Строительный мусор станет дороже

16 Апреля 2019

В прошлом году городской комитет по природопользованию выявил почти 1,5 тысячи нарушений в области природоохранного законодательства, большая часть которых касается обращения с отходами. Помощник природоохранного прокурора Петербурга Алексей Борискин констатирует, что несанкционированные свалки в основном состоят не из бытового, а из строительного мусора. Грунт из котлована, битый кирпич, арматура, бетон, остатки отделочных материалов часто отказываются не на полигоне, а в ближайшей лесополосе.

Строительный мусор может относиться к четвёртому или пятому классу опасности. Неопасным для окружающей среды считается только пятый класс (опилки, доски, бой кирпича, гипса, керамики и других инертных материалов). На вывоз всех остальных отходов нужна лицензия. Проблема в том, что на глаз, без проведения экспертизы, решить, к кому классу относятся строительные отходы, невозможно. Этой лазейкой активно пользуются предприниматели.

Решение проблемы

Проблема достигла таких масштабов, что в комитете по природопользованию решили откорректировать законодательство с тем, чтобы остановить появление нелегальных свалок. Уже разработан проект поправок в ФЗ «Об отходах» и «О лицензировании», которые возвращают лицензирование деятельности по транспортировке отходов пятого класса опасности.

«Принятие этого закона закроет большую часть проблем. Застройщики больше не смогут заключать договора с фирмой «Рога и копыта», которая ни за что не отвечает. Им придётся работать с проверенными организациями, которые дорожат своей лицензий и не пойдут на то, чтобы вываливать строительный мусор под соседний куст. Лицензию на обращение с отходами очень сложно получить, её отзыв равносилен потере бизнеса», —  объясняет заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Кучаев. По его словам, за последние три года на несанкционированных свалках в городе обнаружено и изъято около ста единиц техники, владельцы которой работали без лицензий. И всего один раз попалась машина фирмы, у которой была оформлена лицензия.

Сейчас стоимость лицензии на сбор и транспортировку отходов с первого по четвёртый класс опасности составляет от 137 тыс. рублей, разрешение на размещение, переработку и обезвреживание мусора обойдётся в сумму от 900 тыс. рублей. Инициаторы законопроектов рассчитывают, что врио губернатора Александр Беглов воспользуется своим правом законодательной инициативы и продвинет поправки на федеральном уровне через представителей Петербурга в Совете Федерации.

Пока же город вынужден тратить на ликвидацию несанкционированных свалок большие деньги. По данным главы профильной комиссии по экологической защите населения Законодательного собрания Петербурга Надежды Тихоновой, в прошлом году на эти цели было выделено более 478 млн рублей. В городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов на ликвидацию свалок предусмотрены расходы в размере почти миллиарда рублей.

Штрафы не работают

Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов поддерживает инициативу петербургских коллег. Областные чиновники готовы пойти ещё дальше. Сейчас в области обсуждают другую федеральную инициативу — о введении уголовной ответственности за вывоз мусора на несанкционированные свалки. «Лиц, которые занимаются такой противоправной деятельностью, административная ответственность и штрафы не останавливают. А к уголовной ответственности за эти нарушения мы не можем привлечь. Необходимо менять Уголовный кодекс», — считает Николай Борисов. По его словам, в 2018 году в Ленобласти было привлечено к административной ответственности 536 правонарушителей на общую сумму 17 млн рублей.

«Пока экономически выгодно вести мусор на несанкционированную свалку и сравнительно безнаказанно можно зарабатывать на этом деньги, ничего не изменится», — считает начальник отдела надзора за специальными видами работ Госстройнадзора Артур Шеренешев.

«Нужно говорить не об уголовной ответственности для предпринимателей, не о новых крупных штрафах. Нам нужна ясность, помноженная на ответственность, на единую нормативную базу. Нужно синхронизировать городское и областное законодательство в области обращения с отходами», — говорит председатель региональной общественной организация по защите окружающей среды «Экологическое сообщество» (ЭКОС) Сергей Санне.

Обсудить со строителями перспективы лицензирования вывоза строительного мусора и введения уголовной ответственности для нарушителей не удалось. Крупные девелоперы комментировать эту тему не захотели. Но при этом подчеркнули, что всегда работают в правовом поле. Зато на условиях анонимности застройщики были более откровенны. По их прогнозам, нововведения лишь увеличат расходы на вывоз мусора. Между тем, за последние три года расценки мусорщиков выросли на 200%.


Актуально сегодня