Стресс-тест пройден. Туристический барометр Петербурга идет вверх
Ведущие аналитики гостиничного рынка подвели итоги 2022 года, назвав его годом начала восстановления туриндустрии Петербурга. Практически только за счет внутреннего туризма турпоток за год вырос на 33%, а сумма, которую туристы потратили в 2022 году, оказалась на 56,5% выше потраченного ими годом ранее.
Комитет по развитию туризма Петербурга представил «Турбарометр Санкт-Петербурга-2022», где подведены итоги индустрии гостеприимства за 2022 год.
«Год для индустрии был очень непростым, но цифры подтверждают, что сегодня туристическая индустрия города активно восстанавливается и туристский поток в 2022 году вырос на 33% по сравнению с 2021 годом», — говорит Сергей Корнеев, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.
Как поясняет Юлия Кислова, директор агентства Market Guide, проводившего исследование, этот рост был достигнут за счет российских туристов, прежде всего индивидуальных и семейных. На иностранцев, по данным агентства, в прошлом году приходилось не более 4% турпотока.
На этот рост повлияло и оживление MICE-сегмента — делового туризма и корпоративных мероприятий: отельеры отмечают, что в дни проведения конгрессно-выставочных мероприятий и крупных выставок загрузка в отелях непременно растет.
«Прошедшие 3 года показали, что отельеры с честью выдержали столь долгий стресс-тест, приняв новые вызовы, последовавшие после пандемии и изменения геополитической обстановки», — говорит Юлия Кислова.
«Динамика бронирований объектов размещения в 2022 году в 10 раз превысила динамику-2021», — подтверждает Ксения Безбородова, руководитель команды по работе с отелями СЗФО компании Ostrovok.ru.
Основной рост турпотока, конечно, пришелся на летний период: с марта отельеры и компании, специализирующиеся на сервисе онлайн-бронирования отелей, видели, что кривая бронирований пошла вверх. «И хотя по году в целом на первом месте по количеству бронирований была Москва, в высокий сезон Петербург впервые обогнал ее по этому показателю», — подчеркивает Ксения Безбородова.
Если сравнивать с допандемийными показателями, то Петербург тоже выглядит неплохо. Как выразился Сергей Данильченко, управляющий партнер компании Hotel Advisors, по динамике загрузки мы выше, чем были в 2018 году, хотя пока и недотягиваем до 2019 года, когда в городе был туристический бум после Чемпионата мира. «Но думаю, что у нас всё впереди», — улыбается он.
Поездка в Питер как стиль жизни
В отелях, по данным Market Guide, фактически весь 2022 год наблюдалась достаточно высокая загрузка. Если в 2021 году средняя загрузка отелей 3ؘ-5 звезд оценивалась в 45-50%, то в 2022-м — в 60-65%.
Эксперты отмечают высокую лояльность туристов к Петербургу, которая выражается и в уровне их удовлетворенности (он не опускается ниже 85%), и в высоком уровне возвратных поездок: в 2022 году их доля приблизилась к допандемийным показателям, составив около 40%.
«Это означает, что большое количество россиян ежегодную поездку в Петербург считают уже стилем своей жизни», — объясняет Юлия Кислова, добавляя, что на турпоток, несомненно, повлияли и переориентация российских туристов на отдых внутри России, и знаменитая программа туристского кешбэка, которая в прошлом году была реализована Ростуризмом.
Со второго квартала 2022 года эксперты наблюдают значительный рост семейного туризма, в том числе с детьми, и многие отели столкнулись с тем, что стало не хватать трех- и четырехместных номеров.
А самыми востребованными категориями размещения, по данным Ostrovok.ru, были гостиницы без категории (их выбирала пятая часть туристов), а далее — отели категории 3 звезды, апарт-отели и отели категории 4 звезды. Для сравнения: в Москве пятая часть туристов выбирала гостиницы без категории, но на втором и третьем местах оказались отели категории 4 звезды и категории 3 звезды, и лишь потом апарт-отели.
Апарты — конкуренты
Апарт-отели всегда стоят особняком в гостиничном бизнесе, будучи несколько отдельным сегментом рынка. И, согласно данным Hotel Advisors, по операционным показателям этот сегмент вырос в 2022 году: RevPAR (средний доход на номер) вырос на 22% по отношению к 2021 году, ADR (средняя цена за номер/ночь) — на 23,8%.
«Но у бизнеса апарт-отелей есть две важные составляющие: номера, сдающиеся в краткосрочную аренду, и долгосрочная сдача в аренду», — обращает внимание Сергей Данильченко.
И хотя в целом загрузка апарт-отелей, по данным Hotel Advisors, снизилась на 1,3%, соотношение краткосрочного и долгосрочного сегментов в общей загрузке составляет 35% на 65% соответственно.
«В 2021 году это соотношение было менее близко: «краткосрока» было меньше. Это говорит о том, что апарт-отели постепенно наращивают сегмент краткосрочной аренды, по сути, вклиниваясь в то, с чем работают классические отели», — говорит Сергей Данильченко, заключая, что и далее апарт-отели будут влиять на распределение спроса на туристическом рынке.
И это влияние будет тем больше, чем больше будет расти рынок апарт-отелей. «А он до сих пор развивается и продолжает расти», — утверждает Айна Магомедова, региональный менеджер компании HRS, подчеркивая, что в 2023 году заявлено к вводу более 3 тыс. юнитов.
Отели вместо квартир
Ключевым регионом, из которого в Петербург приезжает большинство туристов, по данным Market Guide, традиционно является Московская агломерация (Москва и Московская область): на нее приходится 33% внутреннего потока. Эксперты объясняют это более высокой платежеспособностью населения этих регионов, а также хорошей транспортной доступностью.
Следующими по количеству туристов, приезжающих в Северную столицу, оказываются Приволжский, Центральный (исключая Московскую агломерацию) и Северо-Западный федеральные округа.
При этом туристы стали предпочитать гостиничный сервис: количество размещений в гостиницах всех категорий в 2022 году составило около 5,3 млн, что, как отмечает Юлия Кислова, на 17% выше уровня 2021 года.
«Мы отмечаем важную тенденцию: в прошлом году увеличилась доля туристов, которые останавливаются в гостиницах и других средствах размещения вместо арендованных квартир. Если в предыдущие годы эта доля не превышала 35-37% туристов, то в этом году составила 42%», — говорит Юлия Кислова.
Она объясняет это тем, что люди, предпочитавшие ранее останавливаться в арендованных квартирах или апартаментах, при условии сопоставимой стоимости стали предпочитать гостиничный сервис, который в 2022 году даже немного обошел аренду квартир.
Молодые, образованные, семейные
В целом, как отмечают эксперты, турпоток значительно помолодел: доля туристов в возрасте 18-34 лет, по данным Market Guide, составляет 34-38%. Подавляющее большинство туристов — люди образованные, как правило, со средним уровнем дохода (до 60 тыс. рублей на члена семьи), семейные.
В Петербург они приезжают в среднем 1-2 раза в год на 3-4 дня, организуя поездки самостоятельно, не прибегая к услугам туроператоров и турагентств (на их долю приходится менее 4% поездок).
Что касается сервисов бронирования, то если в 2021 году абсолютным лидером был Booking, то в 2022-м лидируют Ostrovok.ru, «Авито», «Суточно.ру» и «Броневик».
«Мы прогнозируем, что в ближайшие 2-3 года будет гонка среди 3-5 ОТА (Online Travel Agency — туристские агентства, реализующие свои услуги через интернет. — Прим. «НП»), а потом останутся два лидера», — утверждает Александр Шаров, руководитель коммерческого департамента компании Travelline.
При этом отели, по его прогнозу, будут пытаться сохранить долю прямых продаж, которая сейчас составляет около 50%.
Средний чек растет
Средние расходы на одну поездку в Петербург в 2022 году на одного российского туриста увеличились на 24% относительно 2021 года и составили примерно 40 тыс. рублей. Рост среднего чека, как отмечают аналитики Market Guide, произошел за счет роста цен на междугородний транспорт, а также за счет увеличения расходов на проживание и питание в городе.
При этом средние чеки туристов из стран дальнего зарубежья выше, но столь заметного роста не наблюдается: расходы иностранных туристов увеличились на 2,8% для приезжавших из стран ближнего зарубежья и на 17% — из дальнего.
По данным Ostrovok.ru, в Петербург в 2022 году туристы приезжали в среднем на 3 дня, и средняя стоимость бронирования составляла 12,2 тыс. рублей на человека, а средняя стоимость ночи — 4250 рублей. В Москву приезжали в среднем на 2 дня, и, соответственно, средние стоимости бронирования и ночи составляли 9,9 тыс. рублей и 4,4 тыс. рублей.
В целом сумма, которую туристы в 2022 году потратили в Санкт-Петербурге, оценивается экспертами в 366,2 млрд рублей, из которых 12,1 млрд рублей (3,3%) приходится на туристов из стран ближнего зарубежья, а 17,4 млрд рублей (4,8%) — из дальнего.
Общая сумма потраченного в городе, как отмечает Юлия Кислова, на 56,5% выше, чем в 2021 году, когда туристами было потрачено 233,9 млрд рублей. Это произошло как за счет роста самого турпотока, так и за счет роста самих расходов.
Риски для пятизвездников
Таким образом, как отмечают эксперты, одним из главных трендов гостиничного рынка стало активное развитие внутреннего туризма: основным гостем сегодня является российский турист.
Однако гостиницы, особенно премиального сегмента, активно изучают потребности туристов из дружественных стран, которые раньше не являлись их основной аудиторией. Это туристы из Ирана, Саудовской Аравии, Бахрейна и других стран, начавшие активно посещать Санкт-Петербург последние 2 года.
При этом уход международных сетей, таких как Sokos, Marriott, InterContinental и других, не сильно повлиял на гостиничный рынок, хотя отключение от глобальных систем дистрибуции не способствует быстрому восстановлению въездного потока даже из дружественных стран.
«И в этом отношении для гостиниц премиального сегмента есть некий риск», — отмечает Юлия Кислова, объясняя, что если в ближайшие 3-4 года въездной поток иностранных туристов не восстановится, то, возможно, этот сегмент отелей сузится, поскольку сузится потребность в премиальном сервисе.
Интересно, что уже в эти новогодние праздники, по данным Ttavelline, заезды в пятизвездочные отели в Петербург просели на 19% по сравнению с новогодними праздниками 2021-2022. Для сравнения: московские пятизвездочные гостиницы показывают в этот период рост на 38%. Впрочем, возможно, это отражает особенности городов, поскольку ситуация в трехзвездочных отелях несколько иная: заезды в Москве в новогодние праздники 2022-2023 упали на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2021-2022, а в Петербурге возросли на 6%.
В целом, как рассказывает Ксения Безбородова, наиболее устойчиво в Петербурге показали себя отели более низкого уровня — без звезд, 1 или 2 звезды: ни по количеству бронирований, ни по цене продажи они никак не отреагировали ни на какие колебания внешнего спроса и даже продолжали наращивать средний тариф. Длина проживания у них также была весь год примерно одинаковой. У пятизвездочных гостиниц в низкий сезон она снижалась до двух ночей, в высокий вырастала до трех, притом что и цена у них несколько снизилась в марте и феврале.
«При этом апарты и отели без звезд чувствовали себя прекрасно! Спрос у них вообще не падал, и они продолжали наращивать свою цену продажи», — заключает Ксения Безбородова.
Выходные уже заняты
Что касается только наступившего 2023 года, то уже сейчас в Петербурге очень много забронировано номеров в гостиницах на выходные до конца марта и далее.
«Мы видим, что сегодня все заранее бронируют выходные дни. Плечо бронирований на будние дни короче, но брони также идут», — говорит Ксения Безбородова. В Москве, по наблюдению компании Ostrovok.ru, спрос более ровный, перепадов нет: чем ближе дата заезда, тем больше спрос.
«Динамика амбициозная, и дальнейшее восстановление туризма в Санкт-Петербурге зависит и от восстановления въездного потока туристов прежде всего из дружественных стран, и от развития внутреннего туризма, в том числе группового и детского», — заключает Юлия Кислова.
По материалам ежегодного делового завтрака для отельеров Санкт-Петербурга, организованного компанией Hotel Advisors, специализирующейся на вопросах управления доходом для различных средств размещения