Субординация для «Метростроя»

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в рамках дела о банкротстве АО «Управление 15 Метрострой» (У15) в третий раз отложил рассмотрение требования материнской организации компаниии-банкрота — АО «Метрострой» на сумму 658 млн рублей. Требование, поданное в начале лета 2019 года, теперь будет рассмотрено только в январе 2020 года. 

Дело о банкротстве У15 идет с октября 2018 года, оно было возбуждено по иску ФНС, общий долг перед компании перед которой по разным налогам составляет более 250 млн рублей. В реестре кредиторов также находятся требования почти двух десятков независимых контрагентов У15 на общую сумму около 150 млн рублей. Требование «Метростроя» изначально превышало все остальные требования более чем втрое: в первоначальном заявлении оно составляло почти 1,8 млрд рублей. Однако в ходе трех заседаний суда, на которых временный управляющий должника Алексей Козяков предъявлял все новые документы в обоснование выполненных работ, требование материнской организации постепенно «таяло», и сейчас оно составляет 658 млн рублей. 

«Требование касается не выполнения работ, а документального подтверждения погашения авансов, которые выдавались данному подрядчику для их выполнения, — объяснили такую уступчивость в пресс-службе «Метростроя». — Данный подрядчик был задействован на реализации основных госконтрактов по строительству метрополитена в СПб». 

По словам представителя компании, в данном случае об аффилированности речь не идет, так как доля участия ОАО «Метростроя» в У15 составляет менее 20%. «Подрядчик является самостоятельным юридическим лицом. Взаимоотношения между Метростроем и У-15 регулируются договорами подряда и действующим законодательством. Мы как кредитор имеем те же права, что и другие кредиторы».

Тем не менее, как отметил временный управляющий У15 Алексей Козяков (который был назначен с подачи налогового органа), на последнем заседании судья Жанна Петрова прямо сказала представителю кредитора, что будет досконально изучать его доказательства, потому что он аффилированный. А арбитражные суды вот уже второй год с подачи Верховного суда применяют к требованиям дружественных должнику кредиторов повышенные требования, заставляя их доказывать и обосновывать даже очевидные вещи. Это называется субординация (о ней подробно говорили на последней конференции НП «Банкротство-2019», которая состоялась 21 ноября 2019 года).

По словам эксперта, управляющего партнера юридической фирмы «Апелляционный центр» Ивана Решетникова, скорее всего, если временный управляющий даже не сумеет найти все закрывающие документы в доказательство выполнения работ, суд назначит строительно-техническую экспертизу, которая определит, какой объем работ выполнен У15, и насколько ее затраты соответствуют целевому назначению перечисленных «Метростроем» авансов.

Дочерние и зависимые предприятия «Метростроя» банкротятся с 2017 года, когда ФНС начала доначислять им недоимки, пени и штрафы на сотни миллионов рублей. Первыми «упали» СМУ-10 и СМУ-11, за ними У15 и У17, последними (уже в 2019 году) в процедуры банкротства вошли «Тоннельный отряд №3» и «Метроподземстрой».

Сам «Метрострой» на 46% принадлежит городу, контрольный же пакет находится в руках у менеджмента компании во главе с семьей генерального директора Николая Александрова. В 2015 году Смольный начал постепенно обострять конфликт с мажоритариями компании с целью получить контроль над ней, но корпоративный конфликт к успеху не привел. В конце правления губернатора Георгия Полтавченко правительство города активно искало конкурентов «Метрострою», в том числе планировало привести в город московских метростроителей. Между тем, как заявляли в самом «Метрострое», большая часть финансовых проблем компании связана с тем, что Смольный, требуя форсировать работы по строительству новых станций метро к мундиалю 2018 года, с оплатой работ тянул. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня