Строительная отрасль на пороге спада
Новый проспект
Статьи

Строительная отрасль на пороге спада

Прочитано: 1096
Строительная отрасль на пороге спада

Стоимость массового жилья в петербургских новостройках за первое полугодие 2020 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,2-7,5%. Такие данные были озвучены на круглом столе Ассоциации строителей Петербурга и отраслевого портала nsp.ru. По мнению участников дискуссии, это ожидаемые показатели, обусловленные как произошедшим год назад переходом отрасли на проектное финансирование, так и общеэкономической ситуацией.

Одновременно с повышением цен строители наблюдают снижение покупательской активности на рынке жилья. По данным «Петербургской недвижимости», спрос на новые «квадраты» упал за год на 14,4% до 1,47 млн м2. Это отразилось и на фактических продажах. По данным Росреестра, в январе-июне 2020 года в Петербурге было заключено 34 687 договоров долевого участия, в Ленобласти — 8 828, что на 39% и на 45% соответственно меньше, чем в первом полугодии 2019 года.  

Интересно, что пандемия и введенные весной ограничительные меры, направленные на противодействие распространению вируса, повлияли на состояние строительной отрасли опосредованно. По словам вице-губернатора Петербурга Николая Линченко, во втором квартале 2020 года ни одна стройка в городе не была заморожена. «Поскольку удалось наладить процедуру регистрации договоров долевого участия и сохранить цепочки финансирования строительства, мы смогли минимизировать потери отрасли, где 75% проектов еще реализуются по старым правилам, без эскроу-счетов», — отметил Николай Линченко.

Однако снижение доходов населения в перспективе приведет к большому сокращению платежеспособного спроса. Строители уже сейчас понимают, что для стабилизации ситуации в отрасли необходимо «строить больше и дешевле». Но и здесь, исходя из текущей ситуации, отрасль упирается в тупик: больше 3 млн м2 в год нового жилья Петербургу не нужно, а для снижения себестоимости строительства предпосылок нет.

«Себестоимость строительства складывается из затрат на землю, непосредственно на строительные работы, на создание социальной инфраструктуры и накладных расходов», — перечисляет генеральный директор СК «ЛенСтройТрест» Валерия Малышева. Земля, по ее словам, дешеветь не будет. «Наоборот, в прогнозах мы закладываем рост себестоимости по этой статье. Кроме того, любая дополнительная опция, которую мы вводим в проекты, чревата новыми затратами. И предпосылок для снижения себестоимости строительства мы не видим», — говорит она.

«Чтобы где-то снизить цену на квартиры, мы должны чего-то дольщикам не додать. А это противоречит взятому нами курсу на создание комфортной для жизни среды», — согласен генеральный директор ГК «КВС» Сергей Ярошенко. По его словам, для снижения цен необходимо пересматривать СНиПы, регламенты, нормативы по социальной нагрузке, причем делать это по всей России. «А пока себестоимость строительства растет, цена продаж тоже не снижается», - констатирует он.

Одним из нормативов, требующих пересмотра, участники дискуссии назвали требования по обеспеченности жилья парковочными местами. Сегодня, согласно нормам, это, как минимум, одно машиноместо на квартиру. Строители возводят паркинги, но они стоят полупустые: у покупателей массового жилья, как правило, нет лишних денег на покупку парковочного места. «У нас 80% ипотечников, и дополнительный взнос в 8-9 тыс. рублей в месяц за паркинг оказывается для них обременительным», — говорит заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой» Максим Жабин.

Это подтверждает и генеральный директор СК «Мегалит» Александр Брега: «Паркинги строят не проданные. Цена мест в них на 20-30% ниже себестоимости, а сроки продаж растягиваются до 10 лет. Строители получают убытки». По оценкам Максима Жабина, себестоимость машиноместа в отдельно стоящем паркинге в среднем составляет 400-420 тыс. рублей. «Надо плотно с этим работать, как-то снижать себестоимость», — говорит он.

Еще один норматив, который может быть скорректирован, это количество мест в общеобразовательных школах на 1 тыс. человек. «Этот норматив сегодня — 120 мест на 1000 человек. А реально востребованы 80 мест. При этом изначально завышенный аналогичный норматив по обеспеченности новостроек детскими садами, в итоге, оказывается справедливым — все места в дошкольных учреждениях, как правило, заполнены», — говорит генеральный директор Группы компаний «БКН» Леван Харазов. По словам Валерии Малышевой, в проектах «ЛенСтройТреста» обязательства по возведению социальных объектов дополнительно дают нагрузку в 12 тыс. рублей на 1 м2 жилья.

«Себестоимость строительства — это клапан, работающий в одну сторону: повысить можно, а понизить никак», — единодушно признали участники круглого стола. Ключевая проблема отрасли сегодня в том, что при сокращении спроса на жилье не происходит аналогичного снижения его себестоимости. И быстро эту проблему не решить.

По мнению генерального директора архитектурной студии XY Константина Трофимова, в строительной сфере нужно четко разделить проблемы «политики» и проблемы «бизнеса». «Город сегодня создается на двух уровнях. Первый — макроуровень, на котором строятся дороги, инженерные сети, принимаются градостроительные регламенты. Это каркас мегаполиса. Второй — бизнес-уровень, работает внутри этого каркаса, с инвестиционно-привлекательными территориями. Его прямая функция — извлечение прибыли. Эти уровни нельзя смешивать. Политическими методами не стоит решать проблемы бизнеса и наоборот. Ситуации, когда тот, кто создает общегородской инфраструктурный проект, пытается его окупить, или когда бизнесу делегируется создание инфраструктуры — неправильны», — поясняет Константин Трофимов.

По прогнозам президента СРО «Объединение строителей Петербурга» Александра Вахмистрова, рост в строительном секторе начнется не ранее 2022 года. «Схожая с нынешней макроэкономическая ситуация продлится и в следующем году. А до конца этого года стоит ждать спада в отрасли», — рассуждает он. Но есть и повод для оптимизма. По словам Александра Вахмистрова, за время карантинных мер ни одна организация в петербургском жилищном строительстве не стала банкротом, и предпосылок к банкротствам нет. «Ситуация в отрасли сейчас относительно стабильная: все компании консолидировали усилия на достройке объектов по старым правилам. Параллельно они открывают штучные проекты с использованием проектного финансирования», — заключил он.


недвижимость Строительство новостройки цены пандемия
Другие статьи автора Читайте также по теме
Сегодня россияне — одни из самых активных инвесторов в недвижимость Дубая. «Новый проспект» поговорил с участниками рынка о том, чем Дубай привлекает соотечественников, какие факторы влияют на рынок недвижимости в этой стране, как он развивается и что дальше будет со спросом на жилье в эмирате.
Спрос на участки и дома за пределами Петербурга продолжает расти. Этому способствуют льготная ипотека, более доступная по сравнению с мегаполисом цена и изменения потребительских предпочтений населения. «Новый проспект» опросил экспертов рынка об основных тенденциях на загородном рынке, динамике цен и прогнозах на текущий год.
Компания «Вилла Монте Архыз», связанная с петербургской ГК «Акорн», построит на курорте Архыз сервисный апарт-отель. Проект, стоимость которого оценивается в 2 млрд рублей, имеет хорошие перспективы, уверены эксперты. Позже в этом же месте девелопер построит и отель класса пять звезд.

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки