать такие деньги из оборота», — уверен Александр Соловьев, генеральный директор судостроительного завода «Отрадное» (ГК «Норебо»).
«Мы просчитывали возможность заключения соглашения для обнуления НДС, но пока поставили этот проект на паузу из-за того, что придется направлять на развитие большие суммы», — подтверждает генеральный директор ООО «Терминал «Сероглазка» Владимир Вальтер.
«Обнуление НДС на прописанных сейчас в постановлении условиях несет довольно много налоговых рисков для средних и даже крупных судоремонтных предприятий», — комментирует директор Архангельской региональной ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов.
По его словам, пока участники рынка с осторожностью рассматривают возможность участия в программе. В частности, пока непонятно, сможет ли возместить НДС судоремонтное предприятие, если его контрагент — поставщик оборудования работает без НДС. Тот же вопрос возникает, если поставщик оборудования работает по упрощенной схеме уплаты налогов.
«Тем не менее мы и другие представители отрасли рассчитываем, что постановление будет доработано и станет действительно эффективным инструментом для развития судоремонта», — заключил Николайабликов.