Стрельба из пушки по «Твиттеру». Зачем в России хотят ограничить рекламу иностранных айтишников
Новый проспект
Статьи

Стрельба из пушки по «Твиттеру». Зачем в России хотят ограничить рекламу иностранных айтишников

Прочитано: 215
Стрельба из пушки по «Твиттеру». Зачем в России хотят ограничить рекламу иностранных айтишников
Депутат Госдумы Антон Горелкин требует запретить рекламироваться IT-компаниям, у которых нет офисов в России. Он называет их «цифровыми колонизаторами». Рынок, однако, не понял, кого член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи имеет в виду. Точнее понял, что бизнес тут ни при чем. 

До 1 августа правительство РФ по поручению президента должно подготовить предложения по установлению дополнительных требований к зарубежным технологическим компаниям, «осуществляющим деятельность в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети интернет, в том числе в части, касающейся открытия представительств этих компаний на территории РФ».

Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн в феврале 2021 года анонсировал внесение законопроекта, прямо обязывающего зарубежные IT-компании иметь представительства на территории России. А депутат Антон Горелкин решил начать с ограничения рекламы. Логика его проста: раз «большинство компаний» игнорируют российское законодательство, зарабатывая при этом в России деньги, их надо не только штрафовать, но и ограничивать рекламу. «Бить надо по самому больному месту IT-капиталистов — кошельку», — рассуждает Антон Горелкин.

Депутат не ответил на запрос «Нового проспекта» о том, какое число «цифровых колонизаторов» работает сегодня на территории РФ, сколько они зарабатывают и, самое главное, как именно Горелкин планирует ограничивать их в рекламе. За инициатора очередных ограничительных мер попробовали ответить игроки рынка. 

«Нет, всё понятно. Но что конкретно?»

Директор по стратегии и инновациям компании «Техносерв» Максим Гарусев считает, что точное количество зарубежных компаний, которые работают в России, едва ли можно оценить в принципе, так как границы понятия «IT-компания» являются довольно размытыми. «Например, иностранные телекоммуникационные операторы, чьи дочерние компании в России имеют российские лицензии на право оказания телекоммуникационных услуг, прекрасно оказывают большой спектр IT-услуг, таких как поставка оборудования, его монтаж, обслуживание, — перечисляет Максим Гарусев. — Компании, которые являются торговыми маркетплейсами — агрегаторами, имеют свои мобильные приложения и тоже являются своеобразными IT-компаниями. Если рассматривать традиционных IT-игроков, то практически все значимые для рынка компании имеют свои дочерние представительства — юрлица в России».

«Многие из зарубежных производителей ПО и оборудования, от лидеров рынка до стартапов, всерьез рассчитывающие работать на российским рынке, открывают свои представительства или передают эти функции своим дистрибьюторам, — согласна директор по корпоративным коммуникациям компании «Марвел-Дистрибуция» Юлия Салагаева. — В договорах с вендорами прописаны все условия, касающиеся прав и обязанностей дистрибьюторов, продажи продуктов и решений производителей, а также их продвижения. Все рекламные активности подтверждаются документально».

По подсчетам аналитического центра TAdviser, совокупно через российские компании крупнейших зарубежных вендоров в 2019 году прошло около 1,25 трлн рублей, что на 4% больше аналогичного показателя в 2018 году. В сентябре 2020 года TAdviser составил рэнкинг офисов иностранных IT-компаний в России на основе объема их выручки. Первые три места в нем занимают компании Samsung (271,8 млрд рублей), Apple (189,3 млрд рублей) и Huawei (144 млрд рублей). При этом эксперты делают оговорку: показатели, представленные в рэнкинге, не отражают полные обороты бизнеса этих компаний в России, так как зачастую, несмотря на представительства, контракты заключаются напрямую с их зарубежными офисами. В качестве примера приводится интернет-гигант Microsoft, бизнес в России которого работает через партнерский канал. И в случае с Intel выручка российским подразделениям поступает не от продаж продуктов заказчикам, а от услуг по разработке и продвижению продуктов корпорации.

Тем не менее в TAdviser «Новому проспекту» сообщили, что в России в целом очень мало иностранных IT-компаний, которые размещают рекламу и не имеют представительства. 

Эксперты отмечают, что если рынок интересен IT-компании с точки зрения развития бизнеса, больше шансов, что она откроет локально представительство и будет проводить через него большие объемы продаж, и блокировка рекламы вряд ли сможет повлиять на этот процесс. Тем более, что объем рекламы, размещаемой в России иностранными IT-компаниями, не имеющими представительства в нашей стране, ничтожен и, по оценке TAdviser, не превышает 100 млн рублей в год. «Чаще всего они платят в валюте, и запрет на их рекламу просто сократит экспорт услуг из России», — поясняют аналитики. 

Ранее в СМИ декан факультета права НИУ ВШЭ, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов рассказывал, что доля прибыли от digital-рекламы зарубежных IT-компаний, работающих в России, составляет более 50% всего рынка, общий объем которого в 2020 году составил в России 178 млрд рублей. Правда, данных о том, какая часть из этих компаний работает «в серую», эксперт не называл.

Из пушки по воробьям 

«Речь в инициативе депутата, вероятно, идет об интернет-компаниях и прежде всего о Twitter», — предположили эксперты TAdviser. Действительно, упорную борьбу с Twitter российский регулятор ведет уже не первый год. На днях Роскомнадзор сообщил, что направил в Twitter более 28 тыс. требований об удалении запрещенной на территории РФ информации. Кроме того, параллельно с Facebook Twitter отказывается локализовать хранение данных россиян на территории РФ. В феврале прошлого года за этот отказ компании были оштрафованы на 4 млн рублей каждая, после чего летом на них были заведены дела о принудительном взыскании штрафов. И если Facebook выплатил штраф (но данные так и не локализовал), то Twitter пытается найти правду в российском суде, впрочем безуспешно.

Twitter в России менее популярен, чем другие соцсети. По данным Brand Analytics, у российской части площадки насчитывается 690 тыс. активных авторов. По показателям аудитории сеть не растет с 2019 года. По состоянию на ноябрь 2019 года, в России Twitter использовали всего 0,44% населения. Самыми активными регионами в Twitter являются Москва, Санкт-Петербург и Якутия. Для сравнения: на соцсеть «ВКонтакте» приходилось 20,97% россиян, а Instagram — 18,89%. При этом в мире, по данным платформы e-commerce Oberlo, количество пользователей Twitter составляет около 330 млн, 145 млн из них пользуются площадкой каждый день. «Twitter является хронически убыточным бизнесом, — при этом отмечают в TAdviser. — В прошлом году их убытки составили $1,13 млрд. Доля России в их выручке, скорее всего, составляет менее 1%».

Другое дело, Facebook. Являющаяся крупнейшей социальной сетью в мире, по итогам 2020 года она показала рост чистой прибыли в 1,6 раза, до $29,146 млрд. Квартальная выручка компании от рекламы составила $27,187 млрд, это на 31% выше уровня IV квартала 2019 года. Общая рекламная выручка компании, включающая Instagram, по итогам II квартала 2020 года выросла на 10% и составила $18,3 млрд. Доля российского бизнеса не называется. Число ежедневно активных пользователей соцсети в декабре 2020 года увеличилось на 11% в годовом выражении и составило 2,8 млрд человек. Правда, по данным Mediascope, в России соцсеть не входит даже в топ-10 по популярности среди пользователей. На май 2020 года, каждый месяц в соцсеть заходят около 39,7 млн россиян, ежедневно — около 9,3 млн.

Темная лошадка

Есть и еще одна площадка, работающая на территории России, но не имеющая местных юрлиц. И к ней с некоторых пор у российских властей не возникает никаких претензий. Это Telegram. В 2018 году Telegram был заблокирован на территории России за отказ поделиться с регулятором ключами шифрования для дешифровки сообщений. Правда, все это время сервис продолжал работать при помощи VPN. И, тем не менее, формально основатель площадки Павел Дуров судился с ФСБ и был «отверженным» в глазах официальной российской власти несколько лет. А в июне 2020 года Роскомнадзор взял да и снял требования по ограничению ресурса. 

«Блокировка Telegram в России более 2 лет назад произошла под эгидой борьбы с терроризмом. Хотя мы и тогда не питали симпатии к террористам, с тех пор мы проделали большой путь по преодолению этих угроз. За это время были усовершенствованы методы обнаружения и удаления экстремистской пропаганды, и теперь командой Telegram пресекаются десятки тысяч попыток распространить публичные призывы к насилию и террору ежемесячно. При полном сохранении тайны переписки в рамках политики конфиденциальности Telegram были разработаны механизмы, которые позволяют предотвращать террористические акты по всему миру», — так объяснил виртуальное возвращение на Родину Павел Дуров. С тех пор мессенджер спокойно работает в РФ. В настоящее время Telegram насчитывает около 500 млн пользователей по всему миру. На середину прошлого года число российских пользователей Telegram достигло 30 млн. При этом Павел Дуров не так давно пояснял в своем канале, что у мессенджера нет ни серверов, ни представительств в России.

Суров закон, но…

…работать он всё равно не будет, считает большинство опрошенных «Новым проспектом». По сути, применение новых ограничительных норм по факту возможно в одном варианте. Максим Гарусев говорит, что технически ограничивать рекламу в приложениях иностранных IT-компаний не получится никаким иным способом, кроме сплошной блокировки ресурсов.

«Максимум, что можно получить, — формальное исполнение требования. Вряд ли это приведет к открытию полноценного представительства, то есть сколько-нибудь значимого увеличения числа рабочих мест и налоговых поступлений, как и не появится возможность так или иначе влиять на деятельность таких компаний», — согласен глава аналитического агентства «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов.

«Законопроект не повлияет на западных технологических гигантов, так как с точки зрения мировой выручки российских рынок для них не в приоритете, — добавляет Максим Гарусев. — Те, кто хотел развивать бизнес в России, уже открыли свои представительства, так как сложно вести трансграничный бизнес, переводить деньги, осуществлять поддержку и т.д.». Максим Гарусев предлагает направить законодательную инициативу в более четкое русло. «Строго необходимо, чтобы в рамках обсуждения этого законопроекта были четко определены границы применения этого законопроекта и субъекты, которые попадают под это регулирование», — пояснил он.

IT законопроект Госдума
Другие статьи автора Читайте также по теме
Выборы состоялись, но их результаты будут объявлены только через 5 дней. «Новый проспект» спросил экспертов про уникальность прошедшего голосования и про новую политическую реальность.
В IT-сфере быстрее всего растет рынок роботизации и интеллектуальной обработки данных. «Новый проспект» рассказывает, как устроен этот сегмент.
Независимый аналитик Алексей Куприянов рассказал "Новому проспекту", зачем ЦИК скрывает цифровой след результатов выборов.

Россияне ждут снижения цен на жилье, хотя недавно верили в их рост
27.09.2021
Петербург значительно поднялся в рейтинге "здоровых" регионов России
27.09.2021
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отказался переходить в Госдуму
27.09.2021
Российские власти обсуждают новую реформу пенсионной системы
27.09.2021
Петербуржцы пугаются "четвертой волны" коронавируса меньше, чем москвичи
27.09.2021
Губернаторов переименуют в "глав" и разрешат избираться более двух сроков подряд
27.09.2021
Опрос: 51% компаний России сократили расходы из-за пандемии
26.09.2021
Завтра Путин проведет заседание Совбеза по стратегическому планированию в стране
26.09.2021
В тоннеле петербургской дамбы из-за ремонта с понедельника ограничат движение
26.09.2021
В Швейцарии однополым парам разрешили вступать в брак и усыновлять детей
26.09.2021
Талибы*: "Таджикистан вмешивается в наши дела"
26.09.2021
ООН: в мире хранится около 14 тыс. единиц ядерного оружия
26.09.2021
Намек на бабье лето. В начале следующей неделе в Петербурге будет тепло и сухо
26.09.2021
Space Adventures: российские богачи хотели полететь в космос, но не смогли оставить бизнес на пол года
26.09.2021
Гран-при "Формулы-1" после переезда под Петербург будет проводиться в период белых ночей
26.09.2021
К лагерю Путина в Сибири подходили медведи, но главу государства хорошо охраняли
26.09.2021
За сутки в Петербурге заболели коронавирусом более 2 тыс. человек и 56 человек умерли
26.09.2021
Прокуратура проверит обстоятельства инцидента с сухогрузом "Русич-10" в проливе Босфор
26.09.2021
Министерство спорта поддержит заявку России на проведение чемпионата мира по мини-футболу
26.09.2021
Умер основатель группы Status Quo Алан Ланкастер
26.09.2021
Сотрудникам некоторых бюджетных организаций с 1 октября повысят зарплату
26.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки