Строительная техника без финнов. Fortrent стал российским
Новый проспект
Статьи

Строительная техника без финнов. Fortrent стал российским

Прочитано: 2585

Фото: fortrent.ru

У крупного поставщика строительной техники Fortrent сменился собственник. Вместо одноименной финской компании новым владельцем Fortrent стал бывший член совета директоров крупнейшего мирового производителя титана «ВСМПО-АВИСМА» и совладелец ряда рыбопромышленных компаний Андрей Зокин. В Петербурге ему также принадлежит производитель хрустящих хлебцев «Ориент продактс».

В конце декабря изменилась структура собственников одного из крупнейших игроков рынка аренды строительной техники в Петербурге — ООО «Фортрент». По данным СПАРК, вместо финской Fortrent Oy владельцем компании теперь является Андрей Зокин, бывший член совета директоров ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», крупнейшего мирового производителя титана.

Разносторонний покупатель

У Андрея Зокина есть интересы в разных отраслях российской промышленности, преимущественно рыбной, добывающей и машиностроительной. Он выступает совладельцем крупных дальневосточных рыболовецких и рыбопромышленных компаний «Тунайча», «Тунайча Уорд Коув», «Салмо» и «Салмо плюс», «Новиков и Ко», «Мыс Олега».

В собственности Андрея Зокина также находятся доли в ООО «Хужир Энтерпрайз», «Байкалгеопром», «Байкал Золото Хасан» и «Байкал Золото Мало-Гукитский», которые занимаются добычей руд и песков, драгоценных и редких металлов.

Андрей Зокин — участник ООО «Металлснабсервис», торгующего приборами, аппаратурой и оборудованием промышленного и специального назначения, а также ООО «ВПТ Сервис», оптового продавца машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства.

По данным СМИ, Андрей Зокин несколько лет назад занимал пост президента нефтеперерабатывающей New Stream, а еще ранее входил в руководство «Газпромбанка». Некоторые СМИ, ссылаясь на собственные источники, называли Андрея Зокина человеком, близким к главе корпорации «Ростех» Сергею Чемезову.

Отметим, что «Фортрент» не первое приобретение Андрея Зокина в Петербурге и Ленобласти. В прошлом году он стал собственником ООО «Ориент продактс», производящего хрустящие хлебцы во Всеволожском районе Ленобласти. Ранее собственником компании был шведский концерн Lantmannen.

Техника для жизни

ООО «Фортрент» с головным офисом в Петербурге основано в марте 2013 года путем объединения двух крупных скандинавских фирм Cramo и Ramirent. Компанию создали для работы в сфере аренды строительной техники в России. На ее сайте сообщается, что парк предприятия включает малую механизацию и инструмент, генераторы и оборудование для обогрева, электрические установки, подъемники, опалубочные системы, леса, модульные помещения и т. д.

Сегодня у компании действует 18 собственных центров, крупнейшие из которых находятся в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге.

По данным СПАРК, «Фортрент» поставляла технику для структур «Газпрома», энергетических компаний. Она же предоставляла технику для строительства футбольного стадиона «Крестовский».

Как отмечается в СПАРК, выручка компании за 2022 год составила 2,3 млрд рублей, чистая прибыль — 479 млн рублей. Стоимость чистых активов — 1,6 млрд рублей.

По данным участников рынка, скорее всего, финны продали компанию с дисконтом, он мог составить до 30% от стоимости активов.

Рынок с высокими рисками

Эксперты с осторожностью оценивают перспективы развития рынка аренды строительной техники и компании «Фортрент» в частности.

«Сейчас у компании очень хороший парк европейской, хотя уже и не новой техники. В ближайшие несколько лет у нового собственника всё будет хорошо. Но как он будет выходить из положения, когда оборудование начнет ломаться? Как будет закупать европейские запчасти?» — рассуждает исполнительный директор компании «Альфа Неруд» Андрей Мукосеев.

По мнению гендиректора торгового дома «Объединенная бетонная компания» Виталия Прокуророва, рынок аренды строительной техники вряд ли будет расти в ближайшее время. «Это специфический сегмент с высокими рисками возвращения владельцу в плохом состоянии», — считает он. Кроме того, российские строительные компании не привыкли арендовать технику, а предпочитают ее покупать.

«Аренда техники развита у финских, скандинавских компаний, которые как раз ушли из России. Я не уверен, что спрос на аренду будет расти», — поясняет Виталий Прокуроров.

Сейчас спрос на аренду техники в России не очень высок. «Ситуация даже хуже, чем в 2022 году. Мы ищем варианты, как адаптироваться к нынешним условиям», — жалуются представители ГК «АДСТ».

Правда, другие компании — арендодатели техники считают, что ситуация не так критична. «Рынок в 2023 году наконец показал положительную динамику, хотя до восстановления и показателей 2021 года ему далеко. До кризиса емкость рынка аренды стройтехники увеличивалась до 20% в год», — рассказали специалисты ООО «ПСК — Спецтехника».

Сейчас говорить о перспективах развития рано, тут всё будет зависеть от объема новых инфраструктурных проектов, добавили в компании.

По данным онлайн-сервиса «Перевозка 24», в Петербурге емкость рынка аренды спецтехники до кризиса 2022 года составляла более 7 млрд рублей в год, прирост был на уровне 20% ежегодно. В этом сегменте работают компании «Ренттехстрой», структуры «Россетей», «Лайм Спецтехника» и другие.

Свято место не пусто

Сейчас место, освободившееся на рынке после ухода европейских поставщиков строительной спецтехники, активно занимает Китай. «Причем появляются такие марки, о которых мы раньше не слышали. И пока не совсем понятно, какое они предлагают качество продукции», — рассказывает Андрей Мукосеев. В целом, по подсчетам экспертов, доля импортной спецтехники на российском рынке превышает 85%.

Отечественные заводы сталкиваются с проблемой агрессивного импорта, с января по июль 2023 года он вырос на 66%, до 254 млрд рублей, отмечают в ассоциации «Росспецмаш». Это негативно влияет на темпы производства российской строительно-дорожной техники и уже привело к снижению продаж по отдельным ключевым видам машин.

«Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки», — добавили в «Росспецмаше».

Но в целом отечественное производство уверенно растет. По данным портала «Росспецмаш-Стат», российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели за 9 месяцев 2023 года продукции на сумму 65,2 млрд рублей, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Отгрузки на внутренний рынок составили 59 млрд рублей, что на 22% выше показателя за 9 месяцев 2022 года.

«Рост выпуска и продаж продукции связан с сохранением высоких объемов строительства и реализацией масштабных инфраструктурных проектов», — отмечают в «Росспецмаше».


техника строительство транспорт
Другие статьи автора Читайте также по теме
Соучредитель компании «Евроинвест Девелопмент» Андрей Березин рассказал «Новому проспекту», почему коворкинги так важны для крупных районов современной застройки и какие дополнительные функции может взять на себя недвижимость этого формата в новом доме.
Смольный намерен расторгнуть договор с ООО «Такси», принадлежащий которому лазурный автобус упал в Мойку и унес жизни семи пассажиров. Ранее эту компанию уже 23 раза штрафовали за грубые нарушения. Но не реже их допускают и другие петербургские перевозчики, а объективность ведомственных проверок вызывает сомнения.
Компания Ferrari представила новый флагманский суперкар под названием 12Cilindri.
04.05.2024

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки