Стройки без рук. Кадровый дефицит может замедлить развитие Петербурга
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Стройки без рук. Кадровый дефицит может замедлить развитие Петербурга

Стройки без рук. Кадровый дефицит может замедлить развитие Петербурга
Петербургские девелоперы бьют тревогу: рабочих на стройках не хватает. Безвизовые мигранты в Петербург не едут. Компании пытаются оперативно заменить их визовыми специалистами и россиянами, но пока решить эту задачу не удается.

Кадровый дефицит в обозримом будущем может стать причиной падения темпов строительства в Петербурге и Ленобласти. По оценке генерального директора Объединения строителей Санкт-Петербурга Алексея Белоусова, сейчас на городских стройках дефицит рабочих рук составляет около 30%. 

О нехватке кадров говорят все участники рынка. «На стройках не хватает людей, многие мигранты не могут вернуться из-за пандемийных ограничений. По нашему холдингу в этом году на общестроительных работах не хватает около 2 тыс. человек. И подрядчики ничего не могут сделать — негде набирать людей», — сетует руководитель холдинга LEGENDA Intelligent Development Василий Селиванов.

По словам Алексея Белоусова, безвизовые мигранты сейчас не едут в Россию из-за низких для них зарплат и довольно высоких рисков неопределенности. 

«До сих пор непонятно, сколько человек пустят в Россию, как они сюда приедут, надолго ли будут обеспечены работой, как на них будут налагаться антиковидные ограничения и как люди будут отсюда уезжать, если случится форс-мажор. Вопросов больше, чем ответов. Те, кто приезжает на заработки, — это люди из не самых социально защищенных категорий, они предпочитают не рисковать, хотя многие из них готовы сюда вернуться «по первому свистку», — поясняет председатель совета директоров ГК «Лидер Групп» Александр Рассудов.

Он напомнил, что безвизовые мигранты — это жители стран Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан). «Раньше в Россию также активно приезжали строители из Белоруссии, но уже несколько лет наиболее профессиональные кадры оттуда едут в страны Балтии, Восточной Европы. А к нам приезжают те, кто не смог устроиться туда», — поясняет Александр Рассудов. 

Россияне работать не любят

Девелоперы стараются привлекать визовых мигрантов, но это не решает проблему дефицита кадров. «Визовыми мигрантами пытаются заместить безвизовых. Например, недавно стали завозить рабочих из Китая, которые привлекаются к общестроительным работам», — сообщил Александр Рассудов. 

Однако, по словам Алексея Белоусова, визовые мигранты привлекаются лишь точечно, на определенные квалифицированные работы, которые не могут выполнить безвизовые. «В основном компании подают заявки не более чем на 10 человек. Сейчас строителями Петербурга подано заявок на привлечение 5,3 тыс. визовых мигрантов, однако из-за жестких требований к заявителям (оборот и штатная численность) многие заявки отклоняются», — говорит он.

Чтобы хоть как-то закрыть дефицит, строители пытаются привлекать на свои объекты российских граждан. «Эта тенденция только зарождается, сильной ее назвать нельзя. Минусы в том, что мигранты, ранее работавшие на стройках и уехавшие из-за пандемии, — это обученные кадры, а россиян приходится обучать и готовить. Это расходы и время», — говорит Алексей Белоусов. 

Василий Селиванов считает, что привлечение российских граждан на стройки вместо мигрантов не будет массовым. По его словам, россияне неохотно идут работать туда. «Их не мотивирует даже довольно высокая зарплата, так как на стройке, чтобы хорошо заработать, нужно действительно вкалывать», — говорит он. «Российские граждане на стройках работать не стремятся. Там же нужно работать!» — согласен Рассудов. 

Область дефицита

В Ленобласти дефицит рабочих на стройках, по оценкам экспертов, тоже составляет около 20–30%. Сейчас Союз строительных организаций Ленобласти (ЛенОблСоюзСтрой) собирает по поручению Минстроя данные о потребности в рабочих руках от региональных застройщиков. «Пока не хватает от 300 до 1,5 тыс. человек на разных объектах», — говорит президент ЛенОблСоюзСтроя Руслан Юсупов. 

По его оценкам, ранее до 70% мигрантов приезжали в Ленобласть из Узбекистана, 30% — из Таджикистана. Они выполняют основной объем физически тяжёлых работ, например занимаются монолитными работами. «Сейчас наблюдается дефицит рабочих. Подрядчики сманивают бригады друг у друга. У некоторых застройщиков из-за этого уже есть отставание по срокам. Глобальных проблем с увлечением сроков сдачи, скорее всего, не будет, но для операционной деятельности компаний дефицит кадров — это проблема», — говорит он. В перспективе, по мнению Руслана Юсупова, речь может идти о ввозе в регион мигрантов из Северной Кореи и Китая. 

Участники рынка предупреждают, что нехватка сотрудников на стройках Петербурга и Ленобласти может иметь в перспективе крайне негативные последствия.

«Дефицит чреват потерей темпов строительства, которые сегодня ничтожны. Сами строители тоже в сложной ситуации: нас постоянно запугивают штрафами за срывы сроков, мы под давлением дольщиков и их «черных юристов». В проблемы строителей никто вникать не хочет», — комментирует Василий Селиванов. 

Справка «Нового проспекта»:

По данным комитета по труду и занятости населения, объем квот для визовых иностранцев, приезжавших на работу в Петербурга в 2020 году, составлял 2,9 тыс. единиц. На 2021 год объем квот для иностранных «визовых» граждан в городе составил 2 тыс. единиц. 

По информации ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, общее количество патентов, выданных иностранным гражданам из безвизовых стран, в прошлом году составил 162,9 тыс., что на 68 тыс. меньше по сравнению с 2019 годом. В феврале 2021 года количество действительных патентов уменьшилось до 154 тыс.

Ориентировочное количество иностранных трудовых мигрантов, необходимых для работы на предприятиях Петербурга, в настоящее время может составлять более 50 тыс. человек.

По данным ГК «Балтийская Недвижимость», за год — с марта 2020 года по март 2021 года — объем нового строительства Петербурге, включая городские округа, снизился с 12,9 млн м2 до 10,7 млн м2. При этом единственной локацией в Петербурге, где объем строительства вырос, стала Стрельна.


К списку новостей